Роль волонтерского движения. Что такое волонтерство

Организация деятельности волонтерских отрядов позволяет создать условия для формирования системы духовно–нравственных ценностей у ребят. Это гарантия того, что ребята станут открытыми, честными, милосердными людьми. Волонтерство формирует готовность подростков к самостоятельному принятию решений, развивает восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом. Все эти качества способствуют успешному нравственному становлению подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маслова Валентина Викторовна, воспитатель

ГБПОУ Государственный агротехнический колледж

356132 СК с. Московское, ул. Полушина, 2

Роль волонтерского движения в воспитании молодежи.

Руководить духовно-нравственным воспитанием –

Это значит создавать тот моральный тонус школьной

Жизни, который выражается в том, что каждый

Воспитанник о ком – то заботится, о ком-то печётся

И беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце.

В. Сухомлинский

В системе воспитательной работы учреждений среднего профессионального образования одно из важнейших мест на современном этапе отдано инновационным методам. Согласно определению инновация - это использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления Исходя из этого, любая инновация предполагает введение чего- то нового. Инновация в воспитании, прежде всего, означает введение нового в цель, содержание, методы и формы воспитания, в организацию совместной деятельности преподавателя, классного руководителя, обучающихся, родителей, окружающего социума. Таким образом, использование инновационных методов обусловлено переходом к воспитанию разносторонней личности, созданию условий для самореализации, саморазвития и достижения успеха.

К инновациям в воспитании относятся: - игровые: - обучающие (дебаты) - интеллектуальные (Что? Где? Когда?) - коммуникативные (ток-шоу, брейн -ринг с приглашением специалистов); - социальное проектирование; - интернет сайты и форумы; - тематические акции; - волонтерское движение; - проведение выборов в органы студенческого самоуправления; - газеты, печатные издания; - конкурсы, соревнования с применением интерактивных форм проведения. В нашем учебном заведении в последнее время активно развиваются все эти формы, но я бы хотела остановиться на роли волонтерского движения в воспитании молодежи на примере нашего учебного заведения – Красногвардейского филиала Государственного агротехнического колледжа села Московского.

Стремление к объединению – естественная потребность подросткового возраста. Любой подросток по мере своего взросления и самосознания стремится к контакту с ровесниками. Объединяясь в различные группы, компании, команды, ребята тем самым объединяют свои знания, практический опыт, свои силы и возможности для достижения конкретной цели в учебной, трудовой, досуговой, общественно полезной деятельности.
Участие подростка в работе молодежного движения, организации – это в первую очередь проверка своих сил, возможностей, умения общаться, способность понимать другого, быть понятым самому. Вот почему в период взросления важно приобщить подростков к социально – значимой деятельности, важна школа нравственно – гуманных отношений, играющих решающую роль в формировании личности.

Организация деятельности волонтерских отрядов позволяет создать условия для формирования системы духовно–нравственных ценностей у ребят. Это гарантия того, что ребята станут открытыми, честными, милосердными людьми. Волонтерство формирует готовность подростков к самостоятельному принятию решений, развивает восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом. Все эти качества способствуют успешному нравственному становлению подростков. Но научить подростков проявлять чуткость, сердечность, внимание невозможно без пробуждения в них чувств беспокойства об окружающих людях: о родителях, бабушке, дедушке, больных сверстниках. Забота о других становится внутренним качеством молодого человека только тогда, когда он сам активно принимает участие в добрых поступках, учится присматриваться к физическому и душевному состоянию окружающих людей.

Волонтерство – это не только призвание, но и образ жизни. Волонтер получает возможность реализовать себя с новой стороны, проявить свои таланты и способности, получить полезные знания, но важнее всего – получить возможность изменить к лучшему жизнь кого-то, кто в этом нуждается! В основе любого волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому – это одна из важных христианских ценностей. Этот признак понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что жить нужно по христианским заповедям.

Наша волонтёрская группа не имеет названия, но входит в районное объединение «Союз молодежи Ставрополья». В группе всего 15 человек - это обучающиеся первых – третьих курсов. Возрастной состав – 15-18 лет.

Наш отряд образовался в 2010 году, а толчком для его создания стало мое участие в краевой инновационной площадке «Защита прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях профессионального обучения». В рамках данного вида профессионально-педагогической деятельности я работала над темой «Формирование эмпатийных способностей обучающихся», которая требовала конкретных действий. А так эмпатия - это одно из важнейших свойств личности, сплав» эмоционального отклика, сопереживание эмоциональному состоянию другого человека и понимания его, значит, и работа волонтерского отряда была направлена на развитие личностных качеств студентов, формирование навыков общения, лидерства, а также активного и ответственного подхода к жизни.

Отряду в этом году исполнилось шесть лет – это сравнительно небольшой срок, но о нем уже знают и местные жители, и ребята из школ района. В 2014 году отряд занял 2-е место в Красногвардейском районе и награжден Грамотой за развитие волонтерского движения.

Особой популярностью среди членов волонтерского отряда пользуются мероприятия и акции, требующие активности, собственной инициативы, дающие возможность почувствовать себя в новой социальной роли, ощутить свою необходимость и социальное значение, почувствовать, что твои действия могут помочь другому человеку.

Среди мероприятий особо выделяются: ежегодные акции «Вахта памяти. Вечный огонь»; «Никто не забыт. Ничто не забыто»; «Экологический патруль», акция «Дорогие мои старики» - посещаем одиноких пожилых людей на дому, делаем генеральные уборки, совершаем необходимые покупки, ухаживаем за приусадебными участками и многое-многое другое. Мы приходим к ветеранам войны и труда нашего села, дарим подарки, общаемся, помогаем в домашних делах.
Акция «Никто не забыт. Ничто не забыто» не ограничивается только уборкой памятников павшим землякам в годы Великой Отечественной войны, ребята вместе с педагогами приводят в порядок могилы ветеранов на сельском кладбище.

Акция «Экологический патруль» проводится с целью облагородить не только территорию учебного заведения, но сделать краше и чище родное село. Ребята высаживают кустарники, деревья, помогают обустраивать территорию пляжа.
Членами волонтерского отряда проводится большая информационно-разъяснительная работа с молодежью и местным населением. Ребята приняли активное участие в акциях «Белая лента», «Здоровье – наша главная забота», «Суд над наркотиками» и другие. Оформляли и распространяли буклеты и листовки среди жителей посёлка.

Наши волонтеры проводят исследовательскую работу и принимают участие в различных конференциях, рассказывая о своих достижениях. В апреле прошлого 2015 года мы побывали на студенческой научно-практической конференции «Никто не забыт, и ничто не забыто», где рассказывали о наших земляках – героях Великой Отечественной войны.
Волонтеры участвуют в организации и проведении районных и местных праздников, встреч, трудовых десантах, концертах, мероприятиях, посвящённых православным праздникам.

