Модернизация большие противолодочные корабли проекта 1155. Работы на большом противолодочном корабле "адмирал чабаненко" затянутся на несколько лет

Когда-то их было 13 (планировалось 50). Первым был списан 10-летний "Адмирал Захаров" (05.07.1994), серьёзно пострадавший при пожаре двумя годами ранее. За ним последовал головной "Удалой" (16.08.1997, в возрасте 16 лет), затем - "Адмирал Спиридонов" (20.07.2001) и "Маршал Василевский" (10.02.2007). Каким-то чудом уцелел второй корабль проекта и первый, построенный на заводе им. Жданова (СВ) - "Вице-адмирал Кулаков", находившийся в ремонте без малого 20 лет (1991-2010). Удалось сберечь и все остальные БПК пр. 1155 и 11551 (для ВМФ это был вопрос жизни и смерти - демонстрировать флаг в дальних водах без них было бы практически некому).


12.06.2014 (фото Кай-8 с fotki.yandex.ru, по клику 4200 пикс.)



"Адмирала Харламова" флот принял 30.12.1989 (традиционно "под ёлочку"), военно-морской флаг был поднят 25.02.1990 (день рождения корабля). Моложе него в серии чисто 1155-х только "Адмирал Пантелеев" (в более широком смысле - ещё и "Адмирал Чабаненко" пр. 11551). Первые 10 лет служба "Харламова" носила весьма активный характер. "Он был визитным кораблём, ходил не только в Швецию, Норвегию, но и на другой континент, в Канаду" (1993 - Галифакс, Канада и Бостон, США; 1994 - Роттердам, Нидерланды ).

"В 2000 году, когда погиб "Курск", в районе его гибели практически целый год постоянно несли охранную службу два корабля - "Чабаненко" и "Харламов". После той вахты корабль и стал к причалу". Другой причиной выхода БПК из строя стало то, что "в силу экономических проблем на флоте не всегда соблюдаются циклы технического обслуживания кораблей, которые... заложены при постройке. А ведь каждые два с половиной года корабль должен осматриваться в доке, каждые пять лет проходить ремонт. Причём ремонт соответствующего уровня. "Харламову" 17 лет (на 02.2007 - А.Ш.), но ремонта он не имел ни одного" . "Корабль не выходил в море с июля 2001 года " .


"Адмирал Харламов", Североморск, 10.06.2014 (фото Кай-8 с fotki.yandex.ru, по клику 4650 пикс.)

Ещё несколько цитат (с небольшими стилистическими правками) из интервью действующего (на тот момент) и бывшего командиров корабля капитана 2-го ранга А. Сперанского и капитана 1-го ранга В. Кондратова от 14.02.2007 :

"Период ожидания ремонта затянулся настолько, что в свете реформирования и сокращения наших Вооруженных сил у командования появилась мысль включить "Адмирала Харламова", который ещё не выслужил установленные сроки службы, в перечень кораблей, подлежащих списанию. Узнав об этом, я (В.К.) созвонился с сыном адмирала Харламова... Он преподавал в Академии Генерального штаба, в звании контр-адмирала... Николай Николаевич встретился со своими бывшими выпускниками, которые занимают достаточно высокие, ключевые посты в военном ведомстве. Было подготовлено и направлено в правительство Москвы письмо с предложением... о возможном шефстве московской мэрии над "Адмиралом Харламовым"...

Вот уже два года (с тех пор, как у нас есть шефы) мы, например, не испытываем нужды в лакокрасочных материалах. Скажу по секрету, в краске на флоте нужда есть у всех. На флоте краску получают на великий праздник в июле (в День ВМФ - А.Ш.). Благодаря шефам у нас есть финансирование, и мы можем покупать нормальную, качественную краску у оптовых поставщиков и поддерживать подобающий боевому кораблю внешний вид...

Сейчас наша работа вышла на новый этап... заключён договор с судоремонтным предприятием, имеющим право работать на кораблях Военно-морского флота по ремонту бытовых помещений. В первую очередь ремонтируем помещения, которые обеспечивают жизнедеятельность экипажа. Например, наш камбуз теперь оснащён новым технологическим оборудованием... В помещениях установлены кондиционеры..." .

