Отечественное оружие и военная техника. Военно-морской флот отказался от «Дюгоней Десантный катер проекта 21820 шифр дюгонь

Главкомат ВМФ подготовил доклад на имя министра обороны Сергея Шойгу с просьбой закрыть проект новейших десантных катеров на воздушной каверне 21820 «Дюгонь». Военные моряки считают, что в проекте допущены серьезные конструктивные ошибки. Источник в ВМФ сообщил «Известиям», что позиция главкомата основана на докладах штаба Каспийской военной флотилии, где базируется один корабль.

На Каспии у нас «Атаман Платов», а «Иван Карцов» будет спущен на Тихом океане. Еще три - на верфях в различной степени готовности. На строевом катере вследствие эксплуатации образовались трещины в кормовой части, швы корпуса не выдерживают движения на высокой скорости и расходятся, - поделился с «Известиями» офицер главкомата.

По мнению моряков, проблемы возникли из-за неверного проектирования и сборки на судостроительном заводе. Эксплуатационная нагрузка на корпус превышает значения, заложенные в прочностные характеристики. Иными словами, конструкторы и корабелы рассчитывали один показатель сопротивления, а на деле вышел другой, более высокий. Из-за этого на высоких скоростях корабль «ловит волну» и подвергается сильному гидродинамическому удару, который может даже переломить его пополам.

Воздушная каверна - это динамическая разновидность воздушной подушки, где слой сжатого воздуха под днищем корабля возникает вследствие движения судна. Этим она отличается от статической воздушной подушки, где слой воздуха нагнетается вентиляторами. Благодаря пузырю значительно снижаются показатели трения, гидродинамическое сопротивление, скорость возрастает до 30–50 узлов.

Водоизмещение «Дюгоней» - 280 т, что немало для аналогичных кораблей. Помимо него, отечественный флот имеет восемь катеров серии 11770 «Серна». Они гораздо меньше - водоизмещением около 100 т - и заслужили похвалу моряков. Один из офицеров Балтийского флота, служивший на «Серне», отмечает ее надежность, скорость и мореходность.

Проблем с катером никаких, кроме одной, маленький. Перевозит один танк или два БМП, а нам бы чего посолиднее. Жаль, что «Дюгонь» не понравился каспийцам, - сказал он «Известиям».

Оба проекта разработаны нижегородским Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях имени Алексеева. Фактически «Дюгонь» - это увеличенная «Серна», способная поднять три танка или пять бронемашин. Почему в большом катере допущены конструктивные просчеты, моряки теряются в догадках.

Ситуацию на условиях анонимности прояснил «Известиям» представитель оборонно-промышленного комплекса, участвовавший в проектах. По его словам, проблемы возникли еще на стадии производства. Заложенный в 2006 году «Атаман Платов» был передан флоту только в 2010-м, хотя за четыре года можно построить не то что 280-тонный катер, но и крейсер водоизмещением 25 тыс. т. Именно столько строился в советское время отечественный флагман «Петр Великий», подчеркивает источник.

Всему виной административно-хозяйственная неразбериха, говорит он. «Платова» построил нижегородский завод «Волга». «Ивана Карцова» заложили на «Восточной верфи» во Владивостоке, хотя должны были на «Волге». А следующие три катера проекта заложены на Ярославском судостроительном заводе.

- «Дюгони» должны строиться на одних и тех же производственных мощностях, и прыжки через всю страну проект гробят. Лучше всего для постройки подходит «Волга», где накоплен большой опыт по судам на воздушной подушке. А решение о переносе производства было принято по социально-политическим причинам, - сказал представитель ОПК.

К моменту закладки «Ивана Карцова» в 2010 году на «Восточной верфи» возникли серьезные проблемы с заказами, а это одно из градообразующих предприятий Владивостока. Допустить социальную напряженность в городе, который готовился к саммиту АТЭС-2012, руководство страны не могло, поэтому постройку катера и перенесли сюда. Примерно такие же мотивы были при переводе производства в Ярославль, который менее благополучен, чем Нижний Новгород.

