МАДОУ д/с «Сказка»
Утверждаю:
Зам. зав. по УВР
МАДОУ д/с «Сказка»
Седен С.К.
Открытое занятие «Зимующие птицы»
Воспитатель:
Узуй-оол Айланмаа Кужугетовна
Ак-Довурак 2012
Тема: «Зимующие птицы»
Цель : закрепить и уточнить знания о зимующих птицах; уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «зимующие». Развивать память, речь, внимание и творческое воображение детей. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Словарная работа - «зимующие», снегирь, синица, воробей, голубь, сорока.
Материалы к занятию: картинки с изображением зимующих птиц, кормушка, ножницы, карандаши и бумага для ручного труда (оригами), музыка – запись голосов птиц.
Ход занятия.
Как вы думаете, какое сейчас время года?
Как вы догадались?
Какой день зимой?
Какая ночь?
Что можно сказать о снеге?
Какой бывает лёд?
Воспитатель загадывает загадку.
Животиком желтовато,
Черненькая лапочка
И полоска шарфика. (Синица )
(Выставляется картинка)
Синица какая? Есть ли у неё желтая грудь? Тонкие лапы? Короткий клюв?
Зимовать у вас хочу
Ведь ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь )
С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями, потому что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно; их красные грудки, голубоватые серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнёзда, выведут, выкормят птенцов.
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орёл, а всё же птица. (Воробей )
Воробей – маленькая птичка. У него серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Воробей – шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый. Если воробей нахохлится, то завтра жди сильного мороза.
Почему синицу, воробья, снегирями называют птицами?
Какие это птицы? (Зимующие )
А каких ещё зимующих птиц вы знаете?(Голубь, ворона, дятел, сорока, клёст, кукушка т.д .) (Выставляются картинки зимующих птиц.)
Что есть общего у всех птиц? (Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост .)
Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем .)
Чем покрыто тело птиц?
Для чего нужны перья?
У каждой птицы, как у человека, свой характер. Как вы думаете, какой характер у снегиря? А какая синица? Что можно сказать про воробья?
А вы знаете, как эти птицы подают голоса?
Воробей – чирикает. Синица и снегирь свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона – каркает. Голубь – воркует. Сорока – трещит.
Голодно и холодно зимой птицам. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки.
У воробья туловище мелкое, а у вороны - …(крупное )
У вороны клюв большой, а у воробья - … .
У воробья хвост короткий, а у вороны - … .
У воробья лапки тонкие, а у вороны - … и т.д.
Птички прыгают, летают, Дети прыгают, «летают»,
Птички прыгают, поют, «поют»,
Птички крошки собирают. «собирают»,
Зёрнышки клюют. «клюют»,
Пёрышки почистили,
Клювики почистили,
Клювики почистили,
И на место сели. садятся.
Мы сегодня с вами сделаем птичку из бумаги. (По показу воспитателя дети складывают фигуру птиц, поделками в руках под музыку (летят птицы), имитируют движения птиц. ) Посмотрите, какая замечательная, дружная стая птиц у нас получилась. (Дети читают стихи о птицах.)
6. Итог занятия.
Наталья Василешникова
Конспект логопедического занятия «Зимующие птицы»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе. Тема : «Зимующие птицы »
Программное содержание :
Формировать обобщённое представление о зимующих птицах ,
закрепить знания о зимующих птицах , расширять и активизировать словарь детей по теме;
Упражнять детей в подборе слов – антонимов, в образовании приставочных глаголов;
Развивать связную речь детей; развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, общую и мелкую моторику пальцев рук; умение слушать рассказы других детей. ;
Воспитывать заботливое отношение к окружающему миру, бережное отношение к птицам , желание помогать им в зимних условиях
Развивающая среда : Таблицы с изображением зимующих птиц , готовая кормушка из картона, фигурка «птичка» .
Организационный момент.
Логопед предлагает детям поиграть в игру «Отгадай – ка!»
