Найти презентацию материал про головоногого моллюска. Презентация на тему "класс головоногие моллюски"

Средняя общеобразовательная школа № 16

Открытый урок на тему:

« »

Подготовила: Учитель биологии Казмуканова Б.Е.

Дата проведения: 23.11.2015 год

Уральск-2015

Тема: « Осьминоги, кальмар, каракатица. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение. »

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с многообразием головоногих моллюсков.

2.Раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности головоногих моллюсков.

3.Показать их значение в природе и жизни человека.

Образовательные:

Изучить особенности строения и жизнедеятельности головоногих моллюсков.

Раскрыть роль головоногих моллюсков в природе и практическое значение для человека.

Развивающая:

Развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обосновывать особенности строения головоногих моллюсков в связи со средой их обитания.

Воспитательная:

Воспитывать любовь ко всему живому через раскрытие роли головоногих моллюсков в природе и жизни человека.

Структура урока

    Организационный момент 1 мин

    Психологический настрой 1 мин

    Актуализация знаний 7 мин

    Изучение новой темы 10 мин

    Закрепление новой темы 15 мин

    Вторичное закрепление (лист обратной связи) 5 мин

    Сообщение учащихся 5 мин

    Рефлексия 1 мин

    Домашнее задание 1 мин

Ход урока

1.Организационный момент (2 мин)

Эпиграф к уроку:

Друзья мои! Я очень рад!

Войти в приветливый ваш класс

И для меня же награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю; в классе каждый гений,

Но без труда талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок.

2.Приветствие (психологический настрой)

Ребята чтобы настроится наурока, разрешите мне подарить частичку своего тепла. Я желаю чтобы сегодня на уроке у вас было хорошее настроение. Далее дети друг другу говорят пожелания на урок.

Ребята прошу вас разделится на группы. В самом начале ученики садятся по своим рядам в большие группы из парт. Далее при помощи жребия происходит деление на группы.

Для этого прошу вас подойти к парте и взять листы с указанными рисунками, образуются три группы Кальмары, Каракатицы, и Осьминоги. (В коробочке жребий)

1.Как называется сладка кожи тела у моллюсков?

Ответ: Мантия

2. Между телом и мантией находится?

Ответ: Мантийная полость

3.Какие особенности появились в пищеварительной системе моллюсков?

Ответ: Ротовая полость – глотка с языком (покрытая острыми зубчиками-терка ) – пищевод – желудок с железой (печень)– средняя и задняя кишка – анальное отверстие.

4.У моллюсков впервые появляется особая железа?

Ответ: Печень

5.Особенности кровеносной системы у моллюсков?

Ответ: Кровеносная система открытого типа, имеют двухкамерное (у брюхоногих) и трехкамерное (у двустворчатых) сердце. У большинства кровь бесцветная, только у головоногих кровь голубого цвета.

6.Как осуществляется дыхание у моллюсков?

Ответ: Моллюски обитающие на суше дышат легкими, моллюски которые обитают в воде дышат жабрами находящимися под мантией.

7.Виды брюхоногих моллюсков?

Ответ: Горошинка, шаровка, лужанка, прудовик, катушки, виноградная улитка, голый слизень

8.Нервная система моллюсков?

Ответ: Сложное скопление нервных узлов образует мозг, узлового типа.

9.Виды двустворчатых моллюсков?

Ответ: Мидии, беззубки, устрицы, морские гребешки, жемчужницы

10.Главная функция и значение двустворчатых моллюсков?

Ответ: Фильтраторы воды. Устрица за час отфильтровывает 10 л воды, также пища для многих рыб, деликатесы, объекты промысла (пуговицы, бусы, украшения, кормовая мука), ракушечник – пористый известняк в строительстве.

11. Какие классы входят в тип Моллюски.

Ответ: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.