Проблемы «Атамана Платова» хорошо известны конструкторам. Но моряки могли бы учитывать, что это первый корабль проекта, у него «детские болезни», которые лечатся после дополнительных испытаний. Зачем сразу рубить сплеча? Ведь «Дюгони» нужны флоту, - утверждает собеседник «Известий».

С корабелами согласен вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.

Корабли на воздушной каверне, движущиеся со скоростью 50 узлов (90 км/ч), очень сложно поразить до момента высадки десанта. Если от них отказаться, то для выполнения десантных задач потребуется более массированное огневое подавление обороны, возрастут свои потери. Так что надо не отказываться от «Дюгоней», а обеспечить их доработку, - сказал эксперт «Известиям».

Первые суда с динамическим принципом поддержания строились на статических воздушных подушках с мощными вентиляторами и колоссальным расходом топлива. Суда на воздушной каверне более экономичны. В обоих типах днище имеет специальные обводы для удержания слоя сжатого воздуха.

Десантные катера проекта 21820 «Дюгонь» October 26th, 2012


Десантный катер Д-105 "Атаман Платов" пр.21820, 2010 г

Десантные катера проекта 21820 шифр «Дюгонь» (по кодификации НАТО - Dyugon) - это серия новейших российских десантных катеров на воздушной каверне, головным кораблем серии является катер - Д-105 «Атаман Платов». В настоящее время он является единственным построенным по данному проекту кораблем и входит в состав Каспийской флотилии. Сегодня в постройке находится еще 2 катера данного проекта - один строится на ОАО «Восточная верфь» во Владивостоке, второй на ОАО «Судостроительный завод «Волга» в Нижнем Новгороде. Также в 2011 году был подписан контракт на постройку серии из 3-х десантных катеров проекта 21820 на ОАО «Ярославский судостроительный завод». П.

Предшественник «Дюгоня», до сих пор не имеющий мировых аналогов, - скоростной десантный катер проекта 11770 «Серна», так же разработанный в ЦБК по судам на подводных крыльях. «Дюгонь» намного совершеннее «Серны». У него низкая заметность, большое водоизмещение позволило в разы увеличить грузоподъемность и десантовместимость, скорость, дальность плавания, мореходность, при габаритной осадке такой же, как у Серны, оснащен эффективным вооружением огневой поддержки десанта.

Современные концепции ведения боевых действий на море предусматривают активные действия военных флотов против береговых объектов, поэтому появление «Дюгонь» в составе ВМФ РФ - это повышение его боевых возможностей. На Дальнем Востоке строится второй такой корабль.





Первый из трех кораблей данной серии был заложен на ЯССЗ 18 января 2012 года, корабль получил имя «Денис Давыдов»

Головной катер данного проекта был заложен в 2006 году и с 2010 года входит в состав одного из соединений Каспийской флотилии и получил имя «Атаман Платов» в честь командующего Великого войска Донского, чьи полки в 1814 году входили в Париж и «подарили» французской столице новый вид заведений общепита - бистро (от русского слова «быстро»), так как казаки в парижских кафе требовали, чтобы их обслужили как можно скорее. Стоит отметить, что и десантные катера, заложенные в Ярославле, получат имена героев Отечественной войны 1812 года, что в год ее 200-летия представляется действительно актуальным. Три катера, строящиеся в Ярославле, получат имена «Денис Давыдов», «лейтенант Римский-Корсаков» и «мичман Лермонтов». Два последних были членами морского гвардейского экипажа и принимали участие в кампании 1812 года.

Десантный катер проекта 21820 «Дюгонь» был разработан в Нижнем Новгороде специалистами «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях» им. Р. Е. Алексеева. Данное конструкторское бюро специализируется в области научных исследований, проектировании и создании скоростных кораблей, судов и катеров с динамическими принципами поддержания. Конструкторами и учеными данного КБ были созданы не имеющие аналогов в мире корабли-экранопланы или как их еще называют - «Каспийские монстры». Это и ракетный «Лунь» и транспортно-десантный «Орленок», которые были способны развивать скорость во время основного режима движения до 500 км/ч. По проектам созданным в «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях» им. Р. Е. Алексеева было произведено более 8 000 кораблей на подводных крыльях как гражданского, так и военного назначения.