В волонтерскую группу мы принимали не только ребят с положительной характеристикой, но и тех, кто не отличались хорошим поведением в момент вовлечения их в эту деятельность. В ходе реализации разных акций их поведение изменилось в лучшую сторону.

Участвуя в волонтерской деятельности, подросток приобретает ряд практических навыков, необходимых ему и в повседневной жизни:

- оценивать эмоциональные переживания и состояния другого;

Воспринимать, распознавать и сопереживать окружающим;

Умение принимать решения;

- оказывать действенную помощь в преодолении возникших трудностей;

Умение вести за собой;

Умение расположить к себе собеседника;

Умение слышать и слушать собеседника;

Научно подтверждено, что организация и участие в межличностных контактах различных социальных ситуаций способствует развитию таких личностных качеств, как уверенность в себе, общительность, бесконфликтность, эмпатия, толерантность. Более того, принятие ответственности за межличностные отношения позволяет говорить о появлении социальной смелости. Отмечается развитие творческого потенциала, гибкости и нормативности поведения, увеличивается потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. С увеличением стажа работы добровольцы все отчетливее осознают важность выполняемой ими деятельности, понимая, что их активная жизнь получает признательность и уважение окружающих.
Выпускники нашего филиала, имеющие опыт работы в волонтерском движении реализуют себя в общественной работе, их поведение становится устойчивым личностным свойством, являющимся ядром коммуникативных черт характера, которые определяют психологический склад личности в целом.

Таким образом, деятельность нашего волонтерского отряда доказала, что волонтерское движение положительно влияет на нравственное становление обучающихся, на активность их жизненной позиции, подняло общий уровень эрудиции, помогло приобрести критическое видение действительности и развитые коммуникативные навыки.

Список литературы

1.Адольф, В.А., Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления / В.А, Адольф, Н.Ф. Ильина.- Красноярск: Поликом, 2007. - [с.190]

2.Принципы разработки концепции развития УУД. Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://schooloz25.ucoz.ru/kopilka/vystuplenie_toporovoj_s.a..pdf .

3. Сластенин, В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие / В. Сластенин, И. Исаев. - М., 2002. - [с.576]

4. Чанилова, Н.Г. Инновационные технологиии в воспитательном процессе / Н.Г. Чанилова, Н.Б. Дворцова, Н.А. Полякова. - Саратов, 2008. -[с.114]

5. Философская энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dic. academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy

6. Шаронова С.А. Метод игровой ситуации: учебно-методическое пособие / С.А. Шаронова. - М.: РУДН, 2001. -[с.87] - ISBN


Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Муниципальное Бюджетное Образовательное учреждение дополнительного

образования «Дом детского творчества имени Б.Т. Куропаткина»

Развитие волонтерской деятельности в молодежной среде

Составитель: педагог –организатор,

педагог дополнительного образования,

Матвеева Надежда Анатольевна

г. Полысаево

Введение

1.Определения понятия «волонтерство» и развитие волонтерской

деятельности в России.

2.Мотивы участия молодежи в волонтерской деятельности.

3.Основные направленияволонтерской деятельности.

Заключение

Список литературы

Введение

Все мы знаем, что рядом с нами естьтысячи людей, которые

нуждаются в поддержке и помощи. К большому сожалению, многие

остаются равнодушны к проблемам и бедам «ближних», спокойно закрывают

глаза, обходя стороной чужуюболь истрадание, надеясь,что помощь окажет

кто –то другой. Поступая так, людине задумываются, что подобное

проявление безразличия может привести наше общество к краху.

Актуальность темы: развитие волонтерскойдеятельности в

молодежной средезаключается в необходимости изучения форм и методов

работы волонтерских организаций, как одного из рычагов для создания

стабильного, сплоченного и здорового общества. Оценивая реальное

положение событийв нашем обществе, мы не можем не заметить

присутствиенегативных явлений. Одной из наиболее важных проблем

является употребление детьми и молодежью психоактивных веществ.

Наркомания приводит к сильнейшим психическим, личностным и

поведенческим расстройствам, а следовательно, к росту детской и

подростковой преступности, безнадзорности, алкоголизму, бродяжничеству,

заражению гепатитом, СПИДом и другими заболеваниями.

На сегодняшний день положение общества спасает волонтерская

деятельность –работа добровольцев на безвозмездной основе.Активные,

инициативные, неравнодушные к социальным проблемам ребята, работают с

наркомании, пропагандируют здоровый образ жизни, совершаютдобрые

поступки, делятсясвоим временем, энергией, навыками и знаниями для того,

чтобы помочь людям или окружающей среде.

Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного

воспитания. Благодаря чему происходит возрождение фундаментальных

ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость,

гуманность, отзывчивость и другие не менее важные ценности.

Волонтерская деятельность способствует изменению мировоззрения.

Оно приносит пользуобществу, государству и самим волонтерам, которые

посредством волонтерской деятельности развивают свои умения и навыки,

удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою

полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в

себе важные личностные качества, следуют своим моральным принципам,

открывают духовную сторону жизни.

1. Определения понятия «волонтерства» и развитие волонтерской

деятельности в России

Существует несколько определений понятия «волонтёрства». Слово

«волонтер» происходит от французского слова «volontaire» (доброволец).

Сначала в европейских странах так называли лиц, добровольно поступивших

на военную службу.

В работе Кудринской Л.А «Добровольческий труд: опыт теоретической

реконструкции» волонтерство рассматривается как добровольческий труд.

Добровольческий труд –непосредственная благотворительнаядеятельность.

выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи,

услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми,

а также лицами и социальными группами населения, оказавшимся всложных

жизненных ситуациях.

либо неформально, работая бесплатно как в государственных, так и в

частных организациях медицинской, образовательной сферы или сферы

социального обеспечения, либо являются членами добровольческих

организаций.

В последнее время значение этого слова расширилось и стало

использоваться для обозначения социального служения.Считают, что

волонтер –эт о альтруист, который по зову сердца безвозмездно занимается

социально значимой деятельностью и осознает свое значение для общества.

Волонтерство не знает национальности, возраста, статуса.

полезное для других, неполучая за это для себя прибыль.

добровольца профессиональных навыков, способный бескорыстно

передавать определенную информацию, делиться своим опытом и оказывать

помощь тем, кто в этом нуждается

включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное

предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая

осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта

на денежное вознаграждение».

Включаясь в волонтерскую деятельность, человек стремится на

безвозмездных основах повлиять на трансформацию современного ему

общества, сделать его лучше. Молодежь –традиционно наиболеесоциально

активная демографическая группа, которая может стать (и в частных случаях

является сейчас) основой крупномасштабного волонтерского движения.