3.Изучение новой темы

Задача нашего урока: выяснить не только строение головоногих моллюсков на примере трех видов, но и поговорить о том, также какую роль они играют в природе и в жизни человека. Сообщаю цель и тему урока: Тема: « Осьминоги, кальмар, каракатица. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение. »

Ученик: Легенда о «Кракене» морском чудовище с щупальцами (сообщение учащегося, опережающее задание по новой теме)

В фольклоре скандинавских народов с незапамятных времен известна легенда о кракене - огромном чудовище, живущем в море и держащем в своих щупальцах всю землю. В минуту плохого настроения он занимается тем, что губит мореплавателей, втягивая их в свои владения вместе с судном. Легенды о морском чудовище гигантских размеров бытовали среди моряков несколько столетий. В октябре 1873 года трое рыбаков – двое взрослых и двенадцатилетний мальчик – ловили сельдь в районе острова Ньюфаундленд. Вдруг они заметили огромный предмет, проплывающий мимо. Решив, что это обломок корабля, рыбаки стали грести к нему, и один из них ударил его багром. «Обломок» ожил, выбросил над водой две гигантские руки – щупальца и обхватил ими баркас. Затем чудовище стало погружаться в воду, увлекая за собой лодку.

Рыбаков сковал ужас. Лодка быстро наполнилась водой. Еще несколько секунд, и они бы пошли на дно. Но двенадцатилетний мальчик – его звали Том Пикот – оказался более смелым, чем взрослые мужчины. Он схватил топор и обрубил оба щупальца. Лодка выпрямилась. Кальмар выпустил из своего тела какую-то темно-фиолетовую жидкость, от которой вода вокруг лодки сразу потемнела. Мальчик был готов продолжать борьбу, но чудовище, не возобновив атаки, стало погружаться в воду и скрылось.

Перепуганные рыбаки изо всех сил гнали лодку к берегу. Они привезли домой два обрубка щупалец. Эти щупальца – одно из самых ценных приобретений зоологической науки того времени. С этого момента началось действительно научное изучение кракена.

Вот такая легенда известна нам издавна, которая гласит о появлении чудовищ в море с щупальцами.

Рассказ учителя:

И как обычно мы переходим к систематике. Составляем систематику вместе с детьми по головоногим моллюскам. И проверяем по слайду.

Надцарство Клеточные

Империя Эукариоты

Царство Животные

Подцарство Многоклеточные

Тип Моллюски

Класс Головоногие моллюски

Род Кальмар

Вид Тихоокеанский кальмар

Род Осьминог

Вид Обыкновенный осьминог

Род Каратица

Вид Лекарственная каракатица

Головоногие – самые необычные, крупные, хищные и самые совершенные из моллюсков. Головоногие достигли высокой степени развития. Головоногими эти животные были названы потому, что на голове у них расположены щупальца, или «руки», которые называют также и «ногами», потому что моллюски часто ходят на них по дну, как на ходулях.

Все головоногие моллюски – исключительно морские животные. Обитают они только в океанах и полносоленых морях.

Размеры головоногих моллюсков очень разнообразны – от 1см до 18м. Тело головоногих моллюсков двусторонне-симметричное, раковина у них недоразвитая и носят они её не снаружи, а под кожей спины. Недоразвитость или даже исчезновение раковины связано с большой скоростью передвижения моллюсков.

Интересен способ передвижения головоногих моллюсков: перекачивая через себя воду, головоногий моллюск скользит в лазурных водах, точно ракета задним концом тела вперед реактивным способом. Скорость при этом может достигать 50 км/ч.

Нервная система головоногих так же более совершенна, чем у других моллюсков. Нервные узлы слились образовав окологлоточную нервную массу – мозг, от которого отходят два крупных нерва.Органы чувств головоногих очень хорошо развиты. Например, глаза так же совершенны, как и глаза позвоночных животных. Так же имеются органы химического чувства, равновесия, а в коже расположены осязательные, светочувствительные и даже вкусовые клетки.

Дышат головоногие с помощью жабр, расположенных в мантийной полости.

