Управление и педагогический менеджмент образовании. Понятие управления и педагогического менеджмента

Понятие «педагогический менеджмент» имеет ряд значений, характеризующих разные аспекты управленческой деятельности:

– теория управления в образовательном учреждении

– система управления образовательным учреждением, связанная с необходимостью поиска путей его развития непринятия стратегических и оперативных решений;

– управление образовательной деятельностью;

– комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития

Процесс управления – это совокупность последовательных действий для достижения определенного результата, например максимального удовлетворения образовательных потребностей населения, при котором управленческий цикл разбивается на ряд относительно самостоятельных видов деятельности, сменяющих друг друга в строго определенной последовательности.

Педагогический анализ – относительно обособленный этап познавательной управленческой деятельности, суть которого – творческое изучение, систематизация, обобщение и оценка разнообразной информации о социально-экономических условиях, реализации правовой образовательной политики, удовлетворения общественных потребностей, опыта сложившейся практики управления на всех уровнях.

Функции: Целеполагание – определение желаемого результата в нормативной форме – выражается в установлении перспектив удовлетворения образовательных потребностей, развития личности, ее адаптации к современным условиям.

Планирование как этап управления занимает центральное место в системном управлении образованием, определят главное содержание, развитие всей системы и неразрывно связано со всеми другими стадиями управления. В рамках принятой стратегии формируется программа, которая представляет собой набор необходимых мероприятий и действий по достижению целей. В программах могут быть указаны процедуры (способы) и нормативы (количественные и качественные меры) осуществления действий, а также ожидаемых результатов. На основе программ создается план достижения поставленных целей.

Организация – это этап управления, направленный на обеспечение выбора лучших путей выполнения плановых и творческих заданий, определение совокупности действий, ведущих к образованию взаимосвязей между частями целого: инструктаж, координация, объединение людей, совместно реализующих программу или цель.

Контроль – один из этапов управления, состоящий в выявлении отклонений величины фактических параметров управляемой системы от нормативов, служащих критериями оценки (цели, законодательные нормы), в измерении, оценке результатов выполнения программы. Из-за различных ограничений, всегда существующих во внешней среде или в самой системе, поставленные цели достигаются редко.

Виды контроля – государственный (особая роль принадлежит органам суда, прокуратуры, государственным комитетам, инспекциям) и общественный контроль (через систему созданных организациями и учреждениями общественных органов (комитеты, советы) и через профсоюзные организации).

Энциклопедический словарь определяет «управление» как функцию организованных систем (биологических, технических, социальных), которая обеспечивает сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию её программы, цели.

В современной теории управления выделяют следующие научные подходы к управлению социальными системами: кибернетический (Н. Винер), функциональный (А. Файоль), административный (Ф. Тейлор, Г. Форд), человекоцентристский (Э. Мейо, А. Маслоу, К. Роджерс), синергетический (на основе синергетики: В.И. Аршинов, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, И. Пригожин и др.) на основе менеджмента (М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, О.С. Виханский, А.И. Наумов и др.).

Согласно кибернетическому подходу , управление рассматривается прежде всего как процесс преобразования информации: информация об объекте управления воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Переработка воспринятой информации в сигналы, направляющие деятельность в объекте, отождествляется с понятием управление. Принципиальная схема управления показана на рисунке 2.

Рисунок 2. Принципиальная схема управления с позиции кибернетического подхода

Иными словами управление с позиции кибернетического подхода рассматривают как процесс циркуляции и преобразования информации, обеспечение оптимальных коммуникаций и каналов связей в функционирующей системе с целью перевода объекта управления в новое качество.

Системы с управлением, или целенаправленные, называются кибернетическими . К ним относятся технические, биологические, организационные, социальные, экономические системы и др. У истоков кибернетического подхода стоял выдающийся американский математик и философ, основоположник теории искусственного интеллекта Норберт Винер (1894 – 1964).

Синергетический подход к пониманию управления подходит по-иному.

С позиций синергетики управление рассматривается как открытая система, в основе которой лежит взаимодействие с объектом, а не воздействие на него. Практическим аспектом синергетического подхода к управлению является теория самоорганизуемых и саморазвивающихся систем.

Синергетика прежде всего изучает системы открытого типа (к которым относится и человек, и группа, и школа в целом как групповой субъект), ведущим принципом существования которых является самоорганизация, саморазвитие, осуществляемые на основе постоянного и активного взаимодействия этих систем с внешней средой.

Основными принципами синергетического подхода являются неравномерность изменения структуры и поведения, открытость, наличие обратных связей и нелинейность, характеризующаяся тем, что слабый стимул может вызвать сильную реакцию и наоборот.