(Дети отгадывают загадки о птицах , при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)
Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка - Это (Синичка)
Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)
Каких птиц вы ещё видите на доске? (ворона, сорока)
Сообщение темы.
Логопед : Как вы видите, к нам прилетели птицы . Но одна из этих птиц заблудилась . Какая это птичка, как вы думаете? (Дети определяют и находят одну перелётную птицу среди зимующих - журавль )
Сегодня мы с вами поговорим о зимующих птицах… . Что значит «зимующие » ? (ответы детей)
Правильно, это птицы , которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края. Давайте назовём известных нам зимующих птиц . (Дети называют птиц ) .
Закрепление названий частей тела птиц . Подбор слов – антонимов.
Логопед : У птиц , как и у людей, есть различные части тела. У всех птиц есть… (голова, туловище, хвост, крылья, клюв, лапки) Покажите, где у птицы… .
Что общего в строении у всех птиц ? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
Игра «Скажи наоборот»
Логопед : Посмотрите, ребята, несмотря на то, что у птиц есть много общего , они все разные. Чем они отличаются друг от друга? (Размером, окраской)
У синицы хвост короткий, а у сороки…
Воробей маленький, а ворона…
Голубь тяжёлый, а воробей…
У синицы клюв тонкий, а у дятла…
(когда логопед произносит название той или иной пиццы, он показывает соответствующую картинку)
Физминутка.
Пальчиковая игра «Дятел»
Ладошка одной руки – это дерево. А указательный пальчик другой руки - это длинный клюв дятла. В ритме стихов «дятел» - пальчик стучит по ладошке.
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
Игра «Улетают – не улетают»
Когда дети слышат название перелётной птицы – машут руками словно крыльями. Когда дети слышат название зимующей птицы , они обнимают себя руками и садятся (согревают)
Упражнение в образовании приставочных глаголов.
Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола. Синицы едят кусочки несоленого сала, зерна семечек, крошки хлеба. Вороны едят очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи. Так как мы можем помочь птицам зимой ? (Подкармливать) .
Логопед : А где птицы могут найти наши угощения? (В кормушках) .
Люди стараются развешать кормушки в садах, парках. Кормушки могут быть разные : в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц .
Посмотрите и скажите, из чего сделана эта кормушка? (Из дерева) . Скажите, из чего ещё можно изготавливать кормушки?
Игра «Подбери слова»
Логопед : Птичка летела, летела и к кормушке (что сделала?. подлетела.
Другие птицы от кормушки (что сделали) … отлетели.
Шустрая птичка в кормушку (что сделала… залетела.
Потом она из кормушки (что сделала… вылетела.
Кормушку вокруг (что сделала… облетела.
(Логопед демонстрирует действия птички, используя фигурку, а дети сами комментируют их)
Развитие слухового внимания. Развитие связной речи.
Логопед : Ребята, скажите, какую из этих птиц вы видите чаще всех остальных? (воробья)
Сейчас, я расскажу вам одну историю, которая приключилась с одним воробышком :
Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замёрзшего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, потом положили его в тёплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробья на волю и повесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму .
Вопросы к тексту :
Какое было время года? Кого нашли дети в парке на снегу? Какой был воробышек? Что сделали дети, чтобы замёрзший воробышек не погиб? Когда дети выпустили воробышка на волю? Что повесили дети зимой в парке? Зачем?
(Затем дети составляют рассказ самостоятельно)
Итог занятия .
Логопед :
Кто у нас был в гостях? Почему эти птицы так называются ?
Как люди помогают зимующим птицам ? Каких птиц мы можем видеть в наших кормушках? Что вам больше всего запомнилось сегодня?
Конспект интегрированного занятия по теме: «Зимующие птицы».
Предварительная работа:
чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихов, разгадывание загадок о птицах, просмотр слайдов, иллюстраций, изготовление кормушек.