Несмотря на богатство содержания волонтерской деятельности и

разноплановость ее целевой направленности,можно говорить о

существовании общих характеристик этого явления. Прежде всего,

доброволец не должен заниматься волонтерской деятельностью с целью

получения финансовой прибыли, а любое финансовое возмещение должно

быть меньше стоимости выполненной работы.Волонтерская деятельность

должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.

Современное понятие « волонтерства» в России начало формироваться

в 90- е годы, одновременно с зарождением различных некоммерческих,

общественных и благотворительных организаций, которые занялись

просветительской деятельностью, созданием условий для добровольцев и

благотворительностью как таковой.

В наше время в России волонтерская деятельность поднимается на

качественно новый уровень. В большинстве случаев волонтеры успешно

работают в тех проблемных областях, которые не всегда под силу охватить

государственным организациям. Вклад волонтерского движения настолько

ощутим, что 2001 год был объявлен ООН Годом Волонтера.

Последние десятилетия стали наиболее активным этапом развития

волонтерской деятельности. За это время российский добровольческий

сектор стремительно развивался и своему нынешнему состоянию во многом

обязан социальной активности молодежи, ее стремлению оказать поддержку

нуждающимся, что и является основой добровольчества. По разным данным,

на сегодняшний день в России действуют околотысячи общественных

организаций, активно развивающих молодежные, добровольческие

программы.

другими странами мира. В нашей стране с этого времени сложилась новая

гражданская традиция отмечать Международный день добровольцев

проведением Недели добровольцев, которая сначала объединяла две даты: 3

В последние годы Неделя, как правило, плавно перерастает в Месячник

добровольцев, так как к этому моменту уже идет активная подготовка к

проведению детских новогодних и рождественских праздников. Первые

несколько лет Неделя проводилась под девизом «Вместе изменим жизнь к

лучшему!»

В Весенних добровольческих акциях принимают участие добровольцы

из разных уголков России, которые осуществляют множество социально

значимых локальных проектов и мероприятий: благоустраивают

микрорайоны, сажают деревья, убирают школьные территории, скверы и

парки, проводят Уроки добрав учебных учреждениях. Организуют

семинары, форумы, благотворительные концерты, спектакли, проводят акции

по сбору вещей книг, игрушек, денежных средств, оказывают адресную

помощь пожилым, одиноким людям и инвалидам, выполняют много других

общественно полезных дел.

В результате проведения таких крупных и значимых мероприятий, а

также повседневной работы молодежных объединений и организаций по

всему миру миллионы молодых людей приносят пользу обществу, реализуя

программы добровольческой деятельности. Молодежное добровольчество

является одним из наиболее эффективных способов оптимизации социальной

ситуации в обществе.

социально значимую деятельность по своей воле, посредством личного

вклада и предлагающие свою помощь безвозмездно.

2. Мотивы участия молодежи в волонтерской деятельности

Организация и развитие молодежного добровольческого движения

возможны только на основе и при учете объективной информации об

интересах, потребностях и мотивах потенциальных волонтеров.Волонтеры -

не только альтруисты, они работают ради приобретения опыта, специальных

навыков и знаний, установления личных контактов. Часто волонтерская

деятельность - это прямой путьк оплачиваемой работе, желание себя

Обычно участие в добровольном труде аргументируется желанием

быть кому- то нужным, ощущением потребности в общении с другими,

своеобразным бегством от одиночества. Для многих это еще и

самореализация, самоутверждение.Добровольный труд может удовлетворять

и сопутствующие интересы: получение образования, знакомства,

приобретение новых деловых контактов. И, наконец, это может быть

изначальной увлеченностью предлагаемым видом деятельности.

Данная деятельность позволяет молодому человеку, не «ломая» свою жизнь,

дополнить ее очень значимой частью - реализовать чувство личной

гражданской ответственности за происходящее.

Волонтерство предоставляет возможность приобрести социальный

роста. Некоторые волонтеры со временем начинают реализовывать свои

Н. А. Тернова среди мотивов, на основании которых личность

включается в волонтерскую деятельность, называет следующее: желание

помочь другим людям; знакомство с новыми людьми; получение новых

знаний и новых навыков в работе; гражданские чувства; желание

«попробовать» другую специальность; сострадание нуждающимся; желание

узнать о проблемах других людей; интерес к предложенной новой работе;

групповая работа с друзьями; чувство обязанности вернуть людям то, что

получил сам; религиозные соображения; желание почувствовать свою

необходимость; приобретение нового опыта; отсутствие другого способа

применить имеющийся опыт работы; стремление приобрести новых друзей,

развеять скуку; отсутствие общения; получение признания в обществе.

Мотивы участия в волонтерской деятельности основываются на ряде

потребностей личности, которые группируются следующим образом:

1) потребность в признании люди хотят, чтобы их работа или проявленные

способности высоко оценивались другими;

2) потребность в достижении людям нравится ощущать,что они выполнили

что- то важное;

3) потребность в самоконтроле - многим людям хочется ощущать себя

независимыми, чувствовать, что они несут ответственность за свою жизнь и

поступки;

4) потребность в разнообразии - людям, как правило, надоедает делать однои

5) потребность в росте - люди стремятся к развитию, расширению и

обогащению своего опыта, знаний и повышению своего жизненного статуса;

6) потребность в общении - потребность человека принадлежать к какой- то

группе, быть признанным, любимым, сотрудничать с другим человеком или

группой. Для этих людей важно работать в команде, получать групповые

7) потребность в развлечении - хотя это может показаться несерьезным, но

потребность в развлечении и приключениях очень сильна, иногда сильнее

всехостальных;

чувствовать себя особенным и значимым .

На основании исследований мотивации добровольцев можно выявить

некоторые тенденции: молодежь стремится получить какие- либо

нефинансовые выгоды, люди среднего возраста хотят работать в хорошо

организованной группе, а старшеепоколения - получить эмоционально -

психологический комфорт.

Таким образом, для того чтобы привлечь молодое поколениек участию

в волонтерской деятельности, необходимо опираться на группы мотивов,

связанных с полезностью данной деятельности для будущей профессии,

используя при этом групповые и коммуникативныеформы работы.

Для удовлетворения потребностей той или иной группы необходимо и

достаточно более или менее длительное участие в волонтерской

деятельности. По этому основанию выделяются волонтеры на долгий срок и

на короткий срок.

« Мотивация добровольца на долгий срок - достижение цели и

сопричастность. Лучшее признание для него выражается в предоставлении

большей возможности участия в решении проблемы. Ключевым моментом в

работе с таким добровольцем будет совместное планирование деятельности,

а стилем взаимоотношений равноправное партнерство. Характерные черты

добровольца на долгий срок: преданность идее или организации, которая

позволяет ему испытывать чувство сопричастности. Такой волонтер, как

правило, находит работу сам, либо «растет» внутри организации; стремится

самостоятельно определять расписание и продолжительность своей работы,

приспосабливает свое время и расход сил так, чтобы достигнуть успеха в

решении проблемы; он предпочитает проблемы «глобального» характера».