Кровеносная система головоногих почти замкнутая, а сердце состоит из 3 камер (1 желудочка и двух предсердий).

У головоногих моллюсков существует множество защитных приспособлений: их щупальца усажены сотнями присосок. Четырех, - шестикилограммовые кальмары легко перекусывают проволочную леску спиннинга.

Головоногие моллюски в процессе эволюции приобрели еще более удивительное чудо-оружие – чернильную бомбу. В минуту опасности моллюски выбрасывают струю чернильной жидкости. Чернила расплываются в воде густым облаком, и под прикрытием «дымовой завесы» моллюск благополучно убегает. Чернила вырабатывает особый орган – грушевидный вырост прямой кишки – чернильный мешок. Не все содержимое чернильного мешка выбрызгивается за один раз. Обыкновенный осьминог может ставить «дымовую завесу» шесть раз подряд, а через полчаса уже полностью восстанавливает весь израсходованный запас чернил. Наблюдения показали, что выброшенные чернила растворяются не сразу, не раньше, чем на что-нибудь наткнутся.

У всех головоногих моллюсков под кожей расположены эластичные, как резина, клетки. Они набиты краской, словно акварельные тюбики. Научное название этих клеток – хроматофоры . Хроматофоры содержат черные, коричневые, красно-бурые, оранжевые и желтые пигменты. Раздраженный осьминог из пепельно-серого через секунду может стать черным и снова превратиться в серого .

После оплодотворения самка устраивает в норе или пещерке гнездо и откладывает в нем несколько тысяч яиц, которые при помощи слизи прикрепляет к потолку и стенам норы связками-гроздьями. И с этого момента уже неотлучно находится при яйцах, постоянно перебирая их, омывая свежей водой и отгоняя от гнезда хищников. «Высиживание», в зависимости от вида, может продолжаться 12 и более месяцев. Все это время самка ничего не ест, рационально используя запас питательных веществ, накопленных в печени. А к моменту вылупления осьминожков самка может и вовсе погибнуть.

Теперь вы самостоятельно в группах пользуясь текстом учебника и дополнительной литературой запишите в постер особенности внутреннего строения головоногих.

Закрепление новой темы (10 мин)

Первая группа – Кальмары, вторая группа – Каракатицы и третья группа – Осьминоги. Далее на слайдах высвечиваются задания по группам. На подготовку – 5 минут, выступление – 3 минуты.

Взаимооценивание между группами (карточки, либо стикеры)

№ 1 группу оценивает № 3

№ 2 группу оценивает № 1

№ 3 группу оценивает № 2

Задание №1 группе

1.Особенности строения Кальмаров

2.Передвижение, питание, поведение кальмаров.

Задание №2 группе

1.Особенности строения Каракатиц.

2.Передвижение, питание, поведение каракатиц.

3.Роль в биоценозе и практическое значение

Задание №3 группе

1.Особенности строения Осьминогов.

2.Передвижение, питание, поведение осьминогов.

3.Роль в биоценозе и практическое значение

Учитель: Вывод по данной работе в группах

5.Сообщение учащихся по новой теме (опережающее задание)

Творческое задание

1.Самый необычный моллюск на всей планете

2.Интересные факты о головоногих моллюсках

6.Вторичное закрепление

Лист обратной связи

1.Мы сегодня на уроке изучили …

2.Мы справились хорошо …

3.Мы хотим больше узнать о?

4.Больше всего мне понравилось …

7.Рефлексия (Сигнальные карточки либо стикеры на уроке)

Оценки за урок, оценивание учащихся.

8.Домашнее задание

1.Творчесое задание «Рисунок-моллюск моими глазами»

2.Составление кроссворда, ребуса по теме «Моллюски».