Материалы и оборудование:
разрезные картинки, иллюстрации с изображением птиц, заготовки для изготовления кормушек, кисточки и краски, ножницы, или канцелярский нож, ноутбук, презентация по теме «Зимующие птицы».
С детьми проведены: беседы, наблюдения.
В НОД использованы: методы и приемы.
Наглядный - показ иллюстраций, картинок; словесный – составление рассказа, ответы на вопросы, беседы; практические – оказание помощи детям; игровые – дидактические игры.
Ход совместной деятельности:
На столе разложены разрезные картинки с изображением птиц (снегирь – на красном картоне, синица – на желтом картоне, воробей – на сером картоне, ворона – на черном картоне).
Воспитатель:
Дети подойдите к столам и посмотрите на картинки, обратите внимание, что картинки разного цвета. Выберите картинки по цветам и соберите их. Что у вас получилось?
(Ответы детей).
Воспитатель:
Правильно, птицы. А кто может назвать, как называются птицы, которых вы собрали?
(ответы детей).
Воспитатель:
А одним словом, как назвать этих птиц?
(ответы детей)
Воспитатель:
Правильно, зимующие. А как вы думаете, почему они так называются – зимующие?
(ответы детей).
Воспитатель:
Верно. А сейчас я вам загадаю загадки о птицах, а вы мне подскажете отгадки, а в помощь я вам покажу картинки на экране. Смотрите и слушайте внимательно.
1.Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Каркать, петь и ворковать,
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите.(птицы)
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика. (синица)
Конспект логопедического занятия. «Птицы»
Цель: создание предпосылок формирования связной речи.
1. коррекционно-образовательные:
Активизировать словарь детей по теме «птицы»;
Расширять и закреплять знания детей о внешнем виде птиц, их строении, питании, повадках;
Закреплять навык словообразования притяжательных прилагательных;
Закрепление навыка словоизменения существительных в творительном и родительном падежах в единственном и множественном числе;
Упражнять в согласовании существительных с числительными;
Закреплять навык составления предложений с предлогами, умение анализировать состав предложения.
2. коррекционно-развивающие:
Развивать мышление, внимание, артикуляционную моторику.
3. воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к птицам, желание заботиться о них.
Оборудование:
Картинки с изображением птиц, картинки с изображением корми для птиц, полоски для составления схемы предложения.
План занятия:
1. Оргмомент.
Утро настало, солнышко встало!
Птицы запели
И к нам прилетели.
Много с собою нам дел принесли.
2. Постановка цели занятия.
Кто отгадает мои загадки, тот и узнает, о ком мы будем сегодня говорить.
Отгадывание детьми загадок. На каждую отгадку открывается картинка.
1.Он в своей лесной палате
Носит пёстренький халатик,
Он деревья лечит:
Постучит - и легче . (дятел)
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика . (синица)
3. Окраской сероватая.
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Кто она? (ворона)
4. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
5. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю . (воробей)
Кто догадался, о ком мы будем говорить? (о птицах)
3. Артикуляционная гимнастика- развитие артикуляционной моторики.
Чтобы общаться наш язычок должен хорошо работать, давайте его разомнём.
Выполняем артикуляционные упражнения.
«Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать её под счёт до шести.
«Дятел». Поднять язык за верхние зубы и постучать. Произнося: тдд-тдд.
«Аист». Вытянуть «острый» язык, как можно дальше изо рта и удерживать под счёт до шести-восьми.
4. Игра «Четвёртый лишний»-классификация перелётных и зимующих птиц.
Какая птица на картинках лишняя? (ласточка)
Почему? (Это перелётная птица, а остальные птицы зимующие)
Почему их так называют?
Каких ещё зимующих птиц вы знаете?
Каких перелётных птиц вы знаете?
Выставляются картинки птиц.
5. Строение птицы.
Расскажите, что общего есть у всех птиц? (У птиц есть туловище, голова, крылья, хвост, клюв, шея, две лапки, оперение.)
6. Игра «Угадай» - словообразование притяжательных прилагательных.
