Спортивно-игровой праздник "богатыри". «Богатырские состязания»

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Цель: пропаганда здорового образа жизни

Задачи:
побуждение к изучению былин;
развитие у детей любознательности, смекалки, ловкости;
расширение кругозора;
формирование чувства гордости за историю страны.

Формы организации деятельности детей:
игровое занятие-соревнование (спортивные, интеллектуальные, творческие)

Ход мероприятия:
Игровая программа проходит в актовом зале (или спортивном зале). Мальчики каждого класса соревнуются между собой в различных конкурсах. Каждый этап оценивается жюри. По итогам выбираются победители программы

Имена ведущих: Василиса Никулична и Афросинья Всеславьевна

Отбивка из «Валенок» Пелагеи – выходят ведущие – 2 девушки в русских народных сарафанах. Читают под «Прялицу»

1: А и гой-еси, добры молодцы да красны девицы.

2: Мы расскажем вам про дела старые
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, про сражения.
Да про подвиги богатырские.

1: Как во стольном городе Кирове
Да в гимназии славной сорок шестой
Собралося войско дружное
Богатырской силушкой помериться

2: А и сильные, могучие богатыри
В славной гимназии
Не одолеть врагам сию гридницу
Не затмить им солнце наше красное
Век стоит она – не шатается
И века простоит – не шолохнется

1: А пора пригласить наших молодцев
Богатырей великих да дородных
А если говорить языцем басурманским, нам неведомым…

2: Короче… То есть будем кратки.

(под музыку «Цветы» - «Богатырская сила» выходят команды)

1: Итак, встречайте первая команда – богатырь…… и его славная дружина (5А)

2: 5Б____________________________________________________

1: 5В____________________________________________________

2: 5Г_____________________________________________________

1: 6А_____________________________________________________

2: 6Б_____________________________________________________

1: 6В______________________________________________________

2: 7А______________________________________________________

1: 7Б______________________________________________________

(каждая команда выходят сначала на сцену, ее встречают аплодисментами, после чего команды спускаются в зал и занимают специально отведенные места)

1: Вот они – гордость наша, богатыри всесильные и всемогучие. И равным им по силе нет. Поэтому и пришли они сюда, на конкурс наш почестный меж собой потягаться да друг у дружки уму-разуму понабраться.

2: А кто кого сильнее да мудрее, будут определять княжны наши да боярыни: (представление жюри)

-_______________________________________________________

-_______________________________________________________

-_______________________________________________________

-_______________________________________________________

Конкурсы:

Подготовительный этап:

1.Выбрать коня (по скорости разных животных)

(баллы за каждого зверя в презентации)

2. Общий вес команды (примерный вес) и в соответствии с ним выбрать дубинку (1-100 пудов) – таблица для жюри (вес дубинки должен превышать ¼ веса команды, но не больше половины общего веса команды). 10 баллов начисляется тем, у кого есть попадание в этот промежуток, остальным – на усмотрение жюри)

3. Изготовить цепи для врага (за минуту у кого длиннее будет цепь из скрепок) – 5 баллов победителю, остальным 4-1

Проверка силы и мужества:

1. Надуть «грелку» до лопания (воздушный шарик) – в какой команде лопнут быстрее шарики (3 штуки), та и победила (каждая команда отдельно, по секундомеру) – макс.оценка – 5 баллов

2. Рвать газету одной рукой, вторую спрятать за спину. Не наклоняться – 2 балла победителю. Отдельным можно присудить по 1 баллу

Проверка знаний (1 балл за правильный ответ)

1) что означает слово «булатный»

Принадлежащий богатырю

Изготовленный из азиатской стали

Тяжелый, неподъемный

Красивый, с узорами

2) из представленного снаряжения богатыря выбрать понюгальце

3) Кого из представленных богатырей схоронил Илья Муромец

Святогор

Добрыня Никитич

Алеша Попович

Микула Селянинович

4) Восстановите порядок богатырей на картине Васнецова: Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец (231)

5) Из представленного списка скажите, с кем не сражался Илья Муромец

Соловей-разбойник

Идолище Поганое

Поляница (женщина-богатырь)

Змей-Горыныч

Отдых богатырский.

Танец вприсядку под современную музыку. По одному участнику от команды. (5 баллов победителю, остальным 4-1)

Дело богатырское – вызволить из полона княжну Апраксию – суженую князя Владимира. По шифровке по типу «Морского боя».

(3 балла победителю)

Подсчет баллов. Награждение победителей и всех остальных команд грамотами. В подарок богатырские принципы современных богатырей.

1: Вот они, богатыри русские,
Богатыри славные да разудалые
Супостаты их ужахаются
А красны девицы им улыбаются

2: Весь народ в гимназии им славу поет
Да каждый день хвалу воздает.

МБОУ г. Мценска «Средняя школа №8»

«Богатырские забавы»

(Игровая программа для обучающихся начальной школы)

Классный руководитель: Комарова Надежда Викторовна

Цели : 1. Приобщение детей к истории России;

2. Расширение знание детей о русских богатырях, Баяне;

3. Сплочение детского коллектива.

Оборудование: костюмы для трех богатырей, костюм Баяна, гусли, 3 табуретки, подковы из пластиковых бутылок, лошадки: голова лошади на спортивной палке, воздушные шарики, дротики от дартса, камень на перепутье из коробки, обручи.

Вед. Велика Русская земля. Широки ее просторы, богаты ее недры и леса. Но Русская земля известна не только богатствами. Своим трудом, своими подвигами ее прославляют и люди. В том числе – воины-победители. Самой громкой славы достойны былинные богатыри, первые защитники Руси.

Нынешним воинам есть чему поучиться у прежних богатырей. Их сила духа, мужество, самоотверженность, смелость помогали одерживать победы, много разных подвигов на счету богатырском. Не должна меркнуть слава русского воинства да идти на убыль удаль молодецкая!