В классе головоногих, наиболее высокоорганизованных моллюсков, около 650 видов размером от 1 см до 5 м. Обитают они в морях и океанах, как в толще воды, так и на дне. К этой группе моллюсков относятся осьминоги, кальмары и каракатицы. Головоногими этих моллюсков называют потому, что их нога превратилась в щупальца, венчиком располагающиеся на голове вокруг ротового отверстия.


Внешнее строение головоногого моллюска Тело у головоногих моллюсков двусторонне-симметричное. Оно обычно разделено перехватом на туловище и крупную голову, а нога видоизменена в расположенную на брюшной стороне воронку – мускулистую коническую трубку и длинные мускулистые щупальца, расположенные вокруг рта. У осьминогов восемь щупалец, у каракатиц и кальмаров – десять. Внутренняя сторона щупалец усажена многочисленными крупными дисковидными присосками. Туловище со всех сторон одето мантией. туловище голова нога


Настигнув добычу, кальмар хватает ее длинными ловчими щупальцами, удерживает остальными щупальцами около рта и откусывает по кусочку острыми роговыми челюстями. Потом пища перетирается в глотке с помощью специальной терки – радулы. Заглотить жертву целиком и даже кусками кальмар не может из-за узкого пищевода. Клюв гигантского кальмара достигает в длину 15 см.


Гигантский кальмар архитейтис - род океанических кальмаров.Самый крупный в мире моллюск. Каковы размеры архитейтисов? Если со щупальцами, то рекорд 17,4 м. Кальмар таких размеров был выброшен в 1887 году на берег Новой Зеландии. Чуть мельче оказался тот, которого нашли в 1878 году на берегу Ньюфаундленда: 16,8 м со щупальцами, в том числе 6,1 м - туловище с головой и 10,7 м - щупальца. На карте мира отмечены места находок гигантских кальмаров.


У большинства головоногих моллюсков раковина сильно редуцирована и скрыта в теле животного. У каракатицы раковина имеет вид известковой пластинки, залегающей под покровами на спинной стороне туловища. У кальмара от раковины осталось небольшое "перышко", а у осьминогов раковина полностью отсутствует. Исчезновение раковины связано с большой скоростью передвижения этих животных. У головоногих моллюсков имеется особый внутренний скелет, образованный хрящом: мозг защищен хрящевым черепом, опорные хрящи имеются в основании щупалец и плавников.


Присоски на щупальцах у осьминога Осьминог. Осьминог изобрел изощренный метод охоты на свою жертву: он охватывает ее щупальцами и присасывается сотнями присосок, целые ряды которых находятся на щупальцах. Присоски помогают ему также двигаться по скользким поверхностям, не съезжая вниз. На щупальце осьминога хорошо видны присоски, расположенные плотными рядами.


Лучшая защита от врагов-это нападение или маскировка? Головоногие не сдаются без борьбы: они отлично вооружены. Их щупальца усажены сотнями присосок, а у многих кальмаров - также и когтями, острыми и кривыми, как у кошек. Зубов нет, но есть клюв. Роговой, крючковатый, он без труда прокусывает рыбью кожу и панцири крабов, протыкает насквозь даже прочные раковины двустворчатых моллюсков. Головоногие моллюски в процессе эволюции приобрели еще более удивительное чудо-оружие - чернильную бомбу. Вместо куска живой плоти кальмар выбрасывает перед раскрытой, чтобы сожрать его, пастью грубую подделку собственной персоны. Кальмар как бы раздваивается на глазах и недругу оставляет своего бесплотного двойника, а сам быстро исчезает.









Органы чувств Органы чувств хорошо развиты. По сложности строения и остроте зрения глаза головоногих моллюсков не уступают глазам многих позвоночных. Среди головоногих встречаются особо большеглазые. Диаметр глаза гигантского кальмара достигает 40 см. У головоногих моллюсков имеются органы химического чувства, равновесия, в коже рассеяны осязательные, светочувствительные и вкусовые клетки.