Синергетический подход рассматривает любую образовательную систему как открытую, саморазвивающуюся систему. Образовательная система не только управляется извне, но и способна к саморазвитию, самообновлению, самоорганизации. На основе законов синергетики формулируются признаки самоорганизации и саморазвития социально-педагогических систем:

1) самоорганизация может начаться лишь в системах, обладающих достаточным количеством взаимодействующих между собой элементов, имеющих некоторые критические размеры;

2) фундаментальным принципом самоорганизации служит возникновение и усиление порядка через флуктуации (случайные отклонения);

3) неравновесность в системе является источником появления новой организации (порядка);

4) системы всегда открыты и обмениваются энергией с внешней средой;

5) в системах действуют бифуркационные механизмы – наличие точек раздвоения продолжения развития;

6) высокий уровень самоаналитической и прогностической деятельности всех участников образовательного процесса;

7) цели и задачи формулируются изнутри на основе глубокого самоанализа и изучения связей с внешней средой;

Административный и функциональный подход зародился в недрах классической (научной) школы менеджмента на рубеже XIX – XX веков. Основателем науки управления считается американский инженер и исследователь Фредерик Уинслоу Тейлор(1856 -1915), издавший в 2011 году книгу «Принципы и методы научного управления».

Работая на заводах сталелитейной компании, Тейлор начал внедрять то, что впоследствии вошло в его систему «научного менеджмента», ввёл контроль за рациональным использованием трудозатрат, хронометраж, разделение труда, зависимость зарплаты от количества труда. На основе установленных норм выработки осуществлялось стимулирование труда: люди, которые производили больше, вознаграждались лучше.

Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению – это определенная специальность. Тейлор выделил 4 группы управленческих функций: выбор цели, выбор средств, подготовка средств и контроль результатов.

Французский инженер и предприниматель Анри Файоль (1841-1925) создал так называемую административную теорию управления. Согласно его утверждениям: «управлять – значит вести предприятие к определенной цели, извлекая максимум из имеющихся в распоряжении ресурсов». Изначально выделил пять функций управления: предвидение, планирование, организация, координирование и контроль. Функции, которые выделил Файоль до сих пор считаются основными в менеджменте. Он положил начало функциональному подходу в управлении, который называется так потому, что все функции расписаны по уровням управления – каждому свои и в разном объёме.

Рассмотрим управление с человекоцентристского подхода (неклассическая школа управления). Этот подход развивался с середины XX века представителями школ бихевиористской (поведенческих наук) и человеческих отношений. Школа человеческих отношений, в которой основоположником направления считается американский психолог и социолог Э. Мэйо (1880 - 1948), сделала акценты на гуманизации производства и управления. В 1927-1932 годах им были проведены так называемые Хоторнские эксперименты (Хоторн – местечко близ Чикаго), в ходе которых он доказал, что эффективные результаты в росте производительности труда дают социально-психологические методы управления:

Обучение управляющих различного уровня демократическому стилю управления;

Создание благоприятного климата общения и неформальных групп в управлении;

Учёт личных интересов работников в решении вопросов развития организации;

Обеспечение благоприятных условий труда персонала.

Э. Мэйо сделал выводы, что работники стали сильнее реагировать на замечания со стороны сослуживцев, чем на материальные стимулы администрации.

Позднее американский психолог А. Маслоу (1908 – 1970) своей знаменитой «пирамидой потребностей» подтвердил вывод о том, что для работников мотиваторами являются не только экономические стимулы, а и потребности, которые удовлетворяются с помощью денег лишь частично.

В целом, доктрина человеческих отношений базируется на следующих постулатах: человек – социальное существо, поэтому необходимо использовать такие методы и стимулы управления, которые смогут регулировать его поведение в группе; в управлении человеком необходимо полнее использовать его психологические, эмоциональные особенности и интеллектуальный потенциал, так как его природа несовместима с иерархией и формализацией отношений; решение проблем работников – это задача управленцев и предпринимателей, они должны решать проблемы гуманизации труда, обучения и воспитания работников.

Представители школы поведенческих наук сосредоточились преимущественно на изучении методов установления человеческих отношений. Видными представителями поведенческого (бихевиористского) направления являлись А. Арджирс (род. 1923 г.) , Р. Лайкерт (1903 – 1981), Д. Макгрегор (1906 – 1964), Ф. Герцберг (1923 – 2000) и др. Они изучали различные аспекты социального взаимодействия, характер власти и авторитета, лидерства, коммуникации в организации. Главный постулат их исследований заключался в следующем: правильное применение наук о поведении способствует повышению эффективности управления за счет эффективности использования человеческих ресурсов. Основными достижениями представителей этой школы считаются: применение технологий управления межличностными отношениями для повышения удовлетворенностью трудом; использование наук о человеческом поведении в управлении организации таким образом, чтобы работник мог полностью использовать свой потенциал. В отечественной науке этот подход разрабатывали следующие исследователи: А.Г. Здравомыслов, С.А. Кугель, Н.Ф. Наумова, С.Ф. Фролов, В.А. Ядов и др.