.

«Мотивация добровольца на короткий срок - признание личного

достижения, а не статус в группе. Признательность ему может быть

выражена подтверждением его личного вклада. Ключевой момент в работе с

таким добровольцем - подготовка для него четкого задания, поддержание в

нем уверенности, что время, которое он жертвует, направлено на достижение

конкретных результатов. Характерная черта добровольца на короткий срок

общая, но не очень глубокая заинтересованность в организации или

проблеме. Это сочувствующий, но не соратник; предпочитает четко

определенную работу в ограниченном от резке времени» [ 2, стр. 20-23].

Молодежь как наиболее активная социально демографическая группа

может стать основой развития волонтерского движения в нашей стране.

Опыт деятельности по созданию добровольческих групп, существующих на

сегодняшний день, стал основой выявления некоторых основ развития

волонтерского движения среди молодежи.

2. Основные направленияволонтерской деятельности

Добровольцы работают в региональных центрах и малых городах, в селах.

Основные направления волонтерских отрядов разнообразны:

- социальная защита;

- экология;

- благоустройство;

- профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда

здорового образа жизни;

- правозащитная деятельность;

- сохранение исторического и культурного наследия;

- содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;

- содействие в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения,

духовному развитию личности.

социальная защита. А именно, помощь детям, оставшимся без попечения

родителей. Это и разовые акции по сбору новогодних подарков и

одноразовых подгузников для малышей (закупки которых, к слову, не

предусмотрены для домов ребенка), и длительное регулярное сопровождение

воспитанников детских домов, не прекращающееся и после выпуска детей из

учреждений государственного попечения, и организация анимационных

программ, и помощь в лечении и обучении детей. Волонтеров ждут и в

приютах, и в центрах временного содержания трудных подростков, все

больше появляется благотворительных организаций, оказывающих

юридическую и психологическую помощь усыновителям - самая

людей не оставляет безучастными. Не остаются без внимания волонтеров и

медицинские учреждения, где традиционно не хватает младшего персонала.

Помощь в уходе за больными, чтение вслух, общение, дежурство рядом с

тяжелобольными детьми, по разным причинам, находящимся на лечении без

родителей - в больнице всегда требуются внимательные и ответственные

помощники.

организация некоммерческого фонда для сбора средств на лечение

конкретного больного, обычно - ребенка, или для помощи пациентам,

страдающим конкретным заболеванием. Зачастую фандрайзеры собирают

средства на дорогую операцию по всей стране, буквально по копейкам.

Экология - еще одна проблема, обсуждение которой не смолкает на

телеэкранах и не сходит со страниц газет. Уборка мусора, патрулирование в

пожароопасный период, посадка деревьев - простые, но необходимые

действия, без которых любой мегаполис начнет задыхаться уже через пару

Волонтерство в области культуры сегодня еще мало распространено у

нас в стране. Однако у этого направления очень широкие перспективы. Это и

РОЛЬ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

Сегодня говоря о патриотическом воспитании, нельзя упускать саму специфику патриотизма Российской молодежи.
Сегодня мне бы хотелось поговорить о таком забытом старом направлении как волонтерское движение, - многие его помнят как тимуровское. Понятно, что все вышеназванные концепции патриотического воспитания, особенно в педагогической деятельности, каким-то образом строятся на волонтерском движении. Задача выступления заключается в том, чтобы определить, какова задача нынешнего волонтерского движения и есть ли будущее волонтерского движения как одной из форм развития патриотического воспитания молодежи.
Матвеевым О.В. был сделан следующий вывод. «Главный … недостаток … - отсутствие массовых молодежных общественных организаций и движений, нечеткость в постановке приоритетных духовно-нравственных, воспитательных целей, формирующих понимание гражданского долга ответственности перед обществом» . Такими массовыми молодежными организациями могут и являются волонтерские движения при различных вузах и других организациях.

В г. Ульяновске существуют волонтерские организации, которые базируются в различных учебных заведениях города. По долгу службы мне приходилось не раз обращаться к ним с просьбами о проведении ряда акций для ветеранов, инвалидов в сфере социальной защиты. Но практически всегда я слышала отказ. Вспомним тимуровское движение времен 60–80-х годов прошлого столетия, когда в пионерских и комсомольских организациях обязательно существовали ячейки для выполнения различных видов помощи престарелым и немощным людям (начиная от поздравлений с праздниками и заканчивая уборкой домов, квартир, покупкой продуктов, рубкой дров и пр.). Такое воспитание молодежи давало корни тому патриотизму, о котором мы можем сказать: любовь к малой родине, глубокое отношение к Родине, чувство ответственности перед старшим поколением, бескорыстная помощь инвалидам, благотворительность нуждающимся. Такой вид работы с молодежью давал не только теоретический материал для обсуждения и обдумывания ситуации, но и практический опыт работы в людьми, нуждающимися в помощи.
Сегодня такой вид работы практически исчез. Но волонтерские движения существуют. Как же молодежь и организации, в которых существуют волонтерские движения, рассматривают направления волонтеров?

На базе ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» было проведено социологическое исследование на тему «Волонтерское движение».
Основную часть эмпирической базы работы составляет авторское исследование «Волонтерское движение - реалии и перспективы» (сентябрь 2013), методом сбора данных был выбран анкетный опрос. Территориальным объектом изучения был выбран факультет гуманитарного направления педагогического вуза. Для получения количественных эмпирических данных использовалась репрезентативная выборка в количестве 150 человек 1–5 курсов в возрасте от 17 до 22 лет. Критериями выборки, согласно цели и задачам исследования, стали возрастные, гендерные и территориальные особенности молодежи.
В ходе исследования территориальные особенности проживания дали предсказуемые результаты: обучающаяся молодежь, прописанная в сельской местности, в школьные годы в 65% занималась волонтерской деятельностью, городская молодежь участвовала в волонтерском движении только в 26%.

При анализе ответов на вопрос «Чем вы занимались в рамках волонтерского движения» критерии выборки - территориальные и гендерные - были на лицо: принимали активное участие в массовых мероприятиях от 10% городская молодежь до 32% - сельская, соответственно в качестве гидов от 5 до 27%, в качестве рабочей силы от 5 до 29% отвечали только молодые люди. Ответ «выходили с помощью по хозяйству» был отмечен в 42% сельской молодежью и в 5% - городской; покупкой продуктов, медикаментов занимались 13% студентов из сельской местности.