С 2004 года корабль находится в резерве по техническому состоянию (в техническом резерве 2-ой категории), формально - в ожидании планового среднего ремонта с заменой главных двигателей (предполагалось, что он начнётся в 2014 г. на Северной верфи) . . Как видно на фото в начале публикации, сделанном 9 месяцев назад (в День России), . корабль ухожен, при флаге, гюйсе и, надо полагать, частично (за вычетом ГЭУ) технически исправен. Фактически "Харламов" уже давно является и. о. стационарного учебного корабля , на котором готовят специалистов для более удачливых 1155-х и других кораблей Северного флота (например, во второй половине 2014 г. на нём прошёл стажировку действующий командир машинно-котельной группы БЧ-5 эсминца "Адмирал Ушаков" ).

Надежда на то, что БПК б/н 678 вернётся в строй, ещё есть. При этом вряд ли стоит принимать в расчёт сообщение двухгодичной давности о запланированной главкоматом ВМФ глубокой модернизации всех кораблей пр. 1155, начиная с "Харламова" - уж слишком фантастичной выглядит идея заменить чуть ли не всё вооружение на А-192, "Калибр" и "Редут". А вот окончание в 2016 г. среднего ремонта БПК "Адмирал Чабаненко" в 35-м СРЗ вполне может сыграть в биографии 678-го судьбоносную роль, т. к. не исключено, что именно он станет следующим кораблём, которому в мурманском филиале "Звёздочки" дадут вторую жизнь.


БПК "Адмирал Харламов", Североморск, 10.07.2014 (фото Кай-8 с fotki.yandex.ru). На снимке, сделанном спустя месяц после двух предыдущих (к сожалению, в гораздо худшем разрешении) можно видеть одну интересную новость - государственный герб РФ на корме вместо закрашенного шаровой краской герба Советского Союза .

Источники

Большой противолодочный корабль "Адмирал Чабаненко", единственный представитель проекта 1155.1 в составе ВМФ, подвергнется модернизации. Технические документы за полтора года подготовит разработчик первоначального проекта корабля — петербургское "Северное ПКБ". Проводящий ремонтные работы Центр судостроения "Звездочка" заплатит за документацию 726 млн рублей. Собеседники в отрасли отмечают, что в отсутствие новых больших боевых кораблей ВМФ вынужден модернизировать советское наследие. Эксперты полагают, что корабль получит новое радиоэлектронное вооружение и пусковые установки для крылатых ракет "Оникс", предназначенных для поражения надводных целей.


Большой противолодочный корабль (БПК) "Адмирал Чабаненко", находящийся на ремонте с апреля 2014 года, пройдет модернизацию. Информацию подтвердили "Ъ" в ОСК.

Изначально в ВМФ планировали ограничиться ремонтом корабля на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске, который является филиалом северодвинского Центра судоремонта "Звездочка". Ремонт должен был занять три года — предполагалось, что БПК "Адмирал Чабаненко" будет передан флоту в 2017 году. Однако из конкурсной документации Центра судоремонта "Звездочка", размещенной на портале zakupki.gov, следует, что простой корабля затянется еще на несколько лет. "Звездочка" заказала петербургскому "Северному ПКБ" "выполнение конструкторских работ в обеспечение отдельных модернизационных работ в период ремонта с продлением межремонтного срока". Работы касаются "заказа 11551 зав. N с-121". Ранее "Звездочка" проводила закупки, касающиеся ремонта этого заказа. Из открытых источников следует, что речь идет именно об "Адмирале Чабаненко". "Северное ПКБ" получило заказ как единственный поставщик. Отсутствие конкуренции связано с тем, что корабль строился по проекту "Северного ПКБ", и все чертежи, касающиеся изделия, хранятся в этом проектном бюро. Конструкторские работы должны быть переданы заводу до 31 декабря 2019 года, за работы "Звездочка" заплатит 726 млн рублей. На "Звездочке" в течение дня не прокомментировали информацию, размещенную на сайте госзакупок. До представителя ВМФ дозвониться не удалось.