В целом, школа человеческих отношений и школа поведенческих наук сделали упор на важности человеческого фактора в повышении эффективности управления, открыв тем самым явления самоорганизации и самоуправления. По мнению доктора социологии А.В. Тихонова (род.1939г.), ошибкой неклассических концепций было умаление роли формальных отношений и смещение управленческих акцентов с управления производством на управление людьми. Сторонники данных концепций считали, что удовлетворение важных социальных и психологических потребностей людей обязательно приведет к росту производительности труда. Последующие исследования учёных показали, что это является не абсолютным и не единственным фактором.

Рассмотрим управление с позиции менеджмента.

Сам термин «менеджмент» происходит от древнеанглийского слова «manage» (латинское manus) - рука. Буквально слово manage означало «объезжать лошадей». Будучи связанным с процессом езды, с «управлением» лошадью, смысл слова сохранился в понятии «управление». Оно и определило название целой науки об управлении.

Оксфордский словарь предлагает более широкую трактовку слова «менеджмент»: административные навыки и умение особого рода; искусство управления; способ обращения с людьми; орган управления и люди, его составляющие.

Существуют различные подходы в понимании менеджмента. В книге М. Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури «Основы менеджмента» менеджмент рассматривается в нескольких значениях:

Как «умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей»;

Как «управление, функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях»;

Как «область человеческого знания, помогающего осуществлять эту функцию».

Менеджмент можно рассматривать как сферу человеческой деятельности и соответствующую область знаний, включающую в себя в качестве обязательного элемента управление людьми, социальными организациями или структурами.

Изначально понятие «менеджмент» в современном его значении применялось по отношению к системе бизнеса в США в середине 30-х годов XX столетия. Основатель американской школы менеджмента Питер Друкер (1909 – 2005) трактовал его «как управление делом, бизнесом через филигранную работу с людьми». Позднее появилось его классическое определение менеджмента.

Менеджмент (по П. Друкеру) – специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости.

Как видно из определения человек и его способности мотивировать людей к слаженной работе в фокусе этой специальной деятельности. Здесь заложены сущностные основы менеджмента и его социально-психологическая, человекоцентристкая философия управления.

Выдающийся менеджер XX века американец Ли Якокка (род. 1924г) сумевший поднять корпорацию «Крайслер», находящуюся на гране банкротства, определил так сущность управления в книге своей жизни «Карьера менеджера»: «Управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд» .

Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что менеджмент необходим не только в области бизнеса и производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.

Управление образовательными системами на основе менеджмента разрабатывают отечественные учёные: Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, В.П. Симонов, Шамова Т.И. и др.

Традиционно в педагогике и её разделе «школоведение» управление образовательным учреждением, педагогическим процессом рассматривалось как целенаправленное воздействие субъекта (руководителя ОУ, педагога) на объект управления (педагогический коллектив, учащихся); воздействие управляющей подсистемы на управляемую подсистему с целью перевода последней в новое качество; внедрение элементов научной организации труда.

В современном образовании на смену парадигме внешнего «воздействия» и тотального контроля приходит парадигма «взаимодействия», «сотрудничества», «рефлексивного управления», что и обусловило появление нового подхода к управлению и новой теории – педагогического менеджмента (Ю. А. Конаржевский (1926 – 2000), Т. И. Шамова (1924 – 2010) и др.). Новый управленческий подход отличается в первую очередь тем, что деятельность менеджера (управляющего) имеет гуманную, личностную направленность, строится на подлинном уважении, доверии, создании ситуации успеха.

По-новому осмысленные идеи менеджмента как философии человекоцентристского управления переносятся в сферу педагогического управления и дают основание для разработки самостоятельного направления – педагогического менеджмента.

Безусловно, педагогический менеджмент это особая отрасль менеджмента, которая имеет свою специфику и свойственные только ей закономерности. Специфика заключается в особенностях предмета, продукта, орудия и результатов труда руководителя образовательного учреждения. Предмет труда менеджера образования – деятельность субъектов управления (руководителей ОУ, методических подразделений, педагогов); продукт труда – информация об образовательном процессе; орудие труда – убеждающее слово или требовательное распоряжение. Результат труда для топ-менеджеров (руководителей и их заместителей) – эффективно функционирующее и развивающееся образовательное учреждение, где обеспечивается высокий уровень преподавания, воспитания и организации учебно-воспитательного процесса. Для педагогов как менеджеров, управляющих образовательным процессом на учебном занятии, результат труда – уровень обученности, воспитанности, личностного развития обучаемых.

Понятие «педагогический менеджмент» имеет различные формулировки:

· теория управления в образовательном учреждении (В.И. Загвязинский, Л.Е. Капто, М.М. Поташник и др.);

· система управления образовательным учреждением, связанная с необходимостью поиска путей его развития и принятия стратегических и оперативных решений (Б.С. Гершунский, С.В. Лазарев, Е.В. Яковлев и др.);

· эффективное управление образовательной деятельностью (A.M. Моисеев);

· комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития (Н. В. Кузьмина, Е. Ю. Никитина и др.).