Таким образом, 1/3 анкетируемой молодежи уверена, что волонтерские движения - это массовые крупные мероприятия, проводимые региональными, муниципальными органами власти, учреждениями, куда они выходят в качестве встречающих, провожающих и пр. Здесь нельзя сделать разграничений по критериальным показателям: возрастные, гендерные и территориальные особенности в процентном соотношении делились поровну. Но была выявлена следующая тенденция: студенты 19–20 лет (т.е. 2–3 курсов) активно принимают участие или желают принять участие как в массовых мероприятиях, так и в мероприятиях, направленных на помощь нуждающимся (от 14,3 до 23%).

С чем связана тенденция ассоциирования волонтерства с массовыми социально-значимыми мероприятиями? Все очень просто. Каждая волонтерская организация определяет свой фронт работы, обязанности в рамках Устава либо Положения. Как правило, в данных документах содержится такая фраза: «содействие и оказание помощи в реализации проводимых общественно значимых мероприятий и программ». Задачей волонтерского движения является формирование у студенческой молодежи установок на активную жизненную позицию, социально-ответственное поведение. Тем самым, в рамках данных документов мы сами сужаем сферу деятельности молодых волонтеров и даем установку молодежи, что волонтер - это добровольный помощник крупного мероприятия, где «модно, перспективно, весело», что соответствует 4,3% опрошенных и «актуально, правильно, полезно для студентов» - 2,9%.
Даже на таких социально-значимых мероприятиях, как День Победы, День пожилого человека волонтеры работают в качестве встречающего, провожающего, сажающего, поздравляющего. О проведении таких акций как «Чистая квартира», «Осенний погребок», «Медикаменты в доме», «Оплата вовремя» заботятся органы социальной защиты, благотворительные организации, учреждения, где работали ветераны, пенсионеры или их родные и близкие. Волонтерские движения, в которых большая часть - это молодежь, не принимают участия в подобных работах. Мы скажем, что есть, кому заботиться. Но речь идет не о заботе в широком понимании, а о патриотизме молодого поколения, которое зиждется, строится на принципах помощи немощному, престарелому, принципах социально-нравственного ориентира.

Какова же роль волонтерского движения в патриотическом воспитании, в первую очередь, к малой родине? Самая непосредственная, важная и глубокая - при наличии социальной направленности.
Что необходимо сегодня предпринимать?
1. Пересмотреть цели, задачи, направления деятельности волонтерских движений учебных заведений, учреждений дополнительного образования, которые занимаются в части педагогического воспитания молодежи.
2. Проводить обучения по технике безопасности, правилам общения, передвижения и пр. с выдачей любого документа, разрешающего помогать пожилым людям, маломобильным гражданам.

А есть ли перспектива, что молодые люди будут помогать людям, нуждающимся в помощи? Во-первых, исследование показало, что в сельской местности тимуровское движение развито или не потеряло своих корней, и учащиеся общеобразовательных школ участвуют в уборке территорий, покупке продуктов и медикаментов. Во-вторых, к вопросу «чем должны заниматься волонтеры университета», - городская молодежь не отказывается от работы в проведении массовых мероприятий (от 7 до 26%), но в тоже время, четверть опрошенных готовы проявить альтруистскую помощь.

Сегодня при падении нравственных начал и отсутствии примера все более очевидной становится необходимость в возрождении благотворительности волонтерского движения как важного социально-нравственного ориентира, направленного на воспитание патриотизма.

Волонтерство как идея служения обществу такое же давнее понятие, как и «социум». Во все века которые реализовывали себя в общении и помощи своему сообществу. Чем занимаются волонтеры в наши дни - рассмотрим в этой статье.

Что являет собой волонтерская деятельность?

Волонтерство - это деятельность, которая направлена на предоставление безвозмездных услуг человеку или группе людей, не являющихся родственниками волонтера, без расчета на денежное вознаграждение. Эта формулировка наиболее точно определяет значение волонтерской деятельности.

К сожалению, на сегодняшний момент нет юридического определения понятия «волонтер». И очень часто это слово употребляют в самых разных ситуациях. Например, волонтерами называют людей, которые участвуют в правительственных проектах и получают за это денежное вознаграждение. Многие спорят, не является волонтерской, а имеет форму обычного наемного труда. Согласно вышесказанной формулировке, волонтерами можно назвать работников, которые трудятся на известных предприятиях без оплаты ради приобретения опыта. Однако таких людей не считают волонтерами.

Волонтерство в России

В Российской Федерации зародилась в конце 80-х годов прошлого века. Историки утверждают, что волонтерское движение существовало всегда, оно просто не имело официального названия.

В России волонтерство контролируется высшими органами и регулируется законодательными актами. Так, в 1995 году Государственная дума приняла закон о волонтерской деятельности, который называется «Об общественных объединениях». Он определяет права и возможности добровольных групп. В том же году был принят закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который также регулирует деятельность волонтеров.

На данный момент правительство России оказывает волонтерам государственную поддержку. Так, для добровольных организаций предоставляются налоговые и другие льготы.

Сейчас волонтерство очень популярно и даже модно. Существующие в России добровольные организации в основном ориентированы на молодежь, не занятую семейными обязанностями и постоянной Наиболее часто волонтерские группы организовываются при вузах. Таким образом, волонтеры РФ имеют возможность применять на практике полученные знания.

Проблемы волонтерства в России

В последнее время волонтерская деятельность в РФ набирает новые обороты. Но, несмотря на положительные тенденции, существую проблемы, которые препятствуют развитию волонтерства. Так, сложившееся экономическое положение страны затрудняет использование безоплатного труда. Еще в советское время волонтерство имело добровольно-принудительную форму. Участие в общественных работах было обязательным для всех. Такой подход нарушил принцип добровольности. По этой причине большинство россиян негативно относится к подобным видам деятельности и не спешит записываться в волонтеры РФ.

На сегодняшний держится на молодых инициативных людях, в сознании которых появляются мысли о поддержке и помощи нуждающимся.

Направления волонтерской деятельности

Волонтеры играют важную роль в жизни общества. В современном мире есть много проблем, которые невозможно решить без помощи добровольцев. Так, волонтерская деятельность может проявляться в таких основных направлениях, как:

  • профилактика СПИДа;
  • охрана природы и сохранение чистоты окружающей среды;
  • профилактика и борьба с курением, алкогольной и наркотической зависимостью;
  • оказание помощи престарелым, инвалидам, детям-сиротам, малоимущим, мигрантам, беженцам, бездомным и другим людям, которые нуждаются в материальной и моральной поддержке;
  • благоустройство улиц, домов, зеленых участков;
  • помощь животным, поддержание заповедников и зоопарков;
  • проведение просветительских бесед с молодежью с целью профилактики свободных половых связей и подростковой проституции;
  • интернет-добровольчество, примером которой является Википедия;
  • помощь в организации благотворительных концертов и разных фестивалей;
  • оказание помощи органам правопорядка, медикам, спасателям; например, проведение опроса населения или поиски заблудившегося в незнакомой местности человека;
  • техническая поддержка.