"Адмирал Чабаненко" — наиболее оснащенный и сбалансированный по вооружению большой противолодочный корабль ВМФ: он оснащен пусковыми установками для противокорабельных крылатых ракет "Москит", вооружением для противовоздушной и противолодочной обороны. Корабль является единственным в серии: в 1990 году его заложили на калининградском судостроительном заводе "Янтарь", спустили на воду в 1992 году, но из-за отсутствия финансирования в первые постсоветские годы передать флоту смогли лишь в 1998 году. Второй корабль проекта, "Адмирал Басистый", был по той же причине разобран на стапеле, а строительство третьего, "Адмирала Кучерова", так и не было начато. Помимо "Адмирала Чабаненко", в составе флота службу несут восемь кораблей предыдущего проекта 1155, по четыре в составе Северного и Тихоокеанского флотов.

Военные эксперты отмечают, что по своему вооружению корабль находится ближе к эсминцам, кораблям первого ранга. В постсоветское время строительство кораблей первого ранга в России не велось. В последние годы активно обсуждалась закладка атомного эсминца "Лидер", но весной было принято решение из-за сжатия возможностей федерального бюджета перенести его строительство на несколько лет. Таким образом, в ближайшие годы флот не получит новых кораблей первого ранга: проектирование новых может занять пять лет, а строительство — от трех до семи лет. Собеседники "Ъ" в отрасли отмечают, что в этих условиях Минобороны вынуждено модернизировать то, что было построено в советские и первые постсоветские годы. "Северное ПКБ должно уложиться в 1,5 года, а модернизация займет 2-3 года, что довольно быстро",— отмечает собеседник "Ъ" в отрасли.

При этом экономию вряд ли можно назвать ключевым фактором при принятии решения о модернизации. "В зависимости от объема работ перестройка военного корабля может стоить и 2/3, и 75% от строительства нового, который обойдется в сумму не менее 10 млрд рублей",— полагает источник "Ъ" в отрасли.

Источники "Ъ" в проектной отрасли отмечают, что "Северное ПКБ" некоторое время назад получило заказ на модернизацию проекта 1144 "Орлан" (тяжелые атомные ракетные крейсеры, построенные в советское время на Балтийском заводе,— "Ъ" ), сумма контракта в несколько раз превышала 726 млн рублей, выделенные на переработку документации по "Адмиралу Чабаненко". Собеседники "Ъ" в отрасли утверждают, что разработчику проектной документации предстоит большой объем работ по БПК. "Первоначальный проект разрабатывался очень давно, поэтому хранится только в бумажном носителе. Придется воссоздать его в электронном виде, потом выбросить из документации часть вооружения. По всей видимости, дефектации подвергнется наружный корпус корабля, в процессе работ может быть заменено 10-30% металла",— говорит собеседник "Ъ".

Заместитель директора "Центра анализа стратегий и технологий" Андрей Фролов считает, что в ходе модернизации противокорабельные ракеты "Москит" могут быть заменены на более современные ракеты "Оникс". Также, по всей вероятности, будет заменено радиоэлектронное вооружение. Но равноценной заменой перспективному эсминцу "Лидер" "Адмирал Чабаненко" все равно не станет.

Герман Костринский

БПК проекта 1155 / Фото: ru.wikipedia.org

Модернизированные большие противолодочные корабли (БПК) проекта 1155 будут вооружены крылатыми ракетами "Калибр" и "Оникс", сообщил журналистам в среду на главком ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков.

«ВМФ планирует модернизировать все восемь кораблей этого проекта, после модернизации срок их службы продлится еще на 10-15 лет»

В составе ВМФ России находятся восемь кораблей этого проекта: четыре на Тихоокеанском флоте и четыре на Северном. Эти надводные корабли являются одними из ключевых кораблей ВМФ, способных действовать в дальней морской (океанской) зоне.

"Первый корабль мы модернизируем через два года. Все эти корабли будут вооружены новыми ракетными комплексами "Калибр" и "Оникс", — сказал главком.