На одной части доски картинки с изображением птиц, на другой недостающих частей тела.
Это хвост сороки. Он чей? – сорочий хвост.
Это крыло воробья – воробьиное крыло.
Это голова вороны – воронья голова. И т. д.
7.Игра «Путаница»-упражнение в употреблении родительного падежа множественного числа существительного со словом НЕТ (в ответах на вопросы логопеда).
У вороны есть рога? - У вороны нет рогов.
У сороки есть когти?
У синицы есть копыта?
У дятла есть грива?и.т.д.
8. Игровое упражнение «Один-много»- родительный падеж множественного числа существительных.
В наших лесах и парках много (кого) …
Синица -(много синиц)
Ворона -(много ворон)
Дятел -(много дятлов)
Снегирь. (много снегирей)
Голубь -(много голубей)
Воробей. (много воробьёв)
Журавль. (много журавлей)
Грач. (много грачей)
Динамическая пауза «Улетает-зимует»
Педагог называет птиц. Если ребёнок слышит название перелётной птицы - «летает» по комнате, если слышит название зимующей птицы, то садится на палас и замирает.
9. Игра «Каждой птице свой корм»
Ребята, мы должны помогать птицам? Как?
На столе или наборном полотне картинки (жучки, гусеницы, шишки, семена, сало, хлебные крошки, лягушки, червяки и т. д.)
Кто чем питается?
Дети: Воробей питается крошками. Синичка питается салом. Журавль питается салом. И т. д.
Зимой птицам бывает трудно, поэтому мы должны заботиться о них - устраивать кормушки. А весной для скворцов мастерить скворечники. Потому что птицы наши друзья. Они поедают вредных насекомых, сохраняя людям леса, поля, сады.
10. Игровое упражнение «Раз, два, три, четыре, пять - нужно всех нам сосчитать» -согласование существительных с числительными.
Посчитайте, сколько птиц прилетело к кормушке?
(К кормушке прилетело два снегиря. К кормушке прилетело пять синиц. К кормушке прилетело четыре голубя. И т. д.)
11 Составление предложений с предлогами по сюжетной картинке. Анализ. Составление схемы.
Синица летит к кормушке.
Воробей сидит в кормушке.
Дятел сидит на ветке.
Сорока ходит под деревом.
Как называются птицы, которые зимуют?
А как называются птицы, улетающие в тёплые края?
Почему птиц называют друзьями человека?
Птицы приносят пользу. Птицы нас радуют своим щебетаньем, людям веселее, радостнее жить.
Как нужно заботиться о птицах?
Конспект открытого занятия в средней группе
Воспитатель Аверченко Р.М.
Тема: «Зимующие птицы»
Цель : Закреплять и уточнять знания о зимующих птицах.
Задачи : -Систематизировать и дополнять знания детей о зимующих птицах;
Развивать творческие способности и воображение, умение
рассуждать и делать выводы;
Создавать изображение, передавая форму частей птички;
Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних
условиях;
Вызывать полный эмоциональный отклик на результат совместной
деятельности.
Словарная работа : зима, зимующие.
Материалы к занятию : фотографии, иллюстрации зимующтих птиц, музыка- запись голосов птиц, обручи красного, серого, желтого цвета, геометрические фигуры, клей и атрибут дерева на доске.
Ход занятия:
Дети проходят и встают в круг перед стульчиками.
Подготовка к приветствию. Игра- релаксация приветствия
«Что за чудо- чудеса!
Раз рука и два рука.. ..(руки вытянуты тыльной стороной);
Вот ладошка правая, вот ладошка левая… (показ ладошек);
И скажу вам, не тая, руки всем нужны, друзья… (приветствуют)».
Вот мы и поприветствовали друг друга, садятся на стульчики.
Воспитатель читает стихотворение о зиме .
Белый снег пушистый. И под утро снегом
В воздухе кружится, Поле забелело.
И на землю тихо Точно пеленою,
Падает, ложится. Все его одело.