Размножение головоногих моллюсков Головоногие моллюски раздельнополые животные. Во время размножения самцы головоногих моллюсков одной из рук достают из мантийной полости упакованную в «пакеты» сперму и переносят ее на семяприемники самки. Размеры сперматофоровот 3 мм до 115 см.







Значение головоногих для человека Кальмара не только консервируют, но и вялят, жарят, варят. Еще в Древнем Риме искусно приготовленный осьминог был обычной пищей. В последнее время «гастрономический» интерес человека к головоногим моллюскам резко возрос, так как их мясо является полноценной белковой пищей, способной заменить рыбу. Кальмары же могут встречаться в море тысячными стаями, их легко добывать сетями. Спрутов ловят поодиночке – острогами или с помощью «кувшинных ловушек». В некоторых странах из чернильной жидкости головоногих моллюсков изготовляют краску, чернила. Кроме того, головоногих используют как лабораторных животных.


Значение головоногих в природе 1.регулируют численность рыбы и ракообразных 2.являются пищей морских животных, особенно китообразных. Невидимыми, но прочными нитями биологических взаимоотношений связаны головоногие со всеми обитателями океана. Они поедают множество рыб и крабов и сами дают пищу миллионам пожирающих их хищников: тут и рыбы - акулы, мурены, тунцы, макрели, треска; тут и птицы - альбатросы, поморники, пингвины и морские звери - киты, дельфины, тюлени.


Происхождение головоногих моллюсков Четыреста миллионов лет безмятежно плавали по волнам аммониты и наутилусы. Затем вдруг вымерли. Случилось это восемьдесят миллионов лет назад, в конце мезозойской эры. Наукой с точностью не установлено, когда и как произошли от наутилусов белемниты - ближайшие родичи кальмаров и каракатиц. Двести миллионов лет назад они уже бороздили моря


От белемнитов произошли кальмары. Царство динозавров еще не достигло своего величия, а кальмары уже жили в море. Осьминоги появились позднее - сто миллионов лет назад, в конце мелового периода. Ну а каракатицы совсем молодые (в эволюционном смысле) создания. Они начали свое развитие в одно время с лошадьми и слонами - всего каких-нибудь пятьдесят миллионов лет назад.

К головоногим моллюскам относятся кальмары, каракатицы, осьминоги (спруты) – всего около 700 современных видов. Головоногие – самые необычные, самые крупные и самые высокоорганизованные из моллюсков, у них нет даже раковины, столь типичной для мягкотелых. Обитают эти животные исключительно в океанах и морях, содержание соли в воде которых составляет не менее 33%. Поэтому их нельзя встретить ни в Черном, ни в Балтийском морях. Проблемный вопрос: почему головоногие так резко отличаются от других моллюсков и в чем выражается их более высокая организация?


Особенности строения У головоногих моллюсков большого совершенства достигают кровеносная система, головной мозг, окруженный хрящевым черепом, и органы чувств, особенно глаза. Тело головоногих моллюсков двустороннесимметрично, с обособленной головой и венцом из 8 или 10 щупалец (« рук »), окружающих рот. Щупальца являются частью измененной и смещенной на голову ноги (отсюда название), служат для схватывания добычи и передвижения и у большей части представляют мускулистые органы, снабженные присосками, а иногда роговыми крючьями. Кожная складка мантия на брюшной стороне ограничивает мантийную полость. У щелевидного входа в мантийную полость лежит мускулистый орган воронка, обращенная узким концом наружу, которая также является видоизменённой частью ноги. Вода, входящая в мантийную полость, сокращением мышц мантии выбрасывается с силой через воронку. При этом животное, получая толчок, движется по принципу ракеты задним концом тела вперёд. Из современных Г. м. наружную раковину имеет только кораблик (См. Кораблики). У остальных Г. м. тело голое, у некоторых под кожей сохраняются остатки раковины обычно в виде известковой или роговой пластинки. Размеры Г. м. от 1 см до 18 м. Кораблики