Симонов В.П. определяет педагогический менеджмент как теорию, методику и технологию эффективного управления образовательным процессом, основанную на совокупности философских, педагогических, социальных, психологических, экономических и управленческих понятий, законов и закономерностей. Согласно Симонову В.П., педагогический менеджмент – система эффективного управления образовательными системами различного уровня.

Сравнительный анализ трактовок понятий «управление» и «менеджмент», содержащихся в различных источниках, обнаруживает весьма противоречивые, порой взаимоисключающие подходы к определению соотношения этих понятий в современных социальных науках.

Эти термины имеют достаточно широкую трактовку, вследствие чего любое его определение будет неполным (см. таблицу 3).

В целом - это комплекс общих подходов, процессов, методов, обеспечивающих эффективное управление конкретной системой, независимо от характера и вида управленческой ситуации по достижению поставленных целей и задач.

Управление Менеджмент
§ руководство людьми; § процесс принятия решений; § скоординированность мероприятий на достижению поставленных целей гуманным, рациональным и экономическим путём; § деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления; § система сбора, хранения и обработки информации с целью перевода управляемой подсистемы в новое качество (кибернетический подход) · подход в управлении, обеспечивающий эффективность производства, бизнеса, высоких результатов в социальной сфере; · человекоцентристская философия управления; · процесс взаимодействия людей; · искусство управления людьми, которое заключается в наиболее умелом и эффективном решении управленческих задач; · теория управления; · система управления; · учебная дисциплина; · научная дисциплина;

Таблица 3. Различные подходы к пониманию «управления» и «менеджмента»

Управление образовательными учреждениями представляет собой разновидность социального управления и является по сути своей гуманитарным, поскольку главное содержание деятельности всех его субъектов составляет руководство людьми.

Согласно Борытко Н.М., в самом общем виде управление в образовании можно рассматривать как особого рода деятельность, обеспечивающую функционирование и развитие образовательного учреждения, реализацию его концепции и программы .

В определениях менеджмента встречается часто слово «эффективность». Как его следует понимать применительно к управленческой деятельности?

Академик РАО М.М. Поташник в своих работах выделил это понятие таким образом.

Управление в любой сфере деятельности является эффективным , если оно удовлетворяет ряду требований:

1) соответствие механизма управления сложности объекта и возможности субъекта;

2) наличие резервов: времени, вариантов управленческих решений;

3) наличие хорошей обратной связи;

4) выбор диагностичных критериев достижения результата;

5) учёт человеческого фактора.

Управление эффективно , если оно характеризуется следующим свойствами:

1) целенаправленность;

2) системность;

3) партисипативность (участие в разработке и принятии решений тех, кто будет их выполнять);

4) прогностичность;

5) цикличность

1.1.3. Комплексный и системный подход как управленческий феномен.

Системный подход многие исследователи (Н.П. Капустин, М.М. Поташник, Т.И. Шамова и др.) рассматривают как методологическую основу управления образовательным учреждением. И это особенно убедительно при современных подходах к анализу, оценке, прогнозированию развития социальных систем. Необходимость системного подхода диктуется самой жизнью, высокой интеграцией и динамичностью общественных процессов, где как никогда «всё связано со всем», когда «решение одной проблемы зависит от решения от множества других, когда сами проблемы приобретают системный, комплексный характер» (В.Г. Афанасьев).

Системный подход к управлению требует рассматривать процессы, явления, организации, учреждения как целостную систему. Для рассмотрения социально-педагогических систем необходимо во взаимосвязи и взаимообусловленности рассмотреть следующие компоненты. См. рисунок 2.

Рисунок 2. Схема для рассмотрении социально-педагогических систем с позиции системного подхода

Образовательное учреждение в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов, стратегий, ресурсов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой. Так, например, решение о закрытии сельской школы обоснованное только выгодой экономической для бюджета муниципалитета может повлечь за собой социальные проблемы: миграции сельского населения, снижение показателей рождаемости, обеднение культурной жизни на селе и др.

Системное видение руководителем и педагогами педагогической реальности – залог оперативного и качественного решения проблем, грамотного выбора инноваций и технологий, определения реперных точек и стратегий развития, эффективного использования и привлечения ресурсов (финансовых, кадровых, технических).

В практике часто отождествляют системный и комплексный подходы. Здесь сходство имеется, но в понимание «комплекса» всё-таки вносятся определённые уточнения. Комплекс можно рассматривать как разновидность системы, но он отличается и по способу своего возникновения и по неоднородности исходных компонентов.

1. Всесторонний анализ результатов образовательного учреждения в увязке с прогнозируемыми целями и выбранными средствами (Цель – Средства – Результат).

2. Выявление системообразующих факторов системы, повышающих её целостность и стабильность функционирования.

3. Определение компонентов и механизмов внутренней и внешней среды ОУ и обоснование роли социума на решение задач воспитания и обучения.

4. Выявление наиболее оптимальной организационной структуры управления образовательным учреждением и механизмов достижения целей ОУ (нормативно-правовых, экономических, общественного и профессионального самоуправления и др.)

