Музей - подпольная типография рсдрп на лесной. Подпольная типография Оптовая торговля кавказскими фруктами каландадзе

Музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.» - исторический музей в Москве, филиал Государственного центрального музея современной истории России. Открыт в 1924 году. Является редким памятником политической истории России периода Первой русской революции 1905-1907 годов, посвящён главным образом нелегальной деятельности партии РСДРП в эти годы.

Музей расположен в старом районе Москвы в обычном трёхэтажном доходном доме конца XIX века, принадлежавшем купцу Кузьме Колупаеву. Музей занимает первый этаж левого крыла здания, где в период Первой русской революции находилась законспирированная нелегальная типография.

Типография была организована в 1905 году членами РСДРП для нелегального издания социал-демократических листовок и газет. По предложению одного из лидеров партии Л. Б. Красина и опытного организатора нелегальных типографий Т. Т. Енукидзе, типографию открыли на окраине города, неподалёку от так называемой «Грузинской слободы», в типичном доходном доме, принадлежавшем купцу - каретных дел мастеру - К. М. Колупаеву. В качестве прикрытия для подпольной типографии был организован небольшой магазин под вывеской «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе». Официально магазин реализовывал мелкооптовые партии кавказских фруктов и сыра сулугуни. В подвале дома, под складом магазина была вырыта крохотная «пещера», дополнительно замаскированная при помощи колодца для стока грунтовых вод, через который и осуществлялся доступ в неё. В «пещере» размещался портативный печатный станок-«американка».

Магазин был открыт на имя Мириана Каландадзе - портового грузчика из Батуми, имевшего опыт в торговле и «чистую» репутацию. В целях конспирации сам хозяин при магазине официально не жил. От его имени торговал «управляющий» - Силован Кобидзе, революционер, активный участник забастовок. Он официально жил при магазине со своей семьёй - жена и полугодовалая дочь. В помощь хозяйке дома была нанята прислуга - М. Ф. Икрянистова - опытная подпольщица, член Ивано-вознесенского совета рабочих депутатов. Работники магазина по совместительству являлись и работниками типографии. Среди них был и Г.Ф. Стуруа, впоследствии - крупный общественный и государственный деятель.

Логистика магазина-прикрытия была разработана весьма поверхностно - зачастую для выполнения крупных заказов подпольщикам приходилось скрытно докупать продукты на близлежащем Тишинском рынке, и в целом магазин был убыточен. Однако сама подпольная типография действовала весьма успешно. Работа подпольщиков, печатавших и распространявших нелегальные издания (в частности, социал-демократическую газету «Рабочий»), была связана с большими трудностями и риском. Местность была буквально наводнена полицией - рядом располагались Бутырский полицейский участок и Бутырский тюремный замок (в нынешнем здании № 61 по Лесной улице также размещался обслуживавший тюрьму батальон Московского конвоя), а также хорошо охранявшийся 2-й казённый винный склад с постом городового. Наконец, рядом с Лесной улицей - на Селезнёвке, в здании сегодняшнего музея МВД, располагался 2-й полицейский участок Сущёвской части.

Кроме того, московское правительство знало о существовании некоей подпольной типографии и выделило на её поиски значительные силы полиции и жандармерии. Тем не менее, благодаря тщательной конспирации подпольщиков, типография так и не была раскрыта полицией и в целом выполнила свои задачи. Более того, вопреки предостережениям партийного руководства, работники типографии принимали участие в баррикадных боях во время декабрьского вооружённого восстания в Москве. В 1906 году по решению ЦК РСДРП типография была закрыта, станок перевезён в новое помещение на Рождественском бульваре.

Вновь об этом месте вспомнил в 1922 году В.Н. Соколов (партийная кличка - «Мирон»), в прошлом - руководитель Транспортного технического бюро РСДРП. Его инициативу реставрации типографии на Лесной в качестве музея поддержал К.П. Злинченко, революционер, один из основателей Московского историко-революционного музея.После реставрации 1922-1923 годов, в помещении бывшего магазина, в 1924-м, был открыт музей, ставший одним из первых музеев, посвящённых политической истории России периода Первой русской революции. Интересно, что организаторы музея в большинстве своём являлись теми самыми подпольщиками, которые двадцатью годами ранее создавали подпольную типографию и работали в ней.