Вот почему. Отмечая сегодня День защитника Отечества, мы посвящаем наш праздник богатырям, отстоявшим землю Русскую от врагов, от всякой нечисти.

Ждет нас необычное торжество: звуки волшебных гуслей перенесут нас в далекое прошлое, Баян – певец седой, немало повидавший на своем веку, - расскажет нам о силе и славе младых русичей, первых богатырей, легенды о добрых делах и подвигах, от которых до сих пор носит буйный ветер по степям и полям земли нашей.

(Под гусельный перезвон появляется Баян-сказитель)

Баян . В старину стародавнюю в селе Карачарове, что под Муромом, у крестьянина Ивана Тимофеевича и жены его Ефросиньи Яковлевны родился сынок Илюшенька. Любили и жалели его родители. Да и как не жалеть? Лежит Илья на печи, ни рукой, ни ногой пошевелить не может. Только слушать он может, как люди плачут из-за того, что нападают на Русскую землю враги, не дают мирному крестьянину хлеб растить, сиротят детей, уводят в плен красных девиц. Слушает Илья и горюет, что не может вступиться за родную землю, защитить людей.

Так прошло тридцать и еще три года. А потом чудо случилось: пришли в Карачарово нищие странники и вернули они Илье здоровье и наделили его великой силушкой богатырской.

(Звучит «Богатырская наша сила» и входит Илья Муромец)

Баян. С тех пор стал Илья Муромец первым по старшенству и силе богатырем. С честью нес он на своих могучих плечах звание первого богатыря. Много зим и лет стоял он за Русь, сражаясь с ее супостатами-ворогами. Обидчикам спуску не давал, и при этом никогда не похвалялся он силой своей.

Илья Муромец . И было у меня два товарища, с которыми мы вместе бились за Русь-матушку. Помните, как их зовут?

Илья Муромец . Баян, расскажи о их.

Баян. А второй богатырь был Добрынюшка, сын Никитьевич. Рано он лишился

отца своего, и воспитала его матушка Мамелфа Тимофеевна, вдова, что жила под Киевом. Хорошее образование получил Добрыня, умел на гуслях играть. Много славных подвигов он совершил, а Баян. А второй русский богатырь был Добрынюшка, сын Никитьевич. Рано он лишился главный из них – победа над Змеем Горынычем – заклятым врагом русских людей, душегубом девушек красных.

(Звучит «Богатырская наша сила» Входит Добрыня Никитич).

Добрыня Никитич . Не хватает рядом с нами меньшого нашего товарища. Поведай, Баян, и о нем.

Баян . А самым младшеньким на богатырской заставе был Алешенька, родом из Ростова Великого города, сынок попа соборного Левонтия, потому и прозванный Поповичем. Не было в нем столько силушки богатырской, как в старших братьях. Зато сметливостью да ухваткой своей славился он. Хитростью и находчивостью побеждал Алеша врагов и злодеев. А вместе верой и правдой защищал богатыри Русь Великую.

(Звучит «Богатырская наша сила», Входит Алеша Попович).

Илья Муромец . Вот мы и собрались опять вместе, как в прежние времена! Покажем нашу силушку богатырскую, проверим, какая смена нам подросла и живет ли еще в мальчишках дух богатырский да удаль молодецкая.

Вед . У нас пять дружин. Обычно ратный путь богатыря начинается с развилки трех дорог, на которой стоит камень-указатель.

Как в старой доброй сказке,

У трех больших дорог

Есть камень-подсказка, вроде указки,

И многих тот камень спас, уберег.

Давайте подойдем поближе и посмотрим, что написано на камне, с которого начинается путь наших богатырских дружин.

Коль ехать направо-

Богатство и слава,

Коль ехать налево-

Погибнет конь смелый.

А прямо помчишься –

С врагом сразишься,

Себя испытаешь

И друга узнаешь.

Согласны вы, русские дружинники, себя испытать? Да? Тогда к первому заданию.

Богатырская разминка.

Вопросы для 1 дружины.

1.Каких русских богатырей вы знаете?

2. С кем пришлось сражаться Илье Муромцу? (С Соловьем –разбойником с Идолищем поганым, с Калином-царем)

Вопросы для 2 дружины.

    Как называется головной убор богатыря? (Шлем)

    Как называется тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец? (Кольчуга).

Вопросы для 3 дружины.

    Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им свое тело. (Щит).

    Оружие для удара непосредственно по противнику. Оно состоит из рукоятки и тяжелой круглой ударной части. (Булава).

Вопросы для 4 дружины.

    У одного из русских богатырей была дочка, которая тоже выросла смелой да удалой. Недаром смогла она собственного мужа спасти от гнева князя Владимира. Как ее звали и каким образом она смогла перехитрить князя? (Василиса Микулишна, дочь Микулы Селяновича. Спасла Ставра Годиновича, нарядившись в платье мужское татарское и представилась послом Золотой Орды).

    При создании какого головного убора ХХ века за основу был взят богатырский шлем? (Буденовка).

Вопросы для 5 дружины.

    Это колющее оружие на длинном древке. Из-за длинной рукоятки обычно поединок воинов «один на один» начинается с использования этого оружия. (Копье. Пика).

    Чтобы орудовать Тим рубящим холодным оружием, надо иметь немалую силу. Оно состоит из клинка и рукоятки. Часто, в древности, в рукоятку воины засыпали горсть родной земли или клали мощи святых, отсюда пошел обычай целовать оружие перед боем – считалось, что прикосновение к нему дает особый оберег его владельцу. (Меч).

Итоги разминки.

Подкова для коня.

Алеша Попович. У каждого русского богатыря был надежный друг, боевой товарищ – верный конь. Вам надо подковать коня. Его заменит перевернутая табуретка. Каждую ножку нужно «подковать» - набросить кольцо.

Итоги конкурса.

Скачки с препятствиями.

Теперь, когда каждый богатырь подковал своего верного коня, можно устроить настоящие скачки. Надо проехать на своем коне и предать его товарищу.