В настоящее время скорость во время проведения десантных операций играет все большую роль. Чем быстрее техника и войска будут доставлены на плацдарм, тем больше шансов на то, что успех на данном направлении удастся развить. Опыт, который получили российские моряки во время использования десантных катеров «Серна» проекта 11770, еще раз подтвердил данную аксиому. Но стало очевидным и другое: в качестве самостоятельных боевых единиц сегодня требуются еще более скоростные суда, обладающие большей десантовместимостью и грузоподъемностью. При этом амфибийные и мобильные характеристики новых кораблей должны были соответствовать аналогичным характеристикам катеров проекта 11770. Данные обстоятельства стали импульсом к созданию нового транспортно-десантного катера на воздушной каверне, которым и стал катер проект 21820 «Дюгонь».

Полное водоизмещение десантных катеров на воздушной каверне типа «Дюгонь» составляет 280 тонн, длина наибольшая - 45 метров, ширина наибольшая - 8,5 метра., осадка - 1,9 метра. Максимальная скорость хода - 35 узлов при высоте волны 0,75 метра. Корабль может использоваться и в штормовых условиях при высоте волны не более 3,5 метров. Десантные катера проекта 21820 оснащаются двумя дизельными двигателями типа М507А-2Д мощностью по 9 000 л.с. каждый. Максимальная дальность плавания составляет 500 морских миль. Размеры грузового трюма - 27х6,8х2,34 метра, максимальная грузоподъемность - 140 тонн, десантный катер может перевозить до 3-х ОБТ или 5 БТР.

В системе управления десантного катера «Дюгонь» совместно с морским информационно-вычислительным комплексом МИВК 6П-08Б, гирокурсоуказателем ГКУ-5, лагом ЛИ2 1 и двигателями, которые оснащены тахометрами типа ТЭ-204, применяется и авторулевой «Агат-М3» (разработка и производство «НПП «АНФАС» город Саратов). При этом возможно использование модернизированного авторулевого «изменение 4».

Движительно-рулевой комплекс десантного катера, включающий в свой состав вентилируемый водометный движитель, не выступает за габариты корпуса судна и позволяет эффективно работать в условиях засоренных акваторий и мелководья. Экипаж десантного судна составляет 6 человек. На десантном катере имеется вооружение. В штатной комплектации оно состоит из 2-х крупнокалиберных пулеметов МТПУ калибра 14,5-мм, а также 8 ПЗРК типа «Игла». По желанию заказчика состав и комплектация вооружения может быть изменена.

Свои достаточно высокие боевые характеристик корабли данного проекта, в частности единственный находящийся в строю десантный катер «Атаман Платов», подтвердили в рамках проведения стратегических маневров «Центр-2011», которые в том числе проходили и на Каспии. В рамках учений десантный катер достаточно быстро доставил к месту боя и высадил на необорудованное побережье бронетехнику и морскую пехоту.



Сообщается, что данные суда могут использоваться вместе с десантно-вертолетными кораблями доками проекта «Мистраль», которые строятся сегодня для ВМФ России. Танко-десантные катера проектов 11770 «Серна» и 21820 «Дюгонь» полностью подходят для «Мистралей» по своим массогабаритным характеристикам. Такие катера совместно с авиационной группой «Мистралей» предназначены для доставки вооружений и сил десанта корабля-дока на берег.

В настоящее время постройка кораблей проекта 21820 для нужд ВМФ России продолжается. А ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева продолжает работать над усовершенствованием катеров данного проекта и создание новых модификаций. Все они отличаются друг от друга главными энергетическими установками, компоновочными решениями, движителями, скоростью хода и водоизмещением. Но при этом все, как нельзя лучше, подходят для применения в десантных операциях в акватории закрытых и полузакрытых морей, заливах и архипелажных водах.

Двигатели - 2 х дизеля М507А-2Д мощностью по 9000 л.с.