5. Обоснование взаимосвязанности в работе государственно-общественных органов управления ОУ (управляющий совет, попечительский совет, педагогический совет, родительский комитет, органы ученического самоуправления, общественные организации).

6. Позиционирование образовательного учреждения в СМИ, местных органах власти, рейтинге органов управления образованием и заказчиков образовательных услуг.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Что понимают под «системой»? Какие виды систем вам известны? Приведите примеры.

2. Каково назначение социально-педагогических систем?

3. Охарактеризуйте компоненты образовательного процесса как системы.

4. Какой системой (открытой или закрытой) является образовательное учреждение? Докажите.

5. Что такое целостность системы? Докажите, что учебное занятие – целостная система.

6. Охарактеризуйте объекты, атрибуты и отношения деятельностной системы. В чём их различие от суммативных систем?

7. Как применить системный подход к управлению образовательным учреждением?

8. Выделите все компоненты системы образования в Российской Федерации. Докажите, что такая система целостная?

10. Как соотносятся понятия «управление» и «менеджмент»? Покажите это графически.

11. В чём различие классической и неклассической школ менеджмента?

12. В чём особенности педагогического менеджмента?

13. Охарактеризуйте подходы к управлению.

14. Что значит управлять образовательным учреждением с позиции синергетического и системного подходов?

CoolReferat.com

1. Понятие педагогический менеджмент

2. Принципы педагогического менеджмента

3. Функции педагогического менеджмента

1. Понятие «педагогический менеджмент»

Англоязычное слово «management» имеет три смысловых аспекта:

    совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и общественного бизнеса;

    социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества;

    научная дисциплина, изучающая технико-организационные, социальные аспекты управления производством и другие сферы общественной жизни.

В теории управления особое место занимает педагогический менеджмент , включающий, на первый взгляд, полярные группы – обучающих и обучаемых.

Хотя менеджмент возник в сфере бизнеса, но сегодня на Западе широко распространено мнение, что менеджмент – это не только управление фирмой, корпорацией и т.д., - многие его постулаты и теоретические позиции пригодны для управленческой деятельности в любой сфере, в том числе, и в образовании.

В общем, менеджмент – это социальное управление организацией. Во многих контекстах понятия «социальное управление » и «менеджмент » практически совпадают.

Менеджмент – это управление, базирующееся на человекоцентристком подходе, предполагающем не прямолинейное воздействие, а создание условий для комфортного сотрудничества руководителя и подчиненного в эффективном достижении целей совместной деятельности.

Управленец-менеджер в своей деятельности опирается на собственное уважение к людям и уважение людей к нему самому, строит свои отношения с людьми в трудовой деятельности на основе доверия и, сам ориентируясь на успех, создает условия для его достижения всеми.

В современной научной литературе менеджмент раскрывается как:

Процесс постановки и достижения целей посредством мобилизации труда людей, их интеллекта, мотивов поведения, а также финансовых и технических ресурсов;

Управление бизнесом через филигранную работу с людьми;

Специальный вид управленческой деятельности, вращающейся вокруг человека;

Умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения подчиненных;

Функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;

Область человеческого знания, помогающая эффективно осуществлять управленческие функции.

Из приведенных определений можно заключить, что в науке менеджмент рассматривается и в значении «вида деятельности », и в значении «области знания ».

Наиболее подходящее и полное определение менеджмента, которое может быть использовано в некоммерческой сфере (например, в образовании), дал известный американский теоретик менеджмента П. Друкер, считавший, что современный менеджмент – это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей. Исходя из этого, П. Друкер определяет и задачи менеджмента:

1) Сплотить людей вокруг общих целей предприятия, - иначе никогда из толпы не создать коллектива).

2) Развивать в каждом сотруднике предприятия его потребности и по возможности их удовлетворять.

3) Ни на минуту не останавливать развитие людей.

4) Поскольку навыки и профессиональная подготовка людей, работающих на предприятии, различны, и сотрудники выполняют разнообразные виды работ, постольку их производственная деятельность должна строиться на основе коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности.

5) О предприятии нельзя судить только по объему выпуска продукции и базовым производственным линиям. В этом отношении предприятие схоже с человеком: так же, как ему необходимы разнообразные средства для оценки здоровья и деятельности, такие же различные средства требуются и для оценки функционирования предприятия.

Педагогический менеджмент как прикладная наука возникла на базе двух дисциплин – педагогики и менеджмента. Термин «педагогика» возник в Древней Греции. В переводе на русский язык он означает детовождение. Педагогами назывались наставники, воспи­тывающие детей аристократов. Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т.е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реа­лизуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие преподавателей и уча­щихся с целью передачи им социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Педагогика как гуманитарная наука представляет собой совокупность зна­ний, которые лежат в основе описания, анализа, прогнозирования, проектиро­вания и организации педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития, воспитания и подготовки человека к жизни в обществе.

Под менеджментом понимают научно-практическое направление, ориентированное на обеспечение эффективной жизнедеятельности (функционирования) организаций в рыночных условиях хозяйственных отношений.