Головоногие моллюски РазмножениеПитание Головоногие моллюски раздельнополы. Мужские половые продукты заключены в капсулы Сперматофоры. Особым щупальцем гектокотилем (См. Гектокотиль) самец захватывает сперматофор и переносит его в мантийную полость самки. Оплодотворённые яйца, одетые толстой оболочкой, самка прикрепляет к подводным предметам. Из яйца выходит маленькое, но уже сформированное животное. Сперматофоры Гектокотиль Г. м. хищники, питающиеся преимущественно рыбой, хотя донные Г. м. поедают также ракообразных и моллюсков. Сами Г. м., в свою очередь, служат пищей главным образом млекопитающих, особенно кашалотов (которые поедают иногда даже гигантских кальмаров), а также кормом некоторых морских птиц. Многие Г. м. (например, кальмары, каракатицы, осьминоги) употребляются в пищу человеком и являются предметом промысла.


Головоногие моллюски К головоногим принадлежат каракатицы, кальмары и осьминоги. Эти животные обладают такой высокой организацией, так что их называют приматами моря. Название « головоногие » означает, что мускулистый орган движения - нога, расположен у них в головном отделе. У этих животных нога преобразовалась в целый венец из щупалец. У ныне живущих головоногих внутренняя раковина или исчезла совсем, или редуцировалась до прозрачной стрелки у кальмаров. Только у каракатиц, наиболее примитивных головоногих, еще можно найти ее рудимент, так называемая « кость каракатицы », широко используемая на разные цели в Юго - Восточной Азии. На юге Приморья в береговых выбросах можно найти белые, словно сделанные из тончайшего пенопласта, овальные поплавки длиной см - Это все, что осталось от каракатицы.





Кораблики или наутилусы это головоногие моллюски со спирально закрученной раковиной, которая не только защищает от хищников, но и обеспечивает плавучесть. Дело в том, что большая часть раковины заполнена газом, который выделает наутилус, и поэтому служит поплавком. Если же моллюску необходимо опуститься на дно, он откачивает часть газа и закачивает вместо него воду. Тогда раковина превращается в балласт. Ученые полагают, что наутилусы появились в раннем палеозое и за последние 100 млн. лет не претерпели сколько - нибудь существенных изменений. Живут кораблики в восточной части Тихого и западной части Индийского океанов.



Осьминоги У осьминога три сердца: одно (главное, состоящее из желудочка и двух предсердий) гонит голубую кровь по всему телу моллюска, а два других – жаберных – проталкивают ее через жабры. Осьминоги – самые « умные » среди всех беспозвоночных. Они поддаются дрессировке, имеют хорошую память, различают геометрические фигуры. Они узнают людей, привыкают к тем, кто их кормит. Но самое удивительное у спрута – это высокоразвитый головной мозг, который имеет зачаточную кору. Состоящий примерно из 170 млн нервных клеток (для сравнения – нервная система краба содержит приблизительно 100 тыс. нервных клеток), он разделяется на много долей, каждая из которых выполняет свою функцию. Больше половины нервной ткани мозга приходится на зрительные доли. Считают, что глаза осьминога даже совершеннее человеческих






КАРАКАТИЦА - головоногий моллюск, выделяющий при опасности "дымовую завесу", состоящую из водорастворимого бурого секрета чернильной железы. Этот секрет используется для получения краски под названием "сепия". Раньше в хозяйстве применялся и рудимент раковины каракатицы - находящаяся в глубине ее тела известковая пластинка, называемая "костью сепии".









Кальмар Кальмары, одни из самых стремительных морских животных. Движение осуществляется ракетным способом за счет выбрасывания струи воды из под мантии. Скорость некоторых видов кальмаров является рекордной для водных обитателей. Огромными бывают и сами животные. Как правило, ими являются обитатели океанских глубин рода Architeuthis. Наибольший экземпляр таких монстров имел 18 метровую длину при весе 450 кг. Диаметр присоски какого экземпляра составлял 5,2 см. По периметру этих присосок проходит зазубренное кольцо из хитина. На коже кашалотов, потребляющих кальмаров в пищу, иногда находят следы от присосок диаметром 20 см. На этом основании делается вывод о присутствии в глубинах еще более длинных гигантов.