Изначально музей состоял из реставрированных помещений магазина, подвала и самой типографии. В архиве Государственного центрального музея современной истории России сохранились книги отзывов с записями 1920-1930-х годов. Посетители музея многократно предлагали «выселить жильцов» (бывший доходный дом оставался жилым) из прилегающих к музею жилых помещений и восстановить «квартиру в первозданном виде». Мемориальные помещения квартиры Силована Кобидзе и кухни были переданы музею в середине 1950-х годов, и восстанавливались при участии последнего оставшегося в живых к тому моменту «свидетеля» работы типографии - Марии Фёдоровны Наговицыной-Икрянистовой, работавшей при типографии под видом «хозяйской прислуги», а впоследствии дважды награждённой орденом Ленина и ставшей персональным пенсионером СССР. Она неоднократно принимала участие в культурно-массовых мероприятиях музея. В 1958 году был выпущен тематический диафильм «Дом на Лесной», основанный на воспоминаниях «служанки-Маши».

Главным образом, музей представляет собой музеифицированные помещения выходящего на улицу магазина с подвалом, прихожей, жилой комнаты и кухней. Особое место занимает подлинная витрина магазина, реконструированная в 1927 году Н. Д. Виноградовым. Интерьеры помещений полностью восстановлены и, помимо своего политического прошлого, являют собой образец условий жизни и быта московских мещан и горожан среднего достатка конца XIX-начала XX веков, с элементами грузинского быта. В частности, в интерьере сохранена русская печь и многочисленная домашняя утварь - посуда, мебель, швейная машина, вышитые салфетки и скатерти, самовар, семейные фотографии и другие типичные предметы быта того времени.

Интерьер подвала, где, собственно, и располагалась типография, имитирует склад ящиков с фруктами и бочек с сыром, на дне которых уложены стопки нелегальных газет и листовок. Сама же типография с подлинным печатным станком располагается несколько ниже уровня подвала, в колодце для стока грунтовых вод, и может быть осмотрена через специально проделанное окно в стене подвала.

В помещении касс расположены несколько стендов с фотографиями, фотокопиями документов и развёрнутыми описаниями истории типографии и деятельности подпольщиков.

Музей ориентирован главным образом на эффект «живой истории» - возможность ощутить дух того времени, представить условия и обстановку, в которых работали подпольщики. Даётся общая характеристика исторической и социально-политической ситуации 1905-1906 годов, охранной структуры Российской империи, методах и тактике её противодействия революционерам. Особое внимание уделяется раскрытию социально-психологического портрета российского революционера того времени, описываются доминировавшие в то время социальные настроения, рассказываются детали работы подпольщиков.

В музее проводится обзорная экскурсия «Подпольная типография 1905-1906 гг.», рассказывающая об истории создания и деятельности нелегальной типографии, а также театрализованная экскурсия «Лавка с секретом», передающей подлинную атмосферу революционной России и позволяющей совершить увлекательное историческое путешествие в начало XX века.

Вход в музей - со двора здания. Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. в воскресенье - с 10:00 до 17:00.

Цена входного билета для взрослых - 150 рублей; для учащихся и студентов дневных отделениий учебных заведений, пенсионеров - 70 рублей; инвалидов всех категорий и детей дошкольного возраста - бесплатно. Первый вторник каждого месяца - бесплатное посещение музея для школьников. Экскурсионное посещение платное.

В музее проводятся сменные тематические выставки, посвященные выдающимся деятелям, памятным датам российской истории. На выставках представлены уникальные предметы фондовых коллекций Государственного центрального музея современной истории России.