В современной научной литературе менеджмент рассматривается как:

Процесс постановки и достижения целей посредством мобилизации труда людей, их интеллекта, мотивов поведения, а также финансовых и технических ресурсов;

Управление бизнесом с помощью эффективной организации работы членов предприятия;

Специальный вид управленческой деятельности, ориентированной на человека;

Умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения подчиненных;

Функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разных организациях;

Область знания, помогающая эффективно осуществлять управленческие функции.

Таким образом, в науке менеджмент рассматривается и в значении «вид деятельности», и в значении «область знания». В мировой практике менеджмент выступает как наука, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации. В нем соединяются как бы два направления: коммерческо-экономическое, или организационно-техническое, и психолого-педагогическое, связанное с управлением людьми, организацией коллектива для достижения конечной цели. Менеджер же является организатором профессиональной деятельности сотрудников организации.



Предметом менеджмента выступают управленческие процессы в организациях. Управление – функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление – целенаправленное воздействие на какую-либо социальную систему для ее упорядочения, сохранения, совершенствования и развития. Управление является одной из важнейших функций любой организованной системы, без которой эта система не может существовать – она неизбежно погибает. Социальное управление включает процессы сбора и анализа данных о функционировании, организации и деятельности коллектива, выработки и реализации решения, процессы контроля выполнения принятых решений и оценки результатов и мотивации труда сотрудников организации. Все эти процессы опираются на знания и практический опыт руководителей и реализуются с помощью мышления, памяти, восприятия, внимания, общения, речи, волевых усилий и т.д. Иными словами, управление представляет собой психический процесс взаимодействия руководителя и подчиненных по подготовке и реализации организационных решений. Конечной целью управления является оптимизация функционирования системы, получение возможно большего полезного эффекта при наименьших усилиях и затратах.

Основные этапы процесса управления: сбор и обработка информации; ее анализ, диагноз состояния объекта управления, прогноз его дальнейшего изменения (развития); установление цели; выработка решения, направленного на достижение цели; последовательная конкретизация общего решения в виде планирования, проектирования, программирования; выработка конкретных (частных) управленческих решений; организация деятельности для выполнения решений; контроль за этой деятельностью; сбор и обработка информации о результатах деятельности (далее цикл повторяется).



Педагогический менеджмент – комплекс принципов, методов и организационных форм управления системой образования и учебно-познавательным процессом, направленным на повышение их эффективности. Предметом педагогического менеджмента являются процессы, явления и проблемы, связанные с особенностями управленческой деятельности руководителей и преподавателей в образовательных учреждениях. Наиболее полное определение менеджмента, которое может быть использовано в образовании, дал известный американский теоретик менеджмента П. Друкер (119). Он считал, что современный менеджмент - это специфический вид управленческой деятельности, ориентированной на человека, имеющий целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей. Исходя из этого, П. Друкер определяет и задачи менеджмента:

Сплачивать людей вокруг общих целей предприятия, чтобы создать коллектив;

Развивать в каждом сотруднике предприятия его потребности и по возможности их удовлетворять;

Ни на минуту не останавливать развитие людей;

Выстраивать производственную деятельность на основе коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности, поскольку навыки и профессиональная подготовка людей, работающих на предприятии, различны, и сотрудники выполняют разнообразные виды работ;

Разрабатывать комплексные способы и средства оценки эффективности функционирования предприятия.

Российская система образования — сфера, в которой активно внедряются различные инновационные концепции. В числе таковых — педагогический менеджмент. Может показаться, что это явление совместимо, главным образом, со сферой бизнеса или политикой. Однако его возможно внедрять и в педагогическую практику. Каким образом? Каковы наиболее примечательные характеристики данной концепции?

Понятие педагогического менеджмента

Что такое педагогический менеджмент в образовании? Данный термин, очевидно, обозначает некие процессы, связанные с управлением. Традиционно под менеджментом принято понимать активность, осуществляемую в бизнесе или, к примеру, в политике. Но в последнее время в России начинает набирать популярность менеджмент в образовании.

Процесс управления предполагает наличие субъекта и объекта. Данная характеристика актуальна также и для такого явления, как менеджмент в образовании. Субъектом управления в данном случае будут сотрудники учреждения, в котором реализуются учебные программы. Объектом — сама образовательная организация, а также процессы, проходящие в ней. Задача менеджмента соответствующего типа — совершенствование учебного процесса, повышение его эффективности, оптимизация с точки зрения трудовых и финансовых затрат деятельности учебного заведения в корреляции с требуемыми результатами.

Национальная специфика

Менеджмент в образовании может характеризоваться национальной спецификой. Например, в учебных заведениях США он связан с наделением преподавателей школ значительным объемом полномочий, позволяющим планировать и оптимизировать процесс обучения. В России, в свою очередь, работники общеобразовательных организаций — если говорить о государственных и муниципальных учреждениях, - обязаны в общем случае придерживаться программ, утверждаемых на региональном или даже федеральном уровне. Вследствие этого российский менеджмент в образовании становится прерогативой преимущественно частных учебных заведений. Хотя, безусловно, в некоторых аспектах организации учебного процесса в государственных школах он также может применяться — например, в части внеклассных занятий или, как вариант, оптимизации бюджетных расходов.