Принципы волонтертсва

Любая волонтерская деятельность опирается на идейность. Разные акции, программы и всякого рода мероприятия часто сопровождаются антуражем. Обычно волонтеры носят одежду, головные уборы с символикой волонтерской организации. Также распознать волонтера можно по значкам. Такая идеология и следование принципам дает почувствовать участникам организации свою значимость. Так, волонтеры должны придерживаться следующих принципов:

  1. Всегда уважать права, достоинства, национальные и культурные особенности других людей.
  2. Пропаганда здорового образа жизни. Волонтеры не курят и не употребляют спиртные напитки.
  3. Всегда проявлять доброжелательность. Нельзя употреблять слова и выражения, которые могут обидеть или навредить другому человеку.
  4. Волонтерство - это законный путь участия в жизни общества.
  5. Волонтер всегда имеет право выбора.

Виды волонтерства

Существует классификация, согласно которой различают следующие виды волонтерской деятельности:

  1. По направлению спортивное, виртуальное, экологическое, строительное, сельскохозяйственное, концертное, культурное, образовательное, офисное волонтерство.
  2. По месту нахождения участника добровольной организации: городские, иногородние и международные волонтеры.
  3. По типам оказанных услуг и выполненных работ: сопровождение, перевозка, общение со слепыми и глухонемыми, уход за лежачими больными, встреча на вокзале ила в аэропорту, обслуживание зрителей, телефонное дежурство.
  4. По наименованию мероприятия: фестивальные, олимпийские и паралимпийские волонтеры.
  5. По количеству задействованных людей: индивидуальное, совместное или групповое волонтерство.
  6. По принадлежности волонтера к организации: школьные, церковные, корпоративные, вузовские, оргкомитетовские волонтеры.
  7. В зависимости от типа финансирования: на самообеспечении и дотационные.

Формы волонтерства

Выделяют следующие формы волонтерской деятельности:

  1. Индивидуальная добровольческая деятельность.
  2. Волонтерская деятельность в составе группы добровольцев.
  3. Добровольческая деятельность через волонтерскую организацию.

Почему люди становятся волонтерами?

Люди становятся добровольцами по разным мотивам. Главные из них:

  1. Благородная идея - она отражает принципы и важность деятельности.
  2. Психологическая потребность - многие люди хотят сделать что-то полезное для общества. Во время участия в волонтерских программах у них появляется самоуважение и удовлетворение от работы.
  3. Потребность в общении - по этой причине очень часто люди ищут работу в добровольных организациях.
  4. Поиск новых возможностей и интересов - волонтерство часто связано с нестандартными подходами и новыми направлениями деятельности.
  5. Возможность заработать - очень много стают волонтерами ради финансового обогащения. Хотя добровольчество считается безвозмездным но волонтер все равно что-то получает, будь то моральное удовольствие или материальное вознаграждение, если это предусмотрено организацией.
  6. Самореализация - возможность улучшить свою карьеру. Будучи волонтером, можно установить новые связи и приобрести уважение в обществе. Также во время волонтерства можно развить новые
  7. Желание поделится собственным опытом - люди, пережившие финансовый кризис, алкоголизм, наркозависимость, могут прогнозировать и помогать предотвращать ситуации, которые случались с ними.
  8. Доступ к ресурсам - как правило, волонтеры имеют возможность много ездить, пользоваться интернетом, книгами и т. д.

ВОСПИТАНИЕ: СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА

УДК 37:001.12.18

В. И. Ревякина

ГРАЖДАНСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ МОЛОДЕЖНОГО ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Статья описывает современный опыт молодежного движения волонтерских объединений на территории Томска и Томской области. Рассмотрены существующие формы гражданского воспитания, способствующие развитию социальной активности и патриотических качеств подрастающего поколения.

Ключевые слова: волонтеры, социальные акции, молодежные инициативы, благотворительные организации, патриотическое воспитание.

В современной общественной жизни сибирских регионов произошли заметные сдвиги, связанные со всплеском гражданской активности, особенно характерной для молодежной среды старшеклассников и студенчества. Со всей очевидностью можно утверждать, что этот феномен принимает размах не только сибирского, а общероссийского масштаба .

Так, ранее представлялось, что устраиваемые активными молодыми людьми в рамках кампанейщины эпизодические санитарно-просветительские, благотворительные, экологические и другие разнообразные акции, обусловлены провинциальной скукой. Однако практика показала, что это не так, энергетика волонтерского движения нарастает и находит много новых форм массового и системного применения нерастраченных душевных устремлений молодых людей.

В этой связи хотелось бы приоритетно выделить акцию высочайшего гражданского звучания «Бессмертный полк», впервые проведенную в Томске на параде Победы 9 мая 2012 года и показавшую другим городам России и бывшим союзным республикам достойный пример неформальной организации великих памятных дат. Инициаторы акции - недавние студенты, молодые томские журналисты Игорь Дмитриев, Сергей Лапенков и Сергей Колотовкин. В памятном шествии среди множественных колонн вузовских и производственных коллективов в отдельной колонне «Бессмертного полка» прошли более 5 тыс. городских жителей, главным образом вдов, детей и внуков погибших героев, с портретами своих родственников - участников Великой Отечественной войны, которых уже нет среди живых, но память о них всегда в сердцах живущих. Идея этой беспримерной акции - сохранять память о героях не только на мемориальных гранитных плитах с фамилиями, но акцентировать массовое общественное осмысление значимости понятия «истинный гражданин Отечества». Это удалось в полной мере и получило горячий отклик в душах

жителей Томска, которые, не будучи проинформированными, в качестве зрителей наблюдали шествие. В следующем году, без сомнения, они вольются как полноправные участники в еще более многочисленную колонну «Бессмертного полка».

В России сегодня ощущается великая потребность в добровольческих организациях. В связи с этим следует остановиться на деятельности молодежного российского движения волонтеров - одной из эффективных форм развития гражданских качеств молодых людей. Движение волонтеров -это официальное предоставление услуг и другие формы активного гражданского участия, которое осуществляется добровольно. Добровольцы, с точки зрения закона РФ, граждане, осуществляющие благотворительную деятельность без расчета на денежное вознаграждение во благо широкой общественности. Особую нужду в деятельности и поддержке волонтеров (а среди них, как правило, молодежь старшего школьного и студенческого возраста, согласная принимать участие в любом полезном бесплатном труде) сегодня испытывают благотворительные организации. И это понятно -деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим: одиноким престарелым гражданам, инвалидам в домах-интернатах, больным людям в хосписах, людям, массово пострадавшим от стихийных бедствий, мигрантам и беженцам из зон боевых действий, бездомным людям .