ТТХ катера :
Экипаж - 6 чел

Длина - 45 м
Ширина - 8.6 м
Осадка - 2.2 м
Водоизмещение полное - 280 т
Грузоподъемность максимальная - 140 т

Скорость полного хода - 35 уз
Дальность плавания - 300 миль
Мореходность - 5 баллов

Вооружение : 2 х установки МТПУ-1 с пулеметами калибра 14.5 мм.

Оборудование : в системе управления катера совместно с гирокурсоуказателем ГКУ-5, морским информационно-вычислительным комплексом МИВК 6П-08Б, лагом ЛИ2‑1 и двигателями, оборудованными тахометрами типа ТЭ-204 используется авторулевой "Агат-М3" разработки и производства ООО "НПП "АНФАС" (г.Саратов). На серийных кораблях проекта используется модернизированный авторулевой "изменение 4" (2010 г.).

: 3 основных танка или 5 БТР или груз / десант. В первоначальном варианте катера по проекту "Шельф" - 3 БМП или 3 БТР.


Первым катером на газовой каверне был пограничный катер проекта 14081 «Сайгак».

Принцип движения судна на газовой каверне отличается от движения судна на воздушной подушке, хотя и в том и в другом случае под днище судна подаётся воздух, который снижает гидродинамическое сопротивление и улучшает скоростные ка­чества судна.

Если у судов на воздушной подушке вся масса поддерживается над опорной поверхностью силами избыточного давления постоянно нагнетаемого воздуха и носит статический характер, то у судов с воздушной каверной масса на ходу поддерживает­ся динамической реакцией воды, действующей на днище. А вследствие повышения давления воздуха под днищем катера при его движении, вблизи опорной поверхности при определённой геометрии днища образовывается и удерживается воздушный пу­зырь (каверна), который играет роль воздушной смазки.

Все, кажется, очень просто, но для того чтобы воплотить эту идею в промышлен­ный образец сотрудникам ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова понадобилось много лет научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

А промышленный образец в виде катера проекта 14081 прошёл опытную эксп­луатацию, по результатам которой все убедились в несомненных преимуществах кате­ра с воздушной каверной. В дальнейших разработках ЦКБ «Редан» воздушная кавер­на применялась очень широко. Правда, после опытной эксплуатации катера проекта 14081 отказались от воздушного компрессора, так как выхлопных газов главного двигателя было вполне достаточно, чтобы сформировать и удерживать под днищем каверну. С тех пор все катера разработки ЦКБ «Редан» именовались катерами на газовой каверне.



"Денис Давыдов". Фото: Минобороны РФ


"Денис Давыдов" - десантный катер проекта 21820 (шифр - "Дюгонь"). Предназначен для скоростной переброски морем и высадки на необорудованное побережье людских контингентов, колёсной и гусеничной техники. Высокая скорость катера обеспечивается наличием воздушной каверны на днище катера, которая изолирует большую часть корпуса от контакта с водой, обеспечивая значительное снижения сопротивления и возможность самостоятельно сниматься с мели.

Место базирования

Балтийский флот. Город Балтийск.

Постройка

Заложен 18 января 2012 года на Ярославском судостроительном заводе. Спущен на воду 26 июля 2013 года.

Вехи

В октябре 2014 года катер завершил заводские ходовые испытания на полигонах Балтийского флота. В конце 2014 года вошел в состав ВМФ РФ.

Тактико-технические характеристики

Скорость максимальная: 35 узлов при высоте волны 0,75 м
Дальность плавания: 500 миль
Экипаж: 6 человек
Десантовместимость: 2 основных боевых танка или 4 БМП/БТР или 140 тонн груза

Размеры

Водоизмещение: 280 тонн
Длина наибольшая: 45 м
Ширина наибольшая: 8,5 м
Осадка: 1,9 м

Энергетическая установка

2 дизеля М507А-2Д мощностью 2 × 9000 л.с. Движитель: 2 четырёхлопастных ВФШ в кольцевых насадках.
ДЕСАНТНЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 21820 «ДЮГОНЬ»
LANDING CRAFT PROJECT 21820 «DUGON»