Ахметова Мадина Сабитовна –

учитель биологии СШЛ № 5

им. М. Ломоносова г. Талдыкорган

Класс 7

Тема: «Осьминоги, кальмар, каракатицы. Особенности их строения. Роль в биоценозе и практическое значение.»

Цель:

Сформировать понятие об образе жизни, строении и многообразии головоногих моллюсков.

Задачи

Образовательные: продолжить формирование умений анализировать, обосновывать ответ; устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие: Развивать биологический кругозор, коммуникативные навыки учащихся. Развивать умение работать в группах.

Воспитательные: Воспитание экологической грамотности и любви к живой природе.

Форма организации учебной деятельности

Коллективно-индивидуальная, групповая

Ожидаемые результаты

Учащиеся научаться:

Ставить учебную задачу под руководством учителя; Планировать свою деятельность под руководством учителя; Работать в соответствии с поставленной задачей и планом; Оценивать свои личностные результаты: Высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; Анализировать связи, гипотезы;

Оборудование

компьютер, мультимедийный проектор и экран, мультимедийная презентация,

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

I . Организационный момент (3 минута)

Цели:

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Приветствует учеников
«Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успеха себе и своим друзья»

Деление на группы:

«Пазлы»

Приветствуют учителя и друг друга

Собирают пазлы и таким образом делятся на 4 группы

II . Актуализация знаний (10 минуты)

Цель: организовать актуализацию знаний

Горячий стул: толстые и тонкие вопросы – по 3 вопроса

От каждой группы выходит ученик и отвечает на вопросы.

Затем группы оценивают друг друга в листе оценивания

Л Формирование навыков и умений

В Вызов: 1 мин

Осмысление:

3 мин

2 мин

20 мин

3 мин

Формулировка цели урока

Вопрос: какие животные получились у вас в результате складывания пазла? К какому классу типа моллюсков они относятся?

Просмотр Презентации – Головоногие моллюски –

Стратегия РАФТ

Перед началом работы учащимся предлагается составить критерии оценивания.

1.группа Осьминоги –

Бабушки на лавочке сплетничают.

2 группа Кальмары – Учащиеся обсуждают тему в чате.

3 группа Каракатицы –

Рыбаки на лове головоногих моллюсков.

4.группа Головоногие моллюски. Головоногие моллюски на дне океана.

Взаимооценка групп

Учащиеся отвечают на вопрос и формулируют тему и цели урока.

Высокомотивированный учащийся показывает подготовленную презентацию

Совместно составляют критерии оценивания.

Учащиеся анализируют информацию из различных источников, пишут сценарий, распределяют роли в группе, разыгрывают сценки.

Группы оценивают друг друга согласно критериям.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(2 минуты)

Цели:

Зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию собственной учебной деятельности

«Скажи мне три вещи»

Высказать свое мнение которое должно состоять из 3-х слов

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

2.скучно

3.безразлично

1работал

2отдыхал

3помогал

другим

1понял

материал

2узнал

больше, чем знал

3не понял

Учащиеся отвечают на вопросы на стикерах.

Домашнее задание

1 мин

Цель:

- организовать выполнение домашнего задания

Составить кроссворд по теме

Учащиеся записывают задание в дневник











1 из 10

Головоногие моллюски

№ слайда 1

Описание слайда:

Презентация на тему"Головоногие моллюски" Филюткиной Лизы 7«а»

№ слайда 2

Описание слайда:

Уникальные головоногие Класс Головоногие - самые необычные, самые крупные и самые высокоорганизованные из моллюсков. Целый ряд уникальных особенностей - большая активность, способ и быстрота движения, необычайно высоко развитая нервная система, зачатки «интеллекта», набор средств защиты и нападения - ставит головоногих моллюсков выше всех остальных групп беспозвоночных и позволяет им соперничать с позвоночными животными.