Обобщенный опыт волонтерского движения молодежи на территории Томской области позволяет вычленить системность и основные направления гражданского поведения добровольцев из числа старшеклассников и студентов:

Регулярные ежегодные студенческие акции, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, подростковой преступности, беспризорности, на пропаганду здорового образа жизни;

Экологические акции по благоустройству муниципальных территорий: обустройство дворовых детских площадок, озеленение городских улиц; экологические марши, уборка муниципальных территорий от мусора и загрязнений;

Помощь приютам для животных, добровольная помощь зоопаркам, лесхозам и заповедникам;

Разработка и реализация программ «Больничные дети», «Школа больничных клоунов» .

Полагаем, что именно последнее направление добровольческого движения молодежи заслуживает специального рассмотрения. В Томске существует благотворительный фонд «БлаговестЪ», возглавляемый молодой девушкой Яной Свечкарёвой. Одна из задач фонда - забота о детях, лишенных родительской опеки и материнской любви. Волонтеры - студенты, участники этого фонда - проводят творческие занятия с такими детьми в социально-реабилитационных центрах и интернатах, выполняют функции воспитателей и нянь в детских больницах, где ребятишки длительно находятся на излечении, а родственники не имеют возможности их посещать. Всего по программе «Больничные дети» благовестовские воспитатели в трех детских больницах только в 2012 г. охватили своей заботой около 270 детей. Вся деятельность энтузиастов фонда основана на взаимопонимании и взаимовыручке неравнодушных людей, так как благотворительность требует огромных затрат личного времени, душевных усилий, а главное - призвания к деятельности во благо другим людям. Только при этих условиях волонтерская деятельность становится смыслом повседневной жизни человека.

Необходимо отметить, что количество волонтерских объединений ежегодно растет благодаря энтузиазму студентов - они хотят быть полезными обществу. Для студенческой молодежи, обучающейся в учреждениях педагогического профиля, особенно интересна помощь детям. В детских домах они устраивают игры, прогулки, развивающие и развлекательные занятия с малышами или посещают детские медучреждения в качестве больничных клоунов. Первый выпуск школы больничных клоунов состоялся в 2010 г. - 12 клоунов. В 2011 г. выпуск составил 18 человек. Основные предметы обучения в школе клоунов: больничная этика и гигиенические нормы, детская психология, основы актерского мастерства, риторика, фокусы, грим, импровизация. Общеизвестно, что в некоторых отделениях детских больниц дети с онкологическими заболеваниями находятся подолгу. Эти больные ребятишки лишены радости движения и общения. Волонтеры-клоуны дарят больному ребенку положительные эмоции, а сверх этого что-либо сделать в больнице для выздоровления детей почти невозможно. В рамках своей социальной деятельности

томские больничные клоуны осуществляют еще один проект - «Домашнее визитирование», т. е. посещение в выходные дни тех семей, где воспитываются дети-инвалиды. В списке насчитывается 30 таких семей, однако, к сожалению, регулярно посещать абсолютно всех невозможно из-за нехватки у студентов-волонтеров и времени, и даже денег на поездки в отдаленные районы города. Становится очевидным, что такой гуманный проект «Школы больничных клоунов» требует дальнейшего развития при финансовой поддержке спонсоров или муниципальных властей: на приобретение костюмов, реквизита, а также подарков для маленьких пациентов больниц .

Волонтерская деятельность разнопланова, однако при всех очевидных различиях по форме имеет общую целевую направленность - социальную полезность. Например, на протяжении нескольких последних лет томские волонтеры, шутливо называющие себя «странные люди», откликаются на призывы СМИ и объединяются для наведения порядка, очистки от накопившихся бытовых загрязнений набережных Томи, городских озер и малых речушек. Самая первая совместная акция инициативной группы «странных людей» не предполагала ни у коммунальщиков, ни у городских властей далеко идущих планов относительно жизнеспособности новоявленного общественного объединения. Однако регулярно устраиваемые субботники на бесхозных городских территориях (за которые формально никто не отвечает и без этих странных молодых активистов по-прежнему остались бы заброшенными местами, облюбованными наркоманами) сегодня признаются популяризацией идеи «убери сам» и одним из главных итогов общественно полезной самоорганизации молодежи. К настоящему времени в городе проведено более 20 субботников, участники постоянно меняются, что свидетельствует о популярности в среде учащейся молодежи данной продуктивной идеи. Усилиями волонтеров вычищен центральный сквер Памяти жертв политических репрессий, парки в разных концах города, а на самом ярком и образцово организованном их проекте «Ревизия аллеи Гоголя» (приведение в порядок неряшливого гаражного массива) побывало в качестве активных участников более 400 человек.

Инициативы волонтеров в Томской области оказались непреходящими и получили продолжение в виде ставшей уже традиционной ежегодной Недели добра, совместимой с проведением декад благотворительности под названием «Старость в радость». Показательно, что в этих добровольческих акциях принимают участие тимуровские отряды городских и сельских школ Томской области, а также инициативные группы граждан, коллективы

школ и учреждений дополнительного образования. Цель акций - привлечение молодежи к оказанию помощи ветеранам и одиноким пенсионерам по основным направлениям: «На дворе дрова» (заготовка, распиливание и укладывание дров), «Беседы за чаем», «Зеленый день» (уборка овощей и картофеля на приусадебных огородах пенсионеров и на так называемом социальном поле).

Проект «Старость в радость», организаторами которого стали четыре студентки томских вузов, предполагал также сбор подарков для безродных пожилых людей и инвалидов, постоянно проживающих в домах-интернатах. Эти люди лишены почти всех человеческих и бытовых радостей, испытывают потребность в первую очередь во внимании, добром слове и рады любому проявлению даже самой малой заботы о них со стороны других людей: будь то подаренная персональная кружка с собственным именем будущего владельца, шерстяные носки, теплый халат или столь необходимые очки. Молодежная инициатива получила широкий общественный отклик, за одну акцию горожане собрали более 1 500 подарков, среди которых оказались и весьма существенные в материальном плане .

Показательна спонтанная, но моментальная и единодушная реакция молодых и взрослых жителей Томска на взрыв в доме по ул. Сибирской как образец общественной взаимопомощи. Жители города, 70 % из которых молодежь, безвозмездно сдавали кровь для получивших ранения во время взрыва, везли вещи и деньги к школе, где временно разместились семьи, оставшиеся без крыши над головой. В социальных сетях появилась масса инициативных молодежных групп, координирующих и раздающих помощь пострадавшим .

Становится очевидным, что мотивами волонтерской деятельности выступают не призывы и указания сверху, а истинный энтузиазм, альтруизм и подвижничество граждан; стремление быть социально полезным; неравнодушное отношение к происходящему; потребность в решении проблем других людей; желание реализовать свои инициативы.