Итоги конкурса.

Сражение с чудовищем.

На этом этапе будем сражаться с заклятым врагом – многоголовым Змеем Горынычем. Каждый богатырь специальными копьем должен сразить одну из голов.

Итоги конкурса.

«Размахнись. Рука..»

В этом состязании дружинники будут показывать мастерство владения палицей – старинным оружием, которое представляло собой тяжелую боевую дубинку или орудие для метания с утолщенным концом.

Современные палицы, наоборот, очень легкие. Вам надо размахнуться и как можно дальше бросить. У кого самый дальний командный бросок, тот и выиграл.

Итоги конкурса.

Один в поле не воин.

Надо забросить воздушный шар в кольцо своего капитана. Капитан держит обруч.

Итоги конкурса.

Головой качают деды:

Нету, знать богатырей!

Ну а громкие победы

В спорте славных сыновей?!

Нет, не верь наветам ты.

Илья Муромец . Живы, живы…

Алеша Попович. Живы, живы…

Добрыня Никитич. Богатырские черты!

Хоть мы еще мальчишки,

Но мы – богатыри.

В боях набиты шишки,

Большие «фонари».

Пусть ноют наши раны,

Но в бой за честь двора

Мы двинемся упрямо,

Когда поймем: пора!

Вот и закончился наш сказ о защитниках народных, богатырях русских.

Использованная литература:

1.Е.И. Ромашкова. Веселые праздники для малышей. – М., АСТ-ПРЕСС

Цель: пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

  • побуждение к изучению былин;
  • развитие у детей любознательности, смекалки, ловкости;
  • расширение кругозора;
  • формирование чувства гордости за историю страны.

Условия реализации программы:

Игровая программа может проводиться в школе, доме детского творчества оздоровительном лагере, в семейном клубе. Необходим зал со свободной площадкой, оснащенной музыкальной аппаратурой. Основными участниками являются мальчики – 2 команды по 5-7 человек. Девочки – болельщики.

Реквизит:

  • 2 швабры, 2бумажные головы лошадей, бумажный дракон на основе конуса,
  • 2 бумажных круга – обруча, 2 обруча, 2 русских народных костюма для жюри,
  • 2 юбки, колокольчик, жетоны, призы – машинки сувениры.

Ведущий. Накануне праздника Дня защитника Отечества у нас будет проводиться игровая программа «Богатырская сила» для наших будущих защитников Отечества. В незапамятные времена народ создал удивительные песни – сказания и они переходили из уст в уста, от стариков к детям. Впоследствии эти песни получили название былины. Главными героями былин являются богатыри – герои защищавшие русский земли и русский народ от нашествия врагов и от злой нечисти. В исторических записях и летописях сохранилось многое указывающее, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно имели место, только народ переделывал быль по-своему, разукрасил и преувеличил. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе. Совокупность воинских доблестей, сила, ловкость, составляет одну из главнейших черт русского богатыря. А сейчас мы представим наше жюри – Василисы Премудрые.

Ведущий. «Нет, не перевелись еще богатыри на земле нашей! Не оскудела в сердцах молодецкая удаль! Сойдемся, друзья и братья! Восхвалим силу нашу, силу гордую, богатырскую!». Приветствуйте наших богатырей! Для участия в игре, разобьемся на 3 команды по 5 человек. (Звон колоколов).

Ведущий. Много веков люди верили в чудесную силу колоколов. У каждого колокола – своя судьба, и нередко она зависит от его голоса. А голоса у них разные. Благовест звонил медленно и тяжело, убаюкивал граждан, желал им спокойной ночи. Громко, торопливо и сбивчиво кричал набат, когда начинался пожар, наводнение или какое-нибудь бедствие. А у нас звон колокола приглашает всех вас на первый богатырский поединок.

Конкурс «Все о былинах»

Каждая команда отвечает на два вопроса:

– Чудовище, которое жило на горе Сорочинской. (Змей Горыныч)
– Хозяин Ильмень-озера, который помог Садко поймать златоперых рыб. (Водяной)
– Злодей свистел по-соловьиному, кричал по-звериному, шипел по-змеиному. (Соловей- разбойник)
– Славный защитник Руси-матушки, 33 года неподвижно просидевший в избе. Калеки перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. Как звали этого богатыря? {Илья Муромец)
– Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятичну, племянницу князя Владимира. (Добрыня Никитич)
– Богатырь, поповский сын, одолел Тугарина Змеевича. (Алеша Попович)

Конкурс «Бодринь»

Ведущий. «Бодринь» – это название старинной русской гимнастики. Родственно оно слову «бодрость». И недаром. Выполнив упражнения, вы чувствуете, как силы ваши удваиваются, а настроение поднимается. Каждой команде под музыку предстоит продемонстрировать одно или несколько упражнений для утренней гимнастики.

Конкурс «Меткие стрелки»

Ведущий.

Богатырь, посмотри на гранит….
Видишь, как камень кроваво блестит.
Кровью воинов залита скала
Здесь обитает драконов семья…

А сторожат драконы заколдованную красавицу-девицу.
Чтобы попасть в дракона, нужен хороший глазомер. Сейчас мы его проверим.
Набрасывание колец на кольцеброс в виде драконов.

Конкурс «Добрые слова»

Ведущий. Драконов вы победили, но вот проблема с красавицей. Кощей – Бессмертный заколдовал красавицу-девицу превратив в бабу –Ягу.Для обратного превращения, ей необходимо услышать много, добрых, красивых слов в всой адрес. Посмотрим, способны ли наши богатыри, разрушить злые чары., когда оружием станут красивые слова. Участники по очереди говорят комплименты.

Конкурс «Один за всех»

Ведущий. Русский народ славился богатырским умом, смекалкой и юмором. У вас будет не простая задача прочитать стихотворение А.Барто «Лошадка» сначала при жаре 40°С, потом при морозе 40° С, затем словно убегая от собаки. Выберите для этого испытания самого ловкого.