Ранее Чирков заявил РИА Новости , что ВМФ планирует модернизировать все восемь кораблей этого проекта, после модернизации срок их службы продлится еще на 10-15 лет.

Техническая справка

Большие противолодочные корабли проекта 1155 (шифр - «Фрегат», код НАТО - Udaloy ) - тип больших противолодочных кораблей (по классификации НАТО - эскадренных миноносцев). Были приняты в 1980-м году на вооружение Военно-Морского Флота СССР, в настоящее время в количестве 8 единиц (в том числе 1 БПК «Адмирал Харламов» с 2006 года находится в резерве) состоят на вооружении ВМФ Российской Федерации. Ещё 2 корабля, «Адмирал Чабаненко» и «Адмирал Басистый», были заложены по проекту 1155.1, из них достроен только первый.

История разработки проекта

Проект большого противолодочного корабля проекта 1155 (шифр «Фрегат») был разработан Северным проектно-конструкторским бюро под руководством Н. П. Соболева и В. П. Мишина. По первоначальному ТТЗ (тактико-техническому заданию) 1972-1973 годов корабль проектировался как развитие сторожевых кораблей проекта 1135 с устранением недостатков последнего (в числе которых были: отсутствие вертолёта и несовершенство гидроакустических средств, не способных обеспечить целеуказание ПЛУР на полную дальность стрельбы - 90 км). Изначально планировалось ограничить стандартное водоизмещение БПК 4000 тонн, но в итоге от ограничений размеров отказались по причине внесения в ТТЗ требования размещения на кораблях проекта ГАК «Полином» нового поколения, имеющей бо́льшие массогабаритные характеристики, чем ГАК предыдущего типа «Титан-2» и «Титан-2Т».

История строительства

Всего было построено 12 кораблей этого типа.

  • «Удалой» (1980)
  • «Вице-адмирал Кулаков» (1982)
  • «Маршал Василевский» (1983)
  • «Адмирал Захаров» (1983)
  • «Адмирал Спиридонов» (1984)
  • «Адмирал Трибуц» (1985)
  • «Маршал Шапошников» (1987)
  • «Североморск»(1987)
  • «Адмирал Левченко» (1988)
  • «Адмирал Виноградов» (1988)
  • «Адмирал Харламов» (1989)
  • «Адмирал Пантелеев» (1991)

Конструкция

Корпус корабля выполнен из стали, имеет удлинённый полубак (на 2/3 длины корпуса), большой развал шпангоутов в носовой оконечности и двойное дно на всём своём протяжении. В нижней части носовой оконечности смонтирован обтекатель антенного поста и приборного оборудования ГАК (гидроакустического комплекса), имеющего «торпедообразную» форму. Длина обтекателя ГАК - около 30 м, диаметр - более 5,1 м. Подобная конструкция, вызывая днищевый слеминг и сильное заливание носовой оконечности, отрицательно сказывается на мореходности кораблей этого проекта, затрудняя при этом использование корабельного оружия.

Внутренние помещения корпуса разделяются огнеупорными переборками, в отделке помещений использованы негорючие материалы. На кораблях проекта 1155 также имеется стационарная система пенотушения.

В средней и кормовой частях корпуса кораблей проекта расположены 3 группы надстроек. При их изготовлении широкое применение нашли алюминиево-магниевые сплавы. В кормовой надстройке расположены два полуутопленных вертолётных ангара, кормовые ВПУ ЗРК «Кинжал» и 2 реактивно-бомбовых установки РБУ-6000.

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка, полностью идентичная ГЭУ, установленной на сторожевых кораблях проекта 1135 «Буревестник», состоит из 2 ГТА (газо-турбинных агрегатов) М9, каждый из которых устроен так, что работает только на свою линию вала. Каждый агрегат включает в себя маршевый двигатель ГТД Д090 мощностью 9000 л. с. и форсажный ГТД ДТ59 мощностью 22 500 л. с. Предусмотрен аварийный пост управления форсажными ГТА; при нормальном функционировании всех систем корабля управление главными механизмами осуществляется с помощью пневмоэлектрической системы. Газовывод от ГТА осуществлён от каждого эшелона в 2 дымовые трубы: это позволяет, при необходимости, произвести агрегатную замену ГТД.