Темный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непрорбудно……
Воспитател ь: Какое сейчас время года?
Правильно. Зима. Холодно зимой, многие птицы улетают в теплые края,
а те птицы, которые остаются зимовать, перебираются поближе к людям.
Воспитатель : Как называются такие птицы?
Правильно. Зимующие.
Воспитатель: И говорить мы сегодня будем о зимующих птицах.
Воспитатель : Узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки.
Послушайте загадки про птиц
1. Эта маленькая пташка,
Носит серую рубашку.
Подбирает быстро крошки.
И спасается от кошки (воробей) Ставит картинку на доску .
2. Желто- синенькие птички,
Называются …… .(синички).
3. Окраской сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая
Известная персона. Кто она… ..(ворона).
4. Ночевали до зари на морозе ……(снегири).
5. Кто летает, кто стрекочет,
Рассказать нам новость хочет……(сорока).
Воспитатель : Правильно. Скажите, как мы можем помочь птицам выжить
в холодных условиях?
Верно, построить им кормушки.
Чем питаются птицы? Птицы едят: пшено, семечки, сало, хлебные крошки.
Молодцы!
Воспитатель : Сегодня я вам расскажу еще об одной зимующей птице - это клест. Клест – крупная птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми и сильными пальцами, острыми когтями, коротким раздвоенным хвостом и густым опереньем. Главная особенность клеста- клюв, сложенный крестиком. Клесты очень дружные птички, любят летать стайками и всегда строят гнезда в хвойных лесах, где много шишек.
Строят гнездо на верхушки ели или сосны под прикрытием густых ветвей. Строят гнезда сама мамочка, а папа клест помогает. Питаются клесты семенами хвойных деревьев, которые находятся в шишке (сосны и ели). Птенцы у клестов появляются и осенью, и весной, но чаще зимой.
Слушайте загадку : «Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Кле, кле, кле – поет со свистом» (клест).
Воспитатель : Дети, хотите поиграть? Игра называется «Птицы на прогулке ».
Воспитатель раскладывает обручи разного цвета на полу:
серый обруч - воробьи, красный обруч – снегири, желтый обруч –синицы.
Устно называет птицу ребенку. Под бубен птицы летают, по команде «столовая открыта» птицы быстро слетаются к соответствующим кормушкам.
Ребята, нам нужно определить самую дружную стаюптиц.
Воспитатель : Молодцы, все птицы дружно прилетели на свою кормушку.
Воспитатель : Ребята, а кто из вас знает , стихотворение про птиц?
Дети рассказывают по желанию.
1. Стынут лапы на морозе. Подойду поближе к ней.
У сосны и ели. И глазам не верится:
Что за чудо? На березе Стайка алых снегирей.
Яблоки поспели. Облепила деревце.
2. Прыгал воробьишка
В коричневом пальтишке,
Ростом мал, да боевой,
Нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца –
Покормите молодца.
Воспитатель : Молодцы!
Дети садятся за столы и воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Зимующие птицы».
Шишка, ты вкусна, толста (сцепить указательные пальцы);
И прекрасна для клеста (перецепить пальцы);
А снегирь, встряхнув снежинки (смахнуть снег с тыльной стороны кисти);
Поклюет зимой рябинки (пальцы правой руки согнуть в щепоть- «клюв» и поклевать чуть согнутую левую ладонь – «гроздь рябины».
Воспитатель : Посмотрите, какие геометрические формы лежат на столах?
Какую фигуру мы можем собрать? Дети предлагают птичку – снегиря.
Воспитатель: Из каких частей состоит птичка? Дети перечисляют.
Из большого круга - тело, круга поменьше - голова, из треугольника хвост, и двух полукругов крылья. Воспитатель предлагает посадить этих птиц на дерево (на доске). Дети приступают к работе под пение птиц.
В завершении работы, дети рассматривают получившийся результат совместной работы.
«Веселая стайка снегирей .