«Лошадка»

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик.
И верхом поеду в гости.

(А. Барто)

Конкурс «Наездники»

У каждого богатыря, был свой верный конь, который их не подводил, не на поле сражения, не в пути. Сейчас, мы посмотрим, как вы справитесь с верным другом.
Участники «скачут» на «коне» (палка с изображением головы лошади) до ориентира и
обратно, передавая эстафету следующему участнику.

Конкурс «Перетягивание каната»

Ведущий.

Богатырское наше правило –
Надо другу в беде помочь.
Отстоять в борьбе дело правое,
Силой силушку превозмочь.

(И.Добронравов.)

Силой меряются: 1-я и 2-я команды, 2-я и 3-я, а затем 3-я и 1-я.

Конкурс «Шуточный конкурс»

Ведущий.

«Расступись, честной народ,
Не пыли, дорожка,
Добры молодцы идут
Погулять немножко»

(Из х.ф. «Морозко»)

Конкурс на ловкость. Необходимо надеть юбку, взять сумки с грузом, добежать до обруча присесть и вернуться обратно.

Ведущий.

Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Куда бы по белому свету
Дороги тебя ни вели,
Ты сыном останешься этой
Родимой российской земли.

(По Е. Ховиву.)

Ведущий: Наши Василисы –прекрасные подведут итоги.

Подведение итогов, награждение победителей и участников призами и сувенирами.

Литература:

1. Богатыри и витязи Русской земли: По былинам, сказаниям и песням. М.: Моск.рабочий, 1990.
2. Жиренко О.Е, Барылкина Л.П. Внеклассные мероприятия.4 класс.– Москва:Вако, 2007 г.
3. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения.Словарик школьника.– С.-Петербург: Литера, 2004 г.

Спортивно-игровой праздник «Богатыри» носит воспитательный характер. Сценарии мероприятия подходит как для воспитанников детского сада, так и для первоклассников. Для участия в празднике можно привлечь родителей или учащихся старших классов, если мероприятие проводится в школе.

Участвуют:

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ.

АЛЁША ПОПОВИЧ.

БОЙЦЫ - воспитанники детского сада

БОГАТЫРИ (низко кланяясь всем)

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Ой, да жили на Руси богатыри!

Берегли они покой родной земли.

АЛЁША ПОПОВИЧ

Не мечом рубить,

Не крушить, да сечь,

Вышли мы на круг,

Сняв кольчуги с плеч.

Скажем вам, друзья:

«Выходи любой!

Удальцов зовём

На потешный бой!»

ВОИНЫ

Мы готовы!

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Но узнайте, вы, други-молодцы - как пойдёт, закипит состязание, так тотчас явятся сюда наши недруги - Лень липучая, да Робость бледная, станут мешать! Не сдадитесь? Не отступите?

ВОИНЫ

АЛЁША ПОПОВИЧ

(собирая «воинов» вкруг)

Так затеем же игры разные,

Да потехи устроим весёлые,

Сила-силушка молодецкая

В этих игрищах пусть прославится!

(Богатыри делят «воинов» на две команды при помощи считалок, например)

Жаба прыгала, скакала,

Чуть в болото не упала.

Из болота вышел дед -

Двести восемьдесят лет.

Раз, два, три -

Это, верно, будешь ты!

Ехала телега из Москвы,

Потеряла три доски.

Стук-звон,

Выйди вон!

Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана.

Буду резать, буду бить,

Всё равно тебе водить!

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел месяц погулять.

А за месяцем луна -

Оставайся ты одна.

(Команды можно подобрать при помощи жеребьёвки. Например, Алёша Попович по очереди подводит к Илье Муромцу двух «воинов», из которых тот выбирает одного. Перед тем как предстать перед богатырём, нужно договориться, кто из «воинов» будет кто, например.)

Белый рыцарь или Красная Шапочка?

Сахару кусочек или синенький платочек?

Стальное колечко или бедное сердечко?

Обруч вертеть или в небо лететь?

Шар катить или воду лить?

В лесу заплутать или птичку достать?

Какого кота - рыжего или полосатого? и т.д.

На середине жеребьёвки богатыри меняются ролями: теперь Илья Муромец подводит «воинов » к Алёше Поповичу, а тот выбирает.

Когда команды тем или иным способом сформированы, Богатыри объявляют первое испытание - «эстафету».

Перёд её началом они дают «воинам» краткую историческую справку:

… Само слово «эстафета» родилось в Испании от слова «стремя». В прежние времена, когда ещё даже не слышали о телефоне и Интернете, новости посылались с посыльными. Обычно это бывал всадник на коне. Получит он сообщение, ногу в стремя, сам в седло - и вперёд! Как можно скорей! Гнал лошадь, что было сил. Но силы у лошади не бесконечны. Устанет конь, его сменят - и снова в путь. А уж как сам посыльный из сил выбьется, так его сменяет другой посыльный. Так и появилась эстафета.

Часто гонцу приходилось преодолевать в пути разные препятствия: переправляться через реки, пробираться сквозь густой лес и т.д.

В те давние времена любой воин мог сделаться таким посланником.

(Богатыри предлагают «воинам» тоже попытать свои силы и объявляют первую эстафету, одну или несколько, по выбору)

1. Бег двоих участников в одном обруче.

2. Бег спиной вперёд.

3. Бег с книгой на голове.

4. Бег с ведением мяча.

5. Бег с отбиванием воздушного шарика и т.д.

(«Воины» выстраиваются по линии старта, но тут совершенно неожиданно появляются Лень и Робость.)

ЛЕНЬ И РОБОСТЬ

(шагая, хором)

Расставим мы сети,

Затянем в болото;

И всё станет лень вам,

И всё неохота (повтор).