В 1928 году писатель Н.Н. Панов (1903-1973) под псевдонимом Дир Туманный опубликовал приключенческий роман «Тайна старого дома», посвящённый организации и работе подпольной типографии партии РСДРП в Москве на Тихой улице. Главными героями являлись сыщик Ферапонт Иванович Филькин и торговец из Грузии Сандро Вачнадзе с женой Ольгой. Последняя реально являлась женой Николая - одного из работников типографии. В романе весьма точно отображены элементы конспирации типографии, прикрытие - лавка восточных и кавказских товаров, а также маскировка подполья в подвале.

, ул. Лесная , д. 55

Музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.» - исторический музей в Москве , филиал Государственного центрального музея современной истории России . Открыт в 1924 году . Является редким памятником политической истории России периода Первой русской революции 1905-1907 годов , посвящён главным образом нелегальной деятельности партии РСДРП в эти годы.

История музея [ | ]

Музей расположен в старом районе Москвы в обычном трёхэтажном доходном доме конца XIX века , принадлежавшем купцу Кузьме Колупаеву. Музей занимает первый этаж левого крыла здания, где в период Первой русской революции находилась законспирированная нелегальная типография .

Типография была организована в 1905 году членами РСДРП для нелегального издания социал-демократических листовок и газет. По предложению одного из лидеров партии Л. Б. Красина и опытного организатора нелегальных типографий, типографию открыли на окраине города, неподалёку от так называемой «», в типичном доходном доме, принадлежавшем купцу - каретных дел мастеру - К. М. Колупаеву. В качестве прикрытия для подпольной типографии был организован небольшой магазин под вывеской «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе». Официально магазин реализовывал мелкооптовые партии кавказских фруктов и сыра сулугуни . В подвале дома, под складом магазина была вырыта крохотная «пещера», дополнительно замаскированная при помощи колодца для стока грунтовых вод , через который и осуществлялся доступ в неё. В «пещере» размещался портативный печатный станок-«американка».

Магазин был открыт на имя Мириана Каландадзе - портового грузчика из Батуми, имевшего опыт в торговле и «чистую» репутацию. В целях конспирации сам хозяин при магазине официально не жил. От его имени торговал «управляющий» - Силован Кобидзе, революционер, активный участник забастовок. Он официально жил при магазине со своей семьёй - жена и полугодовалая дочь. В помощь хозяйке дома была нанята прислуга - М. Ф. Икрянистова - опытная подпольщица, член Ивано-вознесенского совета рабочих депутатов. Работники магазина по совместительству являлись и работниками типографии. Среди них был и Г. Ф. Стуруа , впоследствии - крупный общественный и государственный деятель.

Вновь об этом месте вспомнил в 1922 году В. Н. Соколов (партийная кличка - «Мирон»), в прошлом - руководитель Транспортного технического бюро РСДРП. Его инициативу реставрации типографии на Лесной в качестве музея поддержал К. П. Злинченко, революционер, один из основателей Московского историко-революционного музея. После реставрации 1922-1923 годов, в помещении бывшего магазина, в 1924-м , был открыт музей, ставший одним из первых музеев, посвящённых политической истории России периода Первой русской революции. Интересно, что организаторы музея в большинстве своём являлись теми самыми подпольщиками, которые двадцатью годами ранее создавали подпольную типографию и работали в ней.

Изначально музей состоял из реставрированных помещений магазина, подвала и самой типографии. В архиве Государственного центрального музея современной истории России сохранились книги отзывов с записями 1920-1930-х годов. Посетители музея многократно предлагали «выселить жильцов» (бывший доходный дом оставался жилым) из прилегающих к музею жилых помещений и восстановить «квартиру в первозданном виде». Мемориальные помещения квартиры Силована Кобидзе и кухни были переданы музею в середине 1950-х годов, и восстанавливались при участии последнего оставшегося в живых к тому моменту «свидетеля» работы типографии - Марии Фёдоровны Наговицыной-Икрянистовой , работавшей при типографии под видом «хозяйской прислуги», а впоследствии дважды награждённой орденом Ленина и ставшей персональным пенсионером СССР . Она неоднократно принимала участие в культурно-массовых мероприятиях музея. В 1958 году был выпущен тематический диафильм «Дом на Лесной», основанный на воспоминаниях «служанки-Маши».