№ слайда 3

Описание слайда:

Движение головоногого моллюска У кальмаров, каракатиц, осьминогов мантийная полость функционирует как реактивный двигатель. Через мантийную щель вода набирается в мантийную полость, а затем при ее сокращении с силой выбрасывается через воронку, тело моллюска движется в противоположную сторону.

№ слайда 4

Описание слайда:

Исключительно морские Головоногие моллюски - исключительно морские животные. Они играют очень важную роль в жизни океана. Будучи хищниками, они поедают огромное количество ракообразных, рыб и других организмов и, в свою очередь, сами служат пищей для многих морских позвоночных - рыб, птиц, ластоногих и китов. Самым главным врагом головоногих является гигантский зубатый кит - кашалот.

№ слайда 5

Описание слайда:

Внешние строение Тело у головоногих моллюсков двусторонне-симметричное.Оно обычно разделено перехватом на туловище и крупную голову, а нога видоизменена в расположенную на брюшной стороне воронку – мускулистую коническую трубку и длинные мускулистые щупальца, расположенные вокруг рта. У осьминогов восемь щупалец, у каракатиц и кальмаров – десять. Внутренняя сторона щупалец усажена многочисленными крупными дисковидными присосками.Туловище со всех сторон одето мантией.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Лучшая защита от врагов-это нападение или маскировка? . Головоногие не сдаются без борьбы: они отлично вооружены. Их щупальца усажены сотнями присосок, а у многих кальмаров - также и когтями, острыми и кривыми, как у кошек. Зубов нет, но есть клюв. Роговой, крючковатый, он без труда прокусывает рыбью кожу и панцири крабов, протыкает насквозь даже прочные раковины двустворчатых моллюсков. Каракатица может раздробить клювом панцирь большого рака или череп рыбы, вдвое более крупной, чем сама. Головоногие моллюски в процессе эволюции приобрели еще более удивительное чудо-оружие - чернильную бомбу. Кальмар как бы раздваивается на глазах и недругу оставляет своего бесплотного двойника, а сам быстро исчезает.

№ слайда 8

Описание слайда:

Кровеносная система Высокоразвитая система кровообращения дает возможность головоногим достигать гигантских размеров. Только при наличии системы капилляров возможно существование очень крупных животных, так как только в этом случае обеспечивается полноценное снабжение кислородом и питательными веществами массивных органов гигантов. Кровь головоногих моллюсков имеет голубой цвет благодаря присутствию в ней дыхательного пигмента гемоцианина, содержащего медь. Гемоцианин вырабатывается в особых жаберных железах. Органами выделения служат почечные мешки, придатки жаберных сердец и сами жабры. Основной продукт обмена головоногих моллюсков - аммиак (точнее, ионы аммония) - у многих кальмаров выделяется не полностью, а частично накапливается в теле моллюсков, обеспечивая им нейтральную плавучесть.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Пищеварительная система Съеденные куски пищи затем попадают в мускулистый желудок, куда поступают пищеварительные соки, вырабатываемые печенью и поджелудочной железой. Активность ферментов этих желез очень высока, и за 4 ч пища переваривается. Всасывание происходит в слепом отростке желудка - ц е к у м е, а также в печени. Непереваренные остатки пищи поступают в кишку и выбрасываются наружу. Печень - большой овальный орган буроватого цвета, обычно расположенный впереди желудка. Она выполняет несколько функций - производит пищеварительные ферменты, в ней происходит всасывание аминокислот, она же является хранилищем запасных питательных веществ. На брюшной стороне внутренностной массы лежит чернильный мешок с протоком, который впадает в кишку. Чернильный мешок имеется у большинства головоногих.

© 2024 minbanktelebank.ru
Бизнес. Заработок. Кредит. Криптовалюта