Системообразующие факторы педагогического менеджмента

Современные исследователи считают, что педагогический менеджмент в образовании характеризуется рядом факторов, влияющих на механизмы его реализации. В числе таковых:

Специфика системообразующих элементов менеджмента как самостоятельной среды социальной активности;

Цели управления;

Методы, задействуемые субъектами менеджмента;

Задачи, которые стоят перед менеджером в системе образования;

Ключевые принципы, на которые опирается преподаватель при выстраивании соответствующих управленческих коммуникаций;

Функции, характеризующие педагогический менеджмент;

Критерии качества управленческой активности.

Некоторые исследователи полагают, что к факторам педагогического менеджмента допустимо относить также результаты деятельности сотрудников школ, направленной на реализацию соответствующих управленческой активности. Исследуем теперь выявленные факторы, характеризующие менеджмент в сфере образования, подробнее.

Системообразующие элементы

Статус системообразующих элементов в педагогическом менеджменте, безусловно, будут иметь его субъекты и объекты. К первым будут относиться сотрудники образовательных организаций на различных должностях. Это могут быть директора школ, их заместители, учителя. Объекты активности в рамках педагогического менеджмента — это, в свою очередь, учащиеся. В некоторых случаях в рамках указанных категорий может наблюдаться субординация, вследствие чего субъекты могут временно приобретать статус объектов — например, если речь идет о взаимоотношениях директора и подчиненных ему сотрудников школ.

Следующий системообразующий элемент, который включает в себя менеджмент в образовании — это учебный процесс и непосредственно связанные с ним коммуникации, характерные для школы — например, педсоветы. Участие в соответствующих мероприятиях, так или иначе, принимают все субъекты и объекты педагогического менеджмента. Учебный процесс — важнейший системообразующий элемент, консолидирующий интересы и приоритеты лиц, которые вовлечены в социальные коммуникации в рамках реализации образовательных программ.

Цели управления

Следующий фактор, отмеченный нами — это цели управления. Чем может быть обусловлено внедрение механизмов педагогического менеджмента в том или ином образовательном учреждении? Многое зависит от конкретного уровня учебных программ. Так, менеджмент в профессиональном образовании, реализуемый в вузах и колледжах, может быть направлен на повышение эффективности освоения студентами различных прикладных навыков. Если речь идет об учебном процессе в общеобразовательной школе, то внедрение соответствующих управленческих практик может быть обусловлено необходимостью более эффективного расходования бюджетных средств — например в части закупки материалов, распределения рабочих часов.

Цель применения тех или иных управленческих подходов может быть обусловлена необходимостью внедрения каких-либо новшеств в системе образования. Данная инициатива чаще всего сопровождается некими ожидаемыми позитивными результатами. Чаще всего задействование инновационных методов педагогического менеджмента связано с решением той или иной проблемы, которая характерна для системы образования в целом, конкретной учебной программы или же отражает специфику отдельного учебного заведения.

Вполне возможно, что цели внедрения концепций педагогического менеджмента будут локализованы, то есть направлены на достижение результата в рамках конкретного урока, серии занятий или же учебной программы по отдельно взятому предмету. Например, если перед учителем школы стоит задача подготовить детей к годовой контрольной работе, то он может спланировать содержание предшествующих ей уроков соответствующим образом, чтобы учащиеся постепенно освоили необходимые навыки для решения заданий, которые будут с высокой вероятностью присутствовать на контрольной работе.

Целью внедрения методов педагогического менеджмента может быть реализация воспитательных программ. Например, тех, что связаны с подготовкой детей старших классов к прохождению службы в вооруженных силах. Методы педагогического менеджмента в этом случае могут быть направлены на оптимизацию расписания соответствующих занятий относительно основных, которые предусмотрены школьной программой, или составление графика необходимых внеклассных мероприятий, например строевой подготовки в армейских частях.

Методы

Другой значимый фактор педагогического менеджмента — методы, задействуемые его субъектами. Подходов к их классификации достаточно много. В числе наиболее распространенных:

Экономические (предполагающие оптимизацию бюджетных расходов в корреляции с учебными программами);

Административно-распорядительные (посредством таковых субъекты педагогического менеджмента могут отдавать распоряжения в адрес объектов);

Социально-психологические (предполагают задействование эффективных алгоритмов коммуникаций между субъектами и объектами).

Как правило, отмеченные методы задействуются в различных сочетаниях или все одновременно.

Задачи

Следующий системообразующий элемент — задачи менеджера в образовании. Чаще всего они представлены в следующем перечне:

Сформировать инструментарий, необходимый для достижения целей;

Подготовить нужные кадры;

Получить в пользование необходимые ресурсы — финансовые, организационные;

Внедрить выбранные концепции менеджмента на практике;

Проанализировать эффективность работы.