Экспозиция [ | ]

Главным образом, музей представляет собой музеифицированные помещения выходящего на улицу магазина с подвалом, прихожей, жилой комнаты и кухней. Особое место занимает подлинная витрина магазина, реконструированная в 1927 году Н. Д. Виноградовым. Интерьеры помещений полностью восстановлены и, помимо своего политического прошлого, являют собой образец условий жизни и быта московских мещан и горожан среднего достатка конца XIX-начала XX веков, с элементами грузинского быта. В частности, в интерьере сохранена русская печь и многочисленная домашняя утварь - посуда, мебель, швейная машина, вышитые салфетки и скатерти, самовар, семейные фотографии и другие типичные предметы быта того времени.

Интерьер подвала, где, собственно, и располагалась типография, имитирует склад ящиков с фруктами и бочек с сыром, на дне которых уложены стопки нелегальных газет и листовок. Сама же типография с подлинным печатным станком располагается несколько ниже уровня подвала, в колодце для стока грунтовых вод, и может быть осмотрена через специально проделанное окно в стене подвала.

В помещении подвала представлены копии нелегальных печатных изданий, выпущенных в типографии - газет и листовок, демонстрируются дополнительные документы и материалы.

Музейная деятельность и режим работы [ | ]

Музей ориентирован главным образом на эффект «живой истории » - возможность ощутить дух того времени, представить условия и обстановку, в которых работали подпольщики. Даётся общая характеристика исторической и социально-политической ситуации 1905-1906 годов, охранной структуры Российской империи , методах и тактике её противодействия революционерам. Особое внимание уделяется раскрытию социально-психологического портрета российского революционера того времени, описываются доминировавшие в то время социальные настроения, рассказываются детали работы подпольщиков.

В музее проводится обзорная экскурсия «Подпольная типография 1905-1906 гг.», рассказывающая об истории создания и деятельности нелегальной типографии, а также театрализованная экскурсия «Лавка с секретом», передающей подлинную атмосферу революционной России и позволяющей совершить увлекательное историческое путешествие в начало XX века.

Вход в музей - со двора здания. Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. в четверг и субботу - с 11:00 до 19:00.

Цена входного билета для взрослых - 200 рублей; для студентов дневных отделений учебных заведений, пенсионеров - 100 рублей; инвалидов всех категорий и лиц моложе 16 лет - бесплатно. Экскурсионное посещение платное.

В музее проводятся сменные тематические выставки, посвященные выдающимся деятелям, памятным датам российской истории. На выставках представлены уникальные предметы фондовых коллекций Государственного центрального музея современной истории России.

Выставка "Каторга и ссылка" [ | ]

В 2017 году, к столетию Великой Октябрьской Социалистической революции в музее открыта экспозиция "Каторга и ссылка", посвященная политзаключенным России конца XIX - начала XX вв. В основе выставки - уникальные исторические реликвии, собранные Обществом бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев в 1921-1935 гг.

Музей в кино [ | ]

Кинофильмы «Американка» и «Дом на Лесной» периодически демонстрируются в музее.

Музей в художественной литературе [ | ]

В 1928 году писатель Н. Н. Панов (1903-1973) под псевдонимом Дир Туманный опубликовал приключенческий роман «Тайна старого дома», посвящённый организации и работе подпольной типографии партии РСДРП в Москве на Тихой улице. Главными героями являлись сыщик Ферапонт Иванович Филькин и торговец из Грузии Сандро Вачнадзе с женой Ольгой. Последняя реально являлась женой Николая - одного из работников типографии. В романе весьма точно отображены элементы конспирации типографии, прикрытие - лавка восточных и кавказских товаров, а также маскировка подполья в подвале.