ЛЕНЬ

Чего вы тут затеяли?.. Игры какие-то… состязания… Зачем это всё? Зачем стараться, напрягаться… когда есть диван мягкий, да телевизор?! Вот там, в нём, пускай и напрягаются. А мы ляжем да поглядим (манит детей к дивану). Сейчас «телик» включим… (ложится). А то и включать не станем… так полежим… Идите ко мне. Тут хорошо, мягко… (зевает).

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Не поддавайтесь, ребята!

ВОИНЫ

Не поддадимся!

РОБОСТЬ

(зажимая уши)

Ой, не шумите так!

(С опаской оглядываясь по сторонам.)

Что это у вас? Мячи? Они же прыгучие, драчливые… Ой, а это что? Шары? Они же лопаются! Давайте лучше сядем в стороночке, помолчим тихонечко… так время и пройдёт.

АЛЁША ПОПОВИЧ

Вот зануды! Не слушайте их, ребята! Начнём нашу эстафету!

ВОИНЫ

РОБОСТЬ

(снова зажимая уши)

Я робею и дрожу

И пожалуй… ухожу.

(Робость будит Лень, уже успевшую задремать на диване, зовёт с собой. Но Лень, проснувшись и оглядевшись, начинает что-то шептать Робости: обе, похоже, о чём-то тайком договариваются.)

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

(махнув на них рукой)

Начнём же, други мои!

(Богатыри становятся во главе команд и проводят первую эстафету - беговую (одну или несколько). См. выше.)

Следующая эстафета - «пройди болото»:

У линии старта выстраиваются обе команды во главе с Богатырями. Напротив каждой команды расположен ряд «кочек» (это могут быть простые круги, нарисованные на полу). Воины должны переправиться по ним через «болото», перепрыгивая с «кочки» на «кочку». Первыми дорогу прокладывают Богатыри. Каждый очередной «воин-гонец», закончив прыгать, бежит к своей колонне и передаёт эстафету следующему «гонцу». Побеждает команда, первой закончившая «переправу».

(В это время Лень и Робость продолжают шушукаться. Богатыри обращают на них внимание детей.)

АЛЁША ПОПОВИЧ

А что, воины, не расшевелить ли нам этих двоих, а то сидят там, шепчутся. Может, развлечём их, распотешим!

(Алёша Попович приносит полную коробку теннисных шариков (или лёгких маленьких мячей) и объявляет задание: набросать как можно больше шариков на диван.

Начинается потеха. «Воины» стараются попасть шариками не в Лень и Робость, а на диван, а Лень и Робость, в свою очередь, стараются отбить как можно больше шариков.

Провести игру можно и в виде состязания между командами, предварительно пометив шарики. Выигравшей будет считаться команда, набросавшая больше шариков со своей меткой на диван.

Лень и Робость сами собирают шарики и объявляют, каких к ним попало больше. В это время Богатыри готовят следующее состязание: к перекладине привязывают мяч так, чтобы он почти касался пола, а под ним раскладывают много мелких предметов.

После окончания «обстрела» дивана, Богатыри предлагают «Воинам», Лени и Робости поиграть всем вместе. Игра называется «попробуй собери». Нужно взять мяч в руки и отойти на несколько шагов. Затем поднять мяч до уровня головы и толкнуть его. Пока мяч раскачивается, нужно собрать как можно больше предметов таким образом, чтобы мяч не коснулся собирающего.)

ЛЕНЬ

У меня и так вон, сколько шариков, зачем мне ещё что-то там собирать? (снова усаживается на диван).

РОБОСТЬ

Ой, а если мяч по мне попадёт! Нет, боязно.

(Тоже усаживается на диван. Они опять начинают шушукаться.)

(Воины начинают игру. Когда все предметы собраны, Богатыри обращаются к детям)

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

А теперь начнёмте смело

Бой честной да удалой!

Пусть народ на вас полюбуется!

АЛЁША ПОПОВИЧ

Полюбуется, да и сам решит,

Кто из вас сильней,

Кому первым слыть!

(Богатыри объявляют условия игры «перетягивалки»:

Обе команды становятся по разные стороны начерченной на полу линии и берутся за руки. По сигналу Богатырей «воины» стараются перетянуть друг друга за черту. Те, кого перетянули, выбывают. Оставшиеся «воины» составляют новые пары и игра продолжается до последнего «война» которого Богатыри и объявляют победителем.

Следующее испытание на силу рук - «лист в кулаке». Перед каждым желающим кладётся лист газеты. Правую руку нужно завести за спину, а левой, комкая, собрать лист газеты в кулак. Побеждает тот, кто соберёт лист первым.)

(В это время Лень и Робость, пошептавшись, поднимаются, наконец, с дивана.)

ЛЕНЬ

(лениво, неохотно)

Что ж, мы должны признать…

Вы и сильные, вы и смелые…

РОБОСТЬ

(тихонько, Лени)

Но не всё ещё и потеряно…

(Подражая Богатырям.)

Мы своё теперь предлагаем вам!-

Испытать хотим

Мы не силушку,

А умишко ваш,

Да внимательность!

(Толкает Лень).

ЛЕНЬ

(встрепенувшись)

А условия будут у нас такие… Хотя… может быть, вы заранее не согласитесь, так я и говорить не стану, силу тратить.

АЛЁША ПОПОВИЧ

Говорите ваше условие. Никто здесь не испугается, правда?

ВОИНЫ

Правда! Не испугаемся!

(Лень и Робость подталкивают друг друга: Лень ленится говорить, а Робость робеет).

ЛЕНЬ

Ну, одним словом, так: кто проигрывает, тот к нам идёт, на наш диванчик мягонький (ехидно). Да-а-с!

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Ладно, быть посему.

РОБОСТЬ

Тогда садитесь все поудобнее. Расслабьтесь, не напрягайтесь… Вот вам игрушечка, тоже мягонькая, пушистенькая.

(Показывает какую-нибудь мягкую игрушку.)

(Ещё ехиднее.)