Разумеется, указанный спектр задач может расширяться, дополняться, конкретизироваться.

Принципы педагогического менеджмента

Основы менеджмента в образовании включают алгоритмы, на базе которых формируются принципы соответствующих управленческих активностей. Во многом они носят субъективный характер, то есть каждый участник учебного процесса может определять их, исходя из личных приоритетов. Но можно выделить и общие принципы, широко распространенные и практикуемые в российском педагогическом менеджменте. Изучим их подробнее.

Рационализм

Во-первых, это принцип рационализма. Действия менеджера в системе образования должны быть направлены, прежде всего, на улучшения, которые можно пронаблюдать в виде конкретных показателей — например, в части реальной экономии бюджетных средств вследствие более эффективной организации учебного процесса. Преподаватель должен формировать образовательные программы, основываясь на конкретных показателях и определяя те, которые нужно улучшать в приоритетном порядке.

Социальная ориентированность

Во-вторых, это принцип социальной ориентированности. Не важно, реализуется ли менеджмент в дошкольном образовании, на уровне средних учебных заведений или в вузах — активность преподавателя должна быть направлена на достижение общественно значимых целей. Тех, что важны как для локальных социумов, как-то отдельно взятый класс, группа, курс, так и для общества в целом.

Стабильность

В-третьих, это принцип стабильности. В ходе внедрения концепций педагогического менеджмента должны выбираться те методы, которые способны обеспечивать устойчивые результаты при неоднократном повторении их использования в тех же условиях. Безусловно, если речь идет о каких-то совершенно новых, не испытанных кем-либо ранее подходах, то возможен некий эксперимент, но он не должен нарушать функциональности устоявшихся к тому моменту социальных коммуникаций и структуры действующих учебных программ.

Последовательный подход к инновациям

В этом смысле инновационный менеджмент в образовании не должен быть революционным. Если речь идет, скажем, о внедрении дистанционных методов обучения, то их единовременное задействование во всех учебных программах школы может быть не самым рациональным шагом. Следует приспосабливать его только к тем дисциплинам, в отношении которых соответствующий механизм коммуникаций наилучшим образом подходит — например, это может касаться занятий по информатике.

Функции

Следующий важнейший элемент педагогического менеджмента — функции. Современные исследователи выделяют несколько таковых.

Прежде всего, это функция планирования. Она важна в части последовательного решения целей и задач, поставленных руководством школы или иного учебного заведения. Например, если цель внедрения соответствующих управленческих концепций — профессиональная переподготовка, менеджмент в образовании может быть задействован как инструмент составления алгоритма ее проведения, адаптированного к текущим учебным программам. То есть учителя, работающие в школе, могут ходить на необходимые занятия по переподготовке, в то время как их всегда кто-то сможет заменить на основном рабочем месте.

Исключительно важна мотивирующая функция педагогического менеджмента. Она заключается в формировании у учеников повышенного интереса к обучению. На практике это может выражаться, к примеру, во внедрении инновационных концепций. В числе тех, что требуют задействования широкого спектра инструментов, которые содержит в себе менеджмент в образовании — дистанционное обучение. Как мы отметили выше, соответствующий формат реализации учебных программ должен внедряться в школьную практику постепенно, с тем, чтобы эффективность его применения была устойчивой. Педагогический менеджмент в дистанционном обучении может быть полезен также и с целью адаптации учеников к новшествам учебного процесса с точки зрения их дисциплины. Рассматриваемый формат прохождения образовательных программ может предполагать нахождение учащихся не в классе, а у себя дома или, например, на территории другого учебного заведения, вследствие чего восприятие детьми учебного процесса может быть несколько иным, чем в случае, когда они осваивают материал в классе.

Другая значимая функция педагогического менеджмента — контролирующая. Ее сущность - в осуществлении субъектом управления, мониторинга активности объектов, как в процессе внедрения тех или иных решений, так и с целью проверки их исполнения по факту соответствующей модернизации учебного процесса.

Критерии качества менеджмента

Следующий элемент педагогического менеджмента — критерии качества соответствующих активностей. Исследователи приводят следующий их перечень:

Практическая эффективность, прослеживаемая на примере конкретных цифр (экономия бюджета, улучшение среднего балла успеваемости);

Уровень положительного социального восприятия внедряемых концепций (в среде субъектов и объектов педагогического менеджмента);

Наличие косвенных показателей улучшения качества образовательного процесса (например, больший процент выпускников школы, поступивших в престижные вузы).

Как мы отметили выше, в числе возможных задач, при решении которых может задействоваться менеджмент в образовании — переподготовка специалистов. В этом случае критерием эффективности соответствующих концепций может быть рост интереса к учителям, работающим в школе, со стороны других учебных заведений города.

© 2024 minbanktelebank.ru
Бизнес. Заработок. Кредит. Криптовалюта