Вспомнил о подпольной типографии на Лесной, однако на её месте «…располагалась какая-то контора». Сталин отказался от предложения Г. Ягоды создать на месте типографии музей, официально - не напоминать подрастающему поколению, что большевики «…таились в норах». Он хотел восстановить типографию в том случае, если придется снова вернуться к подпольной борьбе.

Виртуальный музей [ | ]

В 2015 году Государственный центральный музей современной истории России запустил проект «Виртуальный музей». История подпольной типографии ЦК РСДРП, работавшей в 1905-1906 гг. в Москве на Лесной улице, стала основой для игры-квеста «Достать из-под земли», включающей в себя три сюжетных уровня. Роль городового исполнил Народный артист России Д. Ю. Назаров.

Наши друзья нас спрашивают, можем ли мы рассказать о каком-нибудь необычном музее. Да можем!
Я предлагаю вам сходить и увидеть настоящую подпольную типографию времен первой русской революции 1905-1906 годов . Данный музей является филиалом Государственного Центрального Музея Современной Истории России . Эта типография входит в число тех немногих, которые не были раскрыты царской полицией. Музей был создан в 1924 году, и это один из первых музеев созданных Советской властью. Создавать экспозицию помогали люди, непосредственно работавшие в этой типографии.

Витрина магазина, где располагалась подпольная типография.


А теперь вперед, приобщаться к искусству нелегальной работы во времена царского режима. Созданием типографии руководил Леонид Красин, будущий народный комиссар внешней торговли.

В целях максимальной конспирации в Москву была переброшена группа грузинских подпольщиков. На улице Лесная в доходном доме купца Кузьмы Колупаева ими было снято помещение под торговую лавку и прилегающие к нему жилые комнаты, а так же подвал. Так как в районе проживала грузинская диаспора, то это не вызвало подозрений. Так же владелец имел справку о благонадёжности, а в магазине был создан благоприятствующий режим для сотрудников полиции. Коррупция всегда была помощницей в нелегальной работе.

Справка о благонадежности.



Интерьер торгового зала.


Счеты, деньги, кассовый журнал.


Магазин как торговая точка был убыточен, поэтому сюда рекой текли партийные деньги на создание впечатления преуспевающего предприятия.
В подвале был отрыт колодец для сбора почвенных вод, через него шел ход в маленькую комнатку, где располагалась сама типография. Вход закрывался ящиком, что не позволяло полиции при обыске обнаружить тайный лаз.



Спуск в подвал.


Под решеткой вы видите колодец для воды, из которого был тайный лаз. В глубине подвала окно, проделанное для осмотра экспозиции в типографии.
В типографии работало два человека, наборщик и оператор типографской машины (я не знаю правильное название этой профессии). Так как отсутствовала вентиляция, то непрерывная работа велась не более одного часа. Погасшая свеча показывала на отсутствие кислорода, и смена прекращалась.



Печатный станок «Американка».

Наборные шрифты.

Газета «Рабочий»


Экспозиция ящиков и фруктов, которые скрывали подпольную литературу.


Все члены семьи, а так же прислуга были опытными подпольщиками, что позволяло сохранять режим секретности. Так же в качестве звукового фона использовалась швейная машинка. А тревожным сигналом служил процесс глажки белья, но не утюгом, а рубилем и валиком. Звук от этого процесса может поставить верх дном весь дом, в музее это все могут продемонстрировать.

Общий вид кухни.


Из нее прекрасно просматривалась вся лавка и обе стороны улицы.



Общий вид хозяйской комнаты.

Рубель и валик. Подпольная сигнализация.


Во время революционных событий одна из баррикад примкнула к магазину, но сотрудники типографии по решению ЦК участвовали в событиях только ночью. Типография была намного важней вооруженной борьбы на улицах Москвы.

Баррикада на Лесной улице. Декабрь 1905г.