А руки вам и не понадобятся вовсе. Вы их в карманы засуньте… вот так. А теперь вот так сделаем: пытается, прижав игрушку подбородком к груди, передать её Лени. Лень изо всех сил старается принять игрушку также между подбородком и грудью. У них ничего не получается. Наконец, обе оставляют свои попытки.

ЛЕНЬ

Ну, в общему вы поняли. Давайте начинайте, а мы полюбуемся.

Дети начинают «сидячую эстафету», передавая мягкую игрушку от одного к другому показанным им способом. Тот, кто её роняет, вынужден отправиться на диван, к Лени и Робости, которые, заполучив первых пленников, оживляются. Даже Лень соглашается стать ведущей в следующей игре. Она называется « закончи слово »:

Дети становятся в круг. Лень-Ведущий по очереди бросает мячик каждому игроку и произносит первый слог какого-нибудь слова. Например, «Ка…» Игрок должен поймать мяч и одновременно договорить слово, например, «ша!» То есть, «каша». Но можно и «ска!» или «рта!» Или Лень произносит: «Те…», а игрок отвечает: «левизор!», или «лега!» или «сто!» Игроки, не сумевшие одновременно поймать мяч и закончить слово, отправляются на «штрафной» диван «пленником» к Лени и Робости.

Оставшиеся продолжают играть с Ленью в качестве Ведущей, поскольку Робость наотрез отказывается, повторив, что боится мяча.

Следующая игра называется «лови - не лови»: Игроки становятся в линию, а Лень - перед ними в 4-5 шагах. Условия таковы: если, бросая мяч игроку, Лень произносит «съедобное» слово, то есть, например, «огурец», «колбаса», «вишня», то игрок должен поймать мяч, а если Лень произносит «несъедобное» слово, например, «стол», «часы», «книга», то мяч ловить нельзя. Проигравшие присоединяются к прежним проигравшим, сидящим на диване.

Игроки выстраиваются в шеренгу в 5-6 шагах от Робости, которая начинает показывать различные упражнения. Дети должны их повторять. Перед началом игры Робость говорит, что повторять движения за ней нужно лишь в том случае, если она произносит слово «ребятки», например:

- «Ребятки, руки вверх!» или «Ребятки, присесть и улыбнуться! Но если она произносит свой приказ без этого слова, то нужно оставаться без движения, например: «Присесть и нахмуриться!»

Игроки, которые ошибутся, выбывают из игры и отправляются на диван.

Следующая игра называется « больше - меньше».

Её также соглашается провести Робость.

Игроки становятся в круг, Робость - в середину. Она называет большие и маленькие предметы, больших и маленьких животных, птиц, растения и т.д. Когда называются большие предметы, игроки должны стать на носочки и тянуться вверх, а если маленькие - присесть накорточки. Игрок, который ошибся и на «большое слово» присел на корточки или вытянулся на «маленькое слово», отправляется на всё тот же диван. —

Робость может сама выполнять эти движения и время от времени ошибаться, стараясь запутать игроков.

Наконец, все состязания и игры закончены.

РОБОСТЬ

(в полном восторге, указывая на диван)

Вон сколько силачей, да умников, да храбрецов у нас набралось!

ЛЕНЬ

А у вас, богатыри, не так уж много и осталось! Ха-ха!

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Да они случайно к вам попали! Такое в жизни случается. И ни-че-го не значит! Как попали, так и уйдут от вас.

ЛЕНЬ

Как это!? А как же условие!?

АЛЁША ПОПОВИЧ

Мы ведь сами на такое условие для ребят согласились, нам их из плена и вызволять!

РОБОСТЬ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

А вот мы сейчас сыграем с вами! Если мы выиграем, то все «воины» к нам и вернутся. Давайте так договоримся: за каждый ваш проигрыш - одного пленника мы себе забираем.

ЛЕНЬ

Ха-ха! Сыграешь с вами! Вы вон какие здоровые, да сильные! Всю свою жизнь только боритесь, да сражаетесь.

АЛЁША ПОПОВИЧ

Так мы же не бороться вам предлагаем.

(Подражая Лени и Робости.)

Мы тихонечко сыграем, не напрягаясь, не рискуя.

РОБОСТЬ

Как это - тихонечко?

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

А вот сейчас сядем к вам на диванчик, на мягонький, и поборемся.

ЛЕНЬ

Ну, если на диване, не напрягаясь… я согласна.

РОБОСТЬ

Если не рискуя, то и я не против.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Отлично! Тогда начнём.

(Богатыри усаживаются на диван к Лени» Робости и их «пленникам.)

Как насчёт того, чтобы загадки отгадать… ну, например, о зиме?

ЛЕНЬ

Это пожалуйста. Я зиму люблю.

Располагайся на печи,

Бей целый день баклуши

Да уплетай, знай, калачи,

Блины с вареньем кушай!

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Тогда слушайте первую загадку:

Сам без рук, без глаз, а рисовать умеет. Кто таков?

(Лень и Робость переглядываются.)

ЛЕНЬ

Не бывает такого.

РОБОСТЬ

(в тон ей)

Такого не может быть.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Ещё как может! А ну-ка, ребята!

ВОИНЫ

ЛЕНЬ

Xм, ну, первый раз не считается.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Нет, договор есть договор. Одного «воина» себе забираем. (Одна из девочек уходит с дивана.)

ЛЕНЬ

Ладно, ладно, ещё поглядим, кто кого.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Слушайте вторую загадку: С неба звёзды падают, лягут на поля. Пусть под ними скроется чёрная земля. Много-много звёздочек тонких, как стекло. Звёздочки холодные, а земле тепло.

(Лень и Робость снова переглядываются).

РОБОСТЬ

Это стихи какие-то, а не загадка.

ЛЕНЬ

И что вы всё про зиму да про зиму!? Бр-р! Я даже замерзла.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Отгадаем, ребята?

ВОИНЫ

Снежинки!

(Уходит вторая «пленница».)

АЛЁША ПОПОВИЧ

Значит, не хотите больше про зиму? Хорошо. Загадка про лето:

Доброе, хорошее, На всех людей глядит, А людям на себя Глядеть не велит.