27.10.2014
В рамках проведения заводских ходовых испытаний (ЗХИ) экипаж десантного катера проекта 21820 «Лейтенант Римский-Корсаков» выполнил стрельбы по морским и воздушным целям и провел скоростные испытания главной энергетической установки, сообщила пресс-служба ЗВО.
В морских полигонах Балтийского флота (БФ) экипаж десантного катера успешно поразил все назначенные цели из двух морских тумбовых 14,5-мм пулеметных установок, которые удачно сочетают скорострельность станкового пулемета с бронебойностью противотанкового ружья.
Также экипаж катера совместно с представителями заводской сдаточной команды испытал главную энергетическую установку, состоящую из двух дизельных двигателей М507А-2Д мощностью по 9000 л.с. каждый, позволяющую развивать скорость хода до 35 узлов.
Двигатели десантного катера были проверены на всех режимах хода, на минимальных и максимальных скоростях. На катере проведены испытания по погрузке и транспортировке бронетранспортеров БТР-82А, состоящих на вооружении соединения морской пехоты БФ. В ближайшие дни экипажу «Лейтенанта Римского-Корсакова» предстоит провести высадку морского десанта на плав и на необорудованное побережье.
В начале ноября десантный катер «Лейтенант Римский-Корсаков» приступит к государственным ходовым испытаниям, после завершения которых войдет в состав БФ и начнет выполнять задачи по предназначению, говорится в сообщении пресс-службы ЗВО.

01.11.2014
Завершены государственные испытания нового десантного катера проекта 21820 «Денис Давыдов». Новейший десантный катер проекта 21820 «Денис Давыдов», построенный для Балтийского флота (БФ) на Ярославском судостроительном заводе, завершил государственные испытания в морских полигонах БФ.
В ходе испытаний представители заводской сдаточной команды совместно с экипажем катера и членами государственной приемной комиссии проверили маневренные и скоростные характеристики катера, работу всех агрегатов, систем и узлов, навигационных и радиотехнических средств, а также вооружения корабля.
При этом были выполнены артиллерийские стрельбы по надводным и воздушным целям, отработаны задачи по погрузке различной колесно-гусеничной техники на плав и на побережье.
В ближайшее время катер пройдет ревизию, будет проведено контрольное вскрытие механизмов и приборов, специалисты и члены госкомиссии оценят общее состояние катера, его оборудования и всех имеющихся на нем средств.

10.11.2014


Во Владивостоке подписан приемный акт о передаче ВМФ РФ десантного катера «Иван Карцов» проекта 21820 «Дюгонь». Об этом сообщает «Российская газета».
«Иван Карцов» станет первым катером этой серии на Тихоокеанском флоте. Ранее один катер типа «Дюгонь» получила Каспийская флотилия, еще три проходят испытания на Балтийском флоте. В сентябре представитель Ярославского судостроительного завода Владимир Попов сообщил, что «Иван Карцов» может быть продан во Вьетнам.

25.11.2014


Как сообщило в своем пресс-релизе ОАО «Ярославский судостроительный завод» (управляющая компания «ЗАО «ВП ФИНСУДПРОМ»), 23 ноября 2014 года в Балтийске после успешного завершения государственных приемных испытаний был подписан приемный акт на построенный этим предприятием скоростной десантный катер на воздушной каверне «Денис Давыдов» (заводский номер 701, бортовой номер «748″) проекта 21820 (шифр «Дюгонь»; проектант – нижегородское ОАО «ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева»).
Это первый в серии из трех десантных катеров проекта 21820, построенных ОАО «Ярославский судостроительный завод» по государственному контракту с Министерством обороны России, заключенному 23 июня 2011 года. В ознаменование 200-летия Отечественной войны 1812 года было принято решение увековечить память героев этой войны в наименованиях данной серии десантных катеров.