Электроэнергетическая система состоит из 4 (по 2 в носовом и кормовом машинных отделениях) газотурбогенераторов ГТГ-1250-2 по 1250 кВт, из которых по одному ГТГ в каждом из машинных отделений корабля имеют теплоутилизационные котлы, работающие на теплоотдаче уходящих газов ГТГ, которые дополняют паропроизводительность паровых котлов и обеспечивают паром общесудовые потребители.

Служба

На начало 2010 года в составе ВМФ Российской Федерации находится 8 кораблей этого типа, в том числе:

  • Северный флот - «Адмирал Левченко», «Североморск», «Вице-адмирал Кулаков», «Адмирал Харламов» (в резерве, начало планировавшейся модернизации отсрочено).
  • Тихоокеанский флот - «Адмирал Виноградов», «Маршал Шапошников», «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Трибуц».

Оценка проекта

После вступления в строй первых кораблей проекта 1155 и накопления опыта их эксплуатации на одном из совещаний у Главкома ВМФ С.Г. Горшкова в 1983 г. был поставлен вопрос о недостатках проекта 1155. Таковыми считалось отсутствие на корабле ПКР, слабое зенитное и артиллерийское вооружение.

По результатам рассмотрения Главком ВМФ С.Г. Горшков принял решение о разработке модификации корабля с усиленным артиллерийским и управляемым ракетным оружием. Главным конструктором нового проекта 1155.1 стал В.П. Мишин, заместителями были назначены его помощники по проекту 1155, позже заместителем был назначен И.М. Шрамко, главным наблюдающим - Н.А. Андреев.

При сохранении практически всех кораблестроительных элементов в новом проекте противолодочный ракетный комплекс «Метель» был заменен на противокорабельный «Москит», 533 мм торпедные аппараты – на универсальный противолодочный комплекс «Водопад», а две 100-мм артиллерийских установки АК-100 на одну 130-мм АК-130, реактивные бомбометные установки РБУ-6000 – на ракетный комплекс противоторпедной защиты «Удав-1», 30-мм автоматы АК-630М – на ЗРАК «Кортик», а ГАК «Полином» – на ГАК «Звезда-2».

Для повышения мореходности, улучшения условий использования вооружения и комфортности экипажа на БПК проекта 11551 впервые установили успокоитель качки с неубирающимися рулями. По сравнению с ранее применявшимися успокоителями с выдвижными рулями, новый успокоитель стал занимать значительно меньшие объемы, и был изготовлен в виде единого агрегата.

Сравнительная оценка по совокупности решаемых противолодочных, противоторпедных, ПРО-ПВО и противокорабельных задач БПК проекта 1155.1 и корабля проекта 1155 показывает, что БПК проекта 1155.1 превосходит своего предшественника в 1,3-1,4 раза и, по существу, является прототипом для перспективных многоцелевых кораблей охранения. Заложенные в нем инженерные решения и высокий модернизационный потенциал могут быть базовыми для создания новых (в том числе экспортных) вариантов, максимально учитывающих требования заказчика. В составе ВМФ России находится только один корабль этого проекта – «Адмирал Чабаненко».

Сейчас это основные российские корабли дальней морской зоны - именно их отправляют в Аденский залив на борьбу с сомалийскими пиратами, которую Россия активно ведет с 2008 года.

Как рассказал «Известиям» источник в главном штабе ВМФ, 30-летние БПК оснастят современными пушками А-192 «Армат», ракетами «Калибр» и новейшим комплексом ПВО и ПРО с ракетами от С-400 «Редут».

- Благодаря такой переделке БПК станут фактически эсминцами и смогут уничтожать не только подводные лодки, но и надводные корабли, самолеты, ракеты и наземные объекты. То есть станут универсальными боевыми кораблями, - пояснил собеседник издания.

По его словам, модернизация БПК 1155, по предварительным расчетам, обойдется в 2 млрд рублей за каждый корабль, тогда как стоимость строительства нового эсминца сравнимого уровня начинается от 30 млрд рублей.