Как вы понимаете, советский кинематограф не прошел мимо такой истории. В 1928 году был снят фильм Л.Исакия «Американка», а в 1980 году «Дом на Лесной». Оба этих фильма можно посмотреть в музее по выходным (в 12-00 и 15-00). Сотрудники советуют приходить на сеанс в субботу, чтобы не пересечься с другими музейными мероприятиями.
Фильм «Дом на Лесной» к счастью есть в интернете.

Недалеко от одной из специфических достопримечательностей Москвы - Бутырской тюрьмы - на Лесной улице есть трёхэтажный особнячок красного кирпича конца 19 века с аркой посередине. Часть фасада занимает лавка с красивой старинной витриной и чудной надписью старинным шрифтом над ней: «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе».

С улицы видно, что в помещении лавки довольно темно, но там редко когда можно заметить горящий свет. Да и входная дверь всегда заперта. Что же это? А это один из самых необычных музеев Москвы. Он посвящён подпольной типографии революционеров, которая работала в подвале под прикрытием магазина в 1905-1906 гг и так и не была раскрыта царской полицией.

Осмотр начинается с помещения самой лавки. Витрины с фруктами и сыром сулугуни; прилавок с конторкой, чернильницы и перо на ней; на стене сертификат благонадёжности торговца. За прилавком спуск по крутой лестнице в подвал, где хранились ящики с фруктами. Подземные воды здесь были расположены близко и поднимались, бывало, высоко. Для контролирования уровня воды в подвале был оборудован колодец для стока грунтовых вод.

В одной из стен этого колодца подпольщики вырыли лаз длиной 2-3 метра, а за ним выкопали комнатушку. Через небольшое отверстие лаза, куда человек мог проползти на четвереньках, по частям затащили американский печатный станок и собрали его там. Оборудовали полочку для шрифта, запчастей и необходимых материалов для обслуживания станка. Сейчас в эту комнатку можно заглянуть через специальный пролом в стене. Печатный станок и сейчас на месте.

В это подземное крохотное помещение без доступа света и свежего воздуха подпольщики забирались через лаз и задвигали за собой ящик с песком так, чтобы он закрывал дыру в стене колода для сточных вод вровень с отделкой стены колодца. При этом доски ящика были сбиты так, чтобы быть продолжением досок стенки. Конечно, щель была, но в полутьме, в скудном освещении керосинки, заметить заделанный лаз было крайне сложно. В первую очередь, ящик с песком был призван давать глухой звук при простукивании стен в поисках пустот.

Внутри взаперти, лишь при слабом мерцающем свете двух ламп - керосинок или просто свечей - подпольщики набирали и печатали листовки пару-тройку часов - пока от огня и дыхания не заканчивался кислород. Они вылезали, оставляли лаз приоткрытым, чтобы «типография» проветрилась, и шли отдыхать наверх, в хозяйские комнаты.

Хозяева лавки, революционеры-подпольщики, переехавшие в Москву с Кавказа с ребёнком младенческого возраста, жили как неплохо обеспеченные мещане, в большой по тем меркам комнатке. Немного мебели и предметов обихода времён начала века представлено в их комнате: икона в углу, буфет с посудой, стол с самоваром, стулья, кровать, швейная машина, и т.д. Представляет интерес кавказская люлька, она примечательна отсутствием стационарных бортиков. Их функцию выполняли два полотна, перекинутые через верхнюю перекладину - они крепились к кроватке по бокам, закрывая ребёнка от падения.

В этой же комнате можно увидеть семейные фото и фотографии приходивших подпольщиков-печатников.

Последняя комнатка в доме кавказского купца - кухня. Здесь жила их прислуга-кухарка, конечно, тоже подпольная революционерка. В кухне выставлена традиционная утварь. Если большая русская печь с полатями, где кухарка спала в холода. Когда было тепло, она спала на широкой лавке - сейчас там стоит большое корыто, выдолбленное из цельного куска дерева. В кухне можно увидеть утюги, разогревавшиеся на печи, и «ручной» утюг, с гребёнкой.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

© 2024 minbanktelebank.ru
Бизнес. Заработок. Кредит. Криптовалюта