07.12.2014


Новейший десантный катер проекта 21820 «Лейтенант Римский-Корсаков», построенный для Балтийского флота на Ярославском судостроительном заводе, успешно завершил заводские ходовые испытания в морских полигонах Балтийского флота, сообщила в субботу пресс-служба Балтфлота.
«Представители заводской сдаточной команды совместно с экипажем катера провели маневренные и скоростные испытания, проверили работу всех агрегатов, систем и узлов, навигационных и радиотехнических средств, а также вооружения корабля», - говорится в сообщении.
Военные провели артиллерийские стрельбы по надводным и воздушным целям, отработали погрузку различной колесно-гусеничной техники на воду и на побережье. В ближайшие дни катер приступит к государственным испытаниям. Сдаточной команде, экипажу и государственной приемной комиссии предстоит проверить соответствие тактико-технических характеристик катера утвержденному проекту.
РИА Новости

09.12.2014


8 Декабря 2014 Новейший десантный катер «Мичман Лермонтов», построенный для Балтийского флота на Ярославском судостроительном заводе, впервые вышел в море в рамках заводских ходовых испытаний.
После завершения заводских и государственных испытаний десантный катер «Мичман Лермонтов» войдет в состав Балтийского флота (БФ).
«Мичман Лермонтов» прибыл прибыл на главную базу БФ – Балтийск в конце октября 2014 года для прохождения швартовых и ходовых заводских испытаний.
«Мичман Лермонтов» - третий катер проекта 21820, которым вскоре пополнится соединение десантных кораблей флота. Аналогичный корабль «Денис Давыдов» в настоящее время уже завершил государственные испытания, а катер «Лейтенант Римский Корсаков» проходит заводские ходовые испытания в морских полигонах БФ.

19.12.2014


В рамках заводских ходовых испытаний экипаж новейшего десантного катера проекта 21820 «Мичман Лермонтов» совместно с морскими пехотинцами Балтийского флота (БФ) приступил к проверке возможностей по погрузке, выгрузке и скоростной переброске военной техники морем.
Одновременно экипаж катера совместно с представителями заводской сдаточной команды испытывает главную энергетическую установку, состоящую из двух дизельных двигателей М507А-2Д мощностью по 9000 л.с. каждый, способную развивать скорость хода до 35 узлов.
При максимальной загруженности десантного катера военной техникой его двигатели проверяются в море на всех режимах хода, на минимальных и максимальных скоростях.
В ближайшие дни экипажу «Мичмана Лермонтова» предстоит провести высадку морского десанта на плав и на необорудованное побережье, а также выполнить стрельбы по морским и воздушным целям из морских тумбовых пулеметных установок.
После завершения заводских ходовых и государственных испытаний десантный катер «Мичман Лермонтов» войдет в состав соединения десантных кораблей БФ.

12.06.2015


В рамках празднования 70-летия соединения десантных кораблей Тихоокеанского флота сегодня на 33-м причале Корабельной набережной города Владивостока состоялась торжественная церемония подъема Андреевского флага на новом десантном катере «Иван Карцов».
На торжественной церемонии присутствовали представители командования ТОФ, военной промышленности (ОАО «Восточная верфь»), ветераны флота, личный состав Приморской флотилии разнородных сил.
Командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц поздравил тихоокеанцев с приемом нового корабля и подчеркнул, что бригада десантных кораблей под командованием капитана 1 ранга Максима Алалыкина выполняет учебно-боевые задачи с высоким качеством. Только в прошлом году соединение достойно представляло флот во время проведения крупномасштабных командно-стратегических учений «Восток-2014», осуществив высадку десанта на необорудованные побережья Чукотки и Камчатки. Военные моряки показали высокий профессионализм на международном, совместном с ВМС Китая учении «Морское взаимодействие-2014», а также в период дальних океанских походов.
Поступление нового боевого корабля, отметил командующий флотом, обладающего универсальными характеристиками, положительно скажется на деятельности сил флота в своей операционной зоне.
Командующий ТОФ вручил полотнище Андреевского флага командиру корабля старшему мичману Сергею Самохвалову, который под звуки оркестра поднял символ военного флота над новой боевой единицей Тихоокеанского флота.
Пресс-служба Восточного военного округа

© 2024 minbanktelebank.ru
Бизнес. Заработок. Кредит. Криптовалюта