Адмирал в отставке Владимир Захаров пояснил «Известиям», что модернизация БПК 1155 позволит за короткий срок получить корабль, отвечающий всем насущным требованиям флота.

«Новый эсминец дальней морской зоны, который сможет заменить «Удалых», появится не раньше 2020 года. Новых кораблей такого водоизмещения, как БПК 1155, пока еще даже нет в проекте. А из современных кораблей такие функции, как у него, есть только у фрегатов проекта 22350. Но они почти в два раза меньше, поэтому менее автономны - не могут отплывать далеко от базы - и несут меньше вооружения,» - пояснил Захаров.

Тактико-технические показатели
Основные характеристики
Водоизмещение, т 6930 – нормальное;
7570 - полное
Длина, м 145,0 - по КВЛ;
163,5 - наибольшая
Ширина, м 17,2 - по КВЛ;
19,0 - наибольшая
Осадка, м 5,2 – средняя;
7,87 - по обтекателю антенны ГАК
Двигатели 2 форсажных ГТД;
2 маршевых ГТД
Мощность, л.с 2х25 250 - форсажных ГТД;
2х9000 - маршевых ГТД
Движитель 2 ВФШ
Скорость хода, узла

32 – полная;
18 - экономическая

Дальность плавания, морских миль 5000 - на 14 узлах при наибольшем запасе топлива;
2400 - на 32 узлах
Автономность плавания, суток 30 (по запасам провизии)
Экипаж 220 (в том числе 29 офицеров)
Вооружение
Радиоэлектронное вооружение РЛС «Фрегат»;
ГАК «Полином»
Артиллерия 2х1 100-мм АУ АК-100 (1200 выстрелов);
2х1 45-мм 21-КМ
Зенитная артиллерия 4х6 ЗАК АК-630
Ракетное вооружение 2 ЗРК «Кинжал» (64 ЗУР)
Противолодочное вооружение 2х4 ПУ ПЛУР «Раструб-Б» (8 ПЛУР 85-РУ);
2х12 213-мм РБУ-6000
Минно-торпедное вооружение 2х4 533-мм ТА ПТА-53-1155 (8 торпед 53-65К, СЭТ-65 или ПЛУР 83РН)
Авиационная группа 2 вертолёта Ка-27ПЛ

Советский Военно-морской флот в середине 80-х годов имел мощнейшую группировку военных кораблей среднего класса, способных выполнять различные боевые задачи в любой точке мирового океана. Большие противолодочные корабли и сторожевики, сходившие со стапелей советских судостроительных заводов, имели довольно крупное водоизмещение, мощное и развитое вооружение. Несмотря на то, что в классификации ВМФ СССР такие корабли относились к БПК и СКР, на Западе их сразу отнесли к классу фрегатов, универсальных боевых судов. Особое место в этом списке занимают БПК проекта 1155 типа «Удалой», входившие в состав ВМФ СССР и продолжающие сегодня оставаться в составе отечественного флота.

Спущенные на воду в конце 80-х годов корабль типа «Удалой» «Адмирал Виноградов» и фрегат «Маршал Шапошников» входят в состав отряда боевых кораблей ТОВ. Сегодня, спустя почти 30 лет, корабли этого типа не утратили своего боевого значения.

Переквалифицированные в класс фрегатов, восемь кораблей типа «Удалой» остаются в составе Северного и Тихоокеанского флота. Корабль типа проекта 1155 «Адмирал Пантелеев» является последним 12 кораблем в серии. Предстоящая модернизация кораблей позволит существенно продлить срок их службы, превратив в полноценные боевые единицы современного российского ВМФ. Развитием первого советского фрегата стал корабль проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко», спущенный на воду уже после развала Союза и вошедший в 1992 году состав Российского ВМФ.

После спуска на воду первого корабля, последующее строительство оставшихся 3-х судов серии было прекращено. БПК «Адмирал Чабаненко» уже был причислен в классификации НАТО к классу эсминцев.