(Лень и Робость беспомощно молчат. Алеша Попович делает детям знак.)

ДЕТИ

(Возвращается третья «пленница».)

АЛЁША ПОПОВИЧ

Один льёт, другой пьёт, Третий питается.

ДЕТИ

(немного подождав)

Варианты загадок:

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт,

Убаюкивает?

В сенокос - горька,

А в мороз - сладка,

Что за ягодка?

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих!

Что за кони у меня?

А ну-ка, ребята,

Кто угадает:

На десятерых братьев Двух шуб хватает.

(Варежки)

Две курносые подружки

Не отстали друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

Обе песенки поют,

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу.

На Новый год ей каждый рад,

хотя колюч её наряд.

У какой птицы снежное имя?

(Снегирь)

Без окон, без дверей полна горница людей.

Падают с ветки золотые монетки.

(Осенние листья)

Серое сукно тянется в окно,

Логические концовки:

Если два больше одного, то один… (меньше двух)

Если река глубже ручейка, то ручеёк… (мельче реки)

Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры)

Если правая рука справа, то левая… (слева)

(Наконец, все «воины», так или иначе, на свободе).

ЛЕНЬ

(обиженно)

Что же делать - вы всё знаете!

И меня не уважаете!

Больше с вами не дружу!

До свиданья, ухожу!

РОБОСТЬ

Ну, и я за Ленью вслед.

Мне тут вовсе жизни нет.

(Уходят, не попрощавшись.)

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

(обнимая ребят, весело)

Ой, да жили на Руси богатыри!

Берегли они покой родной земли…

Свою силушку прославили в веках,

Славу добрую оставили в сердцах!

АЛЁША ПОПОВИЧ

Не мечом рубить,

Не крушить и сечь,

Вышли мы на круг,

Сняв кольчугу с плеч.

Скажем вам, друзья:

Все вы молодцы!

Все вы умники да и храбрецы!

Лень от вас ушла -

Не появится!

РОБОСТЬ

Вслед за ней -

Не заявится!

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

А теперь, друзья!

Мы награды вам

Раздадим на всех!

Пусть звучит, звенит

Ваш весёлый смех!

(Богатыри вручают детям шуточные медали, значки и прочие призы и награды за участие и победы в отдельных видах состязании.)

Елена Зайцева
«Богатырские состязания». Сценарий спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста

ЦЕЛЬ :

Продолжать развивать сотрудничество ДОУ и семьи в формировании у детей патриотических чувств.

ЗАДАЧИ :

Повышать интерес детей и родителей к совместной деятельности.

Расширять знания детей об историческом прошлом Древней Руси.

Развивать физические качества (сила, ловкость, выносливость, быстрота) .

Совершенствовать двигательные способности детей .

Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.

Развивать творчество, побуждать детей к активным самостоятельным действиям.

Создавать атмосферу доброжелательности, дружеского состязания и веселья .

Воспитывать у детей чувство уважения , гордости к своей Отчизне.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА :

Чтение былин, сказок о русских богатырях .

Обогащение словарного запаса детей словами - архаизмами : богатыри , доспехи, вооружение (копьё, булава, колчан со стрелами, щит, лук, шлем, кольчуга) .

Совместный просмотр детей и родителей мультфильмов о русских богатырях .

Заучивание пословиц о смелости, о героизме.

Рассматривание иллюстраций, картин художников о русских богатырях .

Ход РАЗВЛЕЧЕНИЯ.

ПОД МУЗЫКУ ДЕТИ И РОДИТЕЛИ ВХОДЯТ В ЗАЛ, ВСТАЮТ ПОЛУКРУГОМ.

ВЫХОДЯТ ВЕДУЩИЕ - СПЕЦИАЛИСТЫ В РУССКИХ КОСТЮМАХ.

ВЕДУЩИЙ :

Ой, вы, добры молодцы да красны девицы. Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую, да на игры веселые, чтобы был у нас мир да лад, да согласие.

ВЕДУЩИЙ :

Пришло нам письмо в детский сад от трех славных богатырей . Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича.

Мы стояли за Русь много лет и зим,

Не жалея сил да и времени.

Чтобы Русь никогда, на все времена,

Воевать, разорять было некому.

ВЕДУЩИЙ :

Велено до вас

Довести сейчас указ!

Нынче встретиться должны

Разудалые богатыри !

Поле брани мирным будет

Победивший же добудет

Дружбу, славу и признанье.

Все кто здесь – на состязанье !

ВЕДУЩИЙ :

А кто же такие богатыри ?

ДЕТИ :

Защитники Родины, воины, смелые, мужественные люди.

ВЕДУЩИЙ :

Вы правы, богатыри – это защитники земли Русской. Они славились невиданной силой, безграничной храбростью.

Подвиги русских богатырей описаны в былинах .

Кто слагал и рассказывал былины о богатырях ? Создателем былин был народ, а рассказывал былины сказитель. Так называли человека, который сказывал, рассказывал русские народные былины и сказки. Как сказитель рассказывал былины?

ДЕТИ :

Сказывал, как песню, и играл на гуслях.

ВЕДУЩИЙ :

Да, действительно, сказитель ходил из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях – богатырях , об их подвигах, о том, как они одолевали врагов, защищали родную землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

Сказитель так и говорил :

ЗВУЧАТ ГУСЛИ.

Расскажу я вам про дела старые ,

Да про старые , про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские !

Подвиги русских богатырей отражали в своих картинах художники. Посмотрите на картину В. М. Васнецова «Богатыри »

ВЕДУЩИЙ :

Кто находится в центре картины?

ДЕТИ : Илья Муромец.

ВЕДУЩИЙ :

Как вы догадались, что это Илья Муромец?

ДЕТИ И РОДИТЕЛИ : Он самый старший , могучий, мудрый.

ВЕДУЩИЙ :

Кто слева от Ильи Муромца?