В этом плане достаточно активно проявляют себя тимуровские отряды учащихся школ как равнозначная структура волонтерского движения. В настоящее время местные периодические издания регулярно отмечают, что в тимуровском движении принимают участие более 600 школьников в составе 45 отрядов из нескольких районов Томской области, а возрождением этого движения озаботилась областная организация «Мультикультурный Томск». Начинание поддерживают областной департамент по молодежной политике, физкультуре и спорту, а также департамент социальной защиты населения и департамент образования .

Практика выявила еще одну результативную форму воспитания подрастающего поколения в духе гражданственности. С 2006 г. и по настоящее время действует целевая программа «Патриотическое воспитание граждан на территории Томской области», инициированная и реализуемая Ассоциацией оборонно-спортивных клубов области. В рамках программы организованы и ежегодно действуют 11 военно-спортивных лагерей, профильную подготовку в которых уже прошли 1 315 молодых человек, среди которых значительная часть так называемых трудных подростков из социально неблагополучных семей. В целом в различных мероприятиях данной программы оказались задействованы более 40 тыс. молодых людей г. Томска и области. Городскими властями оказана поддержка 13 проектам тех организаций, которые кадрами, а также материально, технически и финансово обеспечивают функционирование системы гражданского и военно-патриотического воспитания. В контексте данного направления особого внимания заслуживает волонтерская патриотическая поисковая деятельность студентов политехнического университета и нескольких томских колледжей, входящих в объединенный добровольческий отряд «Память». Каждое лето они выезжают на места сражений Великой Отечественной войны, раскапывая безвестные захоронения с целью установить по найденным солдатским медальонам и другим сохранившимся предметам имена павших героев и сообщить имеющимся родственникам место захоронения. Кроме того, студенты отряда «Память» целенаправленно едут на Смоленщину, где помогают ухаживать за братской могилой, восстанавливать партизанские землянки, пополнять экспонаты Музея боевой славы, ремонтировать мемориал, установленный в честь защитников Родины, среди которых погибшие на этой земле студенты, преподаватели и выпускники Томского политехнического университета.

Россия - страна многонациональная, мультикуль-турная, и характер народов, ее населяющих, неоднозначен. А это означает, что судьба и будущее России зависит от воспитания из подрастающих поколений истинных сынов Отечества усилиями образовательных учреждений всех уровней, учителей и воспитателей . Не может быть школы без гражданского и патриотического воспитания. Исходя из этой аксиомы, в помощь школам Томской области создан отдел гражданского образования «Региональный центр развития образования», координирующий свою деятельность с руководителями МОУ и их заместителями по воспитательной работе. Основные направления деятельности регионального центра:

Создание и развитие сети центров гражданского образования молодежи на базе городских и сельских школ;

Разработка и внедрение программ гражданской направленности;

Поддержка гражданских инициатив учащейся молодежи;

Методическое и экспертное сопровождение проектов и программ;

Внедрение различных моделей ученического самоуправления в МОУ

Опыт свидетельствует, что одним из действенных способов включения учащейся молодежи школьного возраста в процесс создания гражданского общества в России является социальное проектирование, а также ученическое самоуправление, например, в рамках городского межшкольного детско-взрослого объединения на базе дома детского творчества «Планета» г. Томска. В этом меж-школьном городском объединении с 2002 по 2012 г. приняли участие около 5 тыс. подростков 13-16 лет из 20 массовых школ и гимназий. Тематика проблемно-ценностного содержания воспитательного процесса объединения задается совместным планированием детьми и взрослыми единой сюжетной линии, включающей серию ключевых событий года: «Что значит быть гражданином?», «Гражданин своего Отечества и мира», «Когда история учит», «Память сердца», «Подарок ветерану», «Толерантность и конфликты», «Земля - территория примирения» и т. д. Реализация содержания программы каждого года в этом учреждении дополнительного образования предполагает создание условий для воспитания гражданственности в атмосфере сотрудничества, всеобщей заинтересованности, инициативности за счет разнообразной, содержательно насыщенной, деятельностной воспитательной среды. Эти условия реализуются посредством погружения воспитанников Дома творчества детей и молодежи в избранную ими проблему, в исследовательское, социально значимое про-

ектирование и его реализацию с целью способствовать гражданскому самоопределению подростка и подготовить его к ответственному гражданскому действию .

Анализ результативности созданных в каждом районе Томской области центров гражданского образования детей и молодежи показал - они стали основной организационной формой деятельности детско-взрослых сообществ по развитию позитивного социального опыта в виде свободного выбора занятий, нацеленных на самореализацию потребностей молодого человека.

Представленные выше проекты дают основание считать, что современные подростки и студенты понимают важность своего добровольного гражданского участия в решении актуальных проблем общественной жизни на уровне школы, поселка, района, родного города. Работа по планированию и реализации социальных проектов доказывает умение молодых людей мыслить по государственному и уже сегодня своим непосредственным участием улучшать жизнь. В сообществе ровесников, где взаимодействие строится на равноправии, молодой человек вырабатывает необходимые для жизни коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. А сознание солидарности с коллективом обеспечивает чувство эмоциональной и психологической уверенности, стабильности, гражданской правоты и полезности, формирует чувство социальной ответственности за себя и других .

Таким образом, не требует доказательств то, что волонтерство в его различных формах как одно из проявлений молодежной субкультуры - это перспективное, социально значимое молодежное движение чрезвычайной важности, способствующее формированию и закреплению базовых гражданских качеств: социальной активности, ответственности, толерантности.

Список литературы

1. Геворкян А. А., Ревякина В. И. Развитие детских и молодежных объединений как института воспитания // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 8. С. 54-58.

3. Ревякина В. И. Обзор материалов спецпроекта «Высшая лига. Новые имена» // Томские новости. № 3 (666). 24 января 2013.

4. Печерица Э. И. Воспитание подростков в системе дополнительного образования // Тр. Института теории образования ТГПУ / под ред. В. И. Ревякиной. Вып. 4. Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. С. 190-197.

5. Гатилова З. Н., Ревякина В. И. Межпредметный образовательный проект как многофункциональная форма интеллектуального воспитания школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 6. С. 23-26.

Ревякина В. И., доктор педагогических наук, профессор.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 27.02.2013.

CIVIC IMPORTANCE OF YOUTH VOLUNTEER MOVEMENT

The article describes the contemporary experience of youth movement of volunteer organizations in Tomsk and Tomsk region. The article deals with the existing forms of civic upbringing, which assist in the development of social activity and patriotic qualities of rising generation.

Key words: social actions, youth initiatives, charity organizations, patriotic upbringing.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

Популярные статьи

© 2024 minbanktelebank.ru
Бизнес. Заработок. Кредит. Криптовалюта