История рождения БПК проекта 1155

Советский Союз, начиная с середины 60-х годов, активно стал вводить в строй боевые суда сразу двух классов, Большие Противолодочные Корабли и Сторожевые Корабли. Построенные на советских верфях корабли являлись универсальными судами и по своим тактико-техническим характеристикам не имели аналогов в иностранных флотах. Однако время не стоит на месте и оперативно-тактическая обстановка на море потребовала создания нового, более совершенного корабля. Последующим развитием класса БПК и СКР в военно-морском флоте стал проект 1155.

Получив техническое задание от Высшего военно-морского руководства страны, конструкторы Северного ПКБ при разработке проектной документации не стали изобретать велосипед. Было принято «соломоново решение» использовать все самое лучшее от предыдущих проектов, сторожевиков типа «Буревестник» и БПК проекта 1134А типа «Беркут». Оба типа судов доказали на практике свою эффективность, обладая хорошими мореходными качествами и широкими боевыми возможностями.

Толчком к созданию нового проекта послужил ввод в строй американского флота новых подводных лодок, способных скрытно действовать на морских коммуникациях и вблизи баз и мест дислокации ВМФ СССР. Новый корабль должен был иметь лучшее зрение и увеличенную автономность плавания. К тому же, остро встал вопрос об оснащении боевого судна эффективной защитой от противокорабельных ракет. Боевые действия у Фолклендских островов летом 1982 года между Великобританией и Аргентиной наглядно показали недостаточность обороны соединений боевых кораблей от ударов с воздуха.

На заметку: Прекрасным примером слабости боевых судов перед лицом угрозы ракетного удара стало потопление британского эсминца «Шеффилд» во время боевых действий у Фолклендских (Мальвинских) островов. Вполне современный корабль Флота Ее Величества эсминец УРО «Шеффилд» сгорел от попадания ракеты «Эксозет», выпущенной с аргентинского бомбардировщика.

Помимо нового радиоэлектронного оборудования и системы ПВО, новый корабль должен был иметь большую дальность плавания. Оперативные задачи, вставшие перед советским флотом, требовали ведения борьбы с подлодками и кораблями вероятного противника на значительном удалении о баз флота.

Результатом долгой и плодотворной работы ленинградских конструкторов стало появление БПК проекта 1155 с шифром «Удалой». В классификации НАТО новый советский корабль еще на стадии разработки получил индекс «Udaloy» и был причислен к классу фрегатов. Корабли улучшенного проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко» получили индекс «Udaloy II».

Что представлял собой новый корабль проекта 1155 типа «Фрегат»

Создавая новый корабль, конструкторы получили указание сделать так, чтобы корабли пошли в серию на производственных мощностях советских судостроительных заводов без задержек и проволочек. В связи с этим многие узлы и агрегаты нового БПК были аналогичны по своим параметрам деталям и узлам предыдущего проекта 1134А. Водоизмещение корабля также находилось в допустимых параметрах — 4200 тонн.

Единственное, что пришлось менять – это существенно увеличить первоначальные размеры корабля. Для установки нового гидроакустической станции требовался корпус большей длины. Во всем остальном новый БПК проекта 1155 сильно напоминал большие противолодочные корабли типа «Беркут». Боевое оснащение было усилено противолодочным вертолетом и системами противолодочного вооружения. Изюминкой проекта стали обновленные РЛС и гидроакустический комплекс. Было решено создать судно большего водоизмещения, не оглядываясь на производственные возможности судоверфи завода «Янтарь».

На кораблях проекта значительно усилена система ПВО , которая вместо традиционного зенитно-ракетного комплекса «Оса» оснащалась совершенными ЗРК «Кинжал». Количество 30-мм зенитных автоматов было увеличено до четырех штук. Начиная с 8-го по счету серийного судна большого противолодочного корабля проекта 1155 «Североморск», бывший «Симферополь», на всех последующих серийных суда ставили использовать в конструкции новые материалы. Это позволило существенно продлить срок эксплуатации судов.