А кто справа от него?

ДЕТИ И РОДИТЕЛИ :

Добрыня Никитич слева, Алеша Попович справа.

ВЕДУЩИЙ :

Как одеты богатыри ?

ДЕТИ И РОДИТЕЛИ :

На тело надета кольчуга – рубашка из металлических колечек. На голове – шлем. Есть доспехи : у Ильи Муромца копье и булава или палица, у Добрыни Никитича меч, а у Алеши Поповича лук со стрелами.

ВЕДУЩИЙ :

Богатыри всем своим видом показывают, что они готовы в любую минуту вступить в бой с врагами и защитить родную землю русскую.

Вот так художник изобразил богатырей .

Какая мощь! Какая сила!

Какой богатый колорит !

Здесь каждый блик, оттенок

О мастерстве нам говорит!

А богатырская застава ,

Что на краю земли стоит,

Внушает гордость за страну, державу

И не предаст, и защитит.

Ты посмотри, их только три,

Но все они… Богатыри .

ВЕДУЩИЙ :

Композиторы тоже, очень много произведений посвятили защитникам земли русской. Давайте послушаем фрагмент музыкального произведения, которое посвятил богатырям композитор А . Бородин. А называется эта музыка - «Богатырская симфония » .

ЗВУЧИТ ФРАГМЕНТ «БОГАТЫРСКОЙ СИМФОНИИ » А. БОРОДИНА

Как называется это музыкальное произведение?

Кто написал эту музыку?

Кому она посвящена?

Какая эта музыка по характеру?

Да, в этой музыке чувствуется удаль, бесстрашие, смелость, сила, отвага русских богатырей .

ВЕДУЩИЙ :

А сейчас, мы дружно встанем

Раз, два, три! Мы теперь богатыри !

ИГРА-ЭСТАФЕТА «СОБЕРИ БОГАТЫРЯ В ДОРОГУ »

В каждой дружине выбирается богатырь , его следует собрать в дорогу.

Дружинники по сигналу должны добежать до отметки, взять любую часть богатырского гардероба (сапоги, плащ, кольчуга, щит, шлем, меч, прибежать обратно, передать эстафету следующему. Богатырь одевается . Побеждает дружина, которая первая собрала богатыря в дорогу .

ВЕДУЩИЙ :

Верный конь во всех сраженьях –

Богатырский чудо – конь ,

И конечно, без сомненья

Здесь понадобится он.

Какой же богатырь без коня ? И сейчас посмотрим, как наши молодцы умеют держаться в седле. Надо на коне объехать курган и вернуться обратно.

ЭСТАФЕТА «БЫСТРЫЙ БОГАТЫРЬ »

Каждой дружине предлагаются мячи – хопы с ушками для детей , мяч диаметром 20 см для взрослых. Дружинники – дети скачут на мячах – хопах, дружинники – взрослые прыгают, зажав мяч между колен. Побеждает дружина, первой выполнившая задание.

ВЕДУЩИЙ :

Позабавьте – ка вы нас, добры молодцы, глазом зорким, да рукой твердой. И сейчас проведем мы наглядный урок, кто из богатырей самый меткий стрелок.

ИГРА-ЭСТАФЕТА «САМЫЙ МЕТКИЙ БОГАТЫРЬ »

По сигналу, дружинники (дети и взрослые) берут малый мяч, проползают в обруч, добегают до обруча – «корзины» (держат взрослые) и забрасывают мяч в корзину. Побеждает дружина, забросившая больше мячей.

ВЕДУЩИЙ :

Кто сильнее всех у нас,

Мы сейчас узнаем.

Удалых богатырей

Всех мы приглашаем.

А сейчас дружины встанут

И возьмутся за канат,

Дружно за него потянут,

А тянуть надо назад.

За канат держитесь дружно,

Перетянуть друг друга нужно.

ИГРА-АТТРАКЦИОН «СИЛУШКА РУССКАЯ»

(Перетягивание каната) .

Дружинники, дети и взрослые, встают друг за другом и берутся за канат с двух сторон. По сигналу тянут, каждая дружина в свою сторону. Побеждает дружина, перетянувшая соперников на свою сторону.

ВЕДУЩИЙ :

О героях богатырях , о смелости богатырской русский народ придумал пословицы. Давайте их вспомним.

* Не родом богатырь славен , а подвигом.

Кто смел, тот на коня сел.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.

Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Моё богатство – сила богатырская , моё дело – Руси служить.

В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.

ВЕДУЩИЙ :

Если богатырь стоит на страже ,

То может быть уверен каждый,

Что от врагов любых защищены

Все рубежи родной земли!

ИГРА – ЭСТАФЕТА «БОГАТЫРСКИЙ ЩИТ »

По сигналу каждый дружинник (взрослый и ребенок) перепрыгивает через препятствие, добегает до стола, берет часть, украшенного русским орнаментом, разрезанного щита и бегом возвращается обратно. Выигрывает дружина, которая первая из разрезанных частей составит щит .

ВЕДУЩИЙ :

Богатыри не только воевали , но и умели веселиться. Сейчас и мы с вами посоревнуемся, да и весело попляшем.

А сейчас не зевай,

Булаву быстро передай!

ИГРА «ПЕРЕДАЙ БУЛАВУ»

Дружинники-дети и взрослые стоят в кругу. Под русскую народную мелодию передают друг другу кегли (3-4 штуки) . На окончание музыки те участники игры, у кого кегли, танцуют в кругу.

ВЕДУЩИЙ :

Не перевелись на Руси богатыри , показали свою удаль молодецкую, силушку могучую. Не запятнали чести богатырской .

ВЕДУЩИЙ :

Этот смел, а тот удал,

Этот силу показал.

И поэтому по чести

Чай попить нам нужно вместе.

СОВМЕСТНОЕ ЧАЕПИТИЕ.

© 2024 minbanktelebank.ru
Бизнес. Заработок. Кредит. Криптовалюта