На заметку: На последней стадии разработки проекта, было принято ряд радикальных решений. На фрегатах проекта 1155 должно было базироваться два вертолета. Корабль дополнительно оснащался еще одним из комплексов радиолокационного слежения. Требовалось значительно повысить другие тактико-технические характеристики боевых судов. Окончательный вид проект принял в 1976 году. Это был уже корабль водоизмещением 7000 тонн. Двигательная установка, обладала мощностью 62000 л.с., с возможностью увеличения до 80 тыс. л.с. Соответственно у корабля должна была увеличиться максимальная скорость хода, до 29 узлов. Основным отличием двигательной установки нового типа является возможность быстро переходить на формированный режим работы.

В итоге получилось боевое судно, схожее по основным ТТХ с БПК типа «Беркут» только на совершенно другом качественно уровне. Сильно поменялся и облик корабля. Новая РЛС значительно уменьшила площадь надстроек. На корме фрегата значительное место отводилось вертолетному ангару. Большее водоизмещение позволило установить на «Удалой» уже две артиллерийские системы АК-100 и АК-630.

Местом закладки и постройки головного судна проекта фрегата «Удалой» стал Калининградский судостроительный завод «Янтарь». Строили судно почти три года. В 1980 году головной корабль был спущен на воду и уже с января 1981 числился в составе Северного флота. Практически одновременно с головным кораблем на верфях ССЗ им. Жданова был заложен первый серийный корабль Большой Противолодочный Корабль проекта 1155 «Вице — адмирал Кулаков». В отличие от прототипа, первенец серии строился значительно дольше. Уже в процессе эксплуатации головного корабля конструкторы по ходу строительства серийного образца вносили коррективы и изменения в проектную документацию. Строительство велось интенсивными темпами вплоть до спуска на воду последнего серийного корабля этого проекта «Адмирал Пантелеев». За ним последовала закладка и спуск на воду практически другого судна, фрегата «Адмирал Чабаненко».

Было решено использовать для строительства не только мощности Калининградского ССЗ «Янтарь», но и подключить к серийному строительству фрегатов верфи судостроительного завода им. Жданова в Ленинграде. На ленинградской верфи были построены четыре единицы этого проекта. После спуска на воду 12-го по счету серийного корабля проекта 1155 « Адмирал Пантелеев», финальной точкой в истории кораблей этого класса стало появление в составе российского флота улучшенной версии фрегатов типа «Удалой, корабля проекта 1155.1. На судне установили более мощный противокорабельный комплекс «Москит» и новейший на тот момент Противолодочный комплекс «Водопад». Большой Противолодочный Корабль проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко» оказался единственным, спущенным на воду кораблей улучшенной версии. Незавершенное строительство фрегатов типа «Удалой II» стало лебединой песней в эпопее со строительством для отечественного флота кораблей класса фрегат. Уже последний серийный корабль проекта 1155 «Адмирал Пантелеев» практически являлся кораблем другого класса, больше схожим по боевым характеристикам с эсминцами.

Боевая служба кораблей проекта 1155 в составе ВМФ России

На сегодняшний день первые советские фрегаты составляют основу боевых соединений Северного и Тихоокеанского флота. В строю Северного флота находится и самый первый серийный корабль проекта 1155, модернизированный фрегат «Вице-адмирал Кулаков».

В современном российском флоте корабли этого проекта взяли на себя выполнение функций эсминцев. В связи с отсутствием в составе флота эсминцев в середине 90-х годов было принято подвергнуть наиболее сохранившиеся суда кардинальной модернизации. Результатом вносимых усовершенствований стало появление практически новых кораблей, больше похожих по боевому потенциалу на эсминцы. Соответственно изменились и боевые задачи, которые выполняли обновленные корабли. Благодаря тому, что в составе флота находится довольно большое количество судов этого типа, принято решение проводить плановые ремонты и модернизацию фрегатов. Так пока фрегат «Маршал Шапошников» находился на ремонте, его собрат корабль проекта 1155 «Адмирал Пантелеев» участвовал в боевых учениях на Тихом океане, нес продолжительную службу в составе соединения российского флота в Средиземном море. Отличительной чертой боевой службы кораблей этого класса является их интенсивная эксплуатация. Из всего корабельного состава Северного и Тихоокеанского флота именно эти боевые суда осуществляют самый большой объем работы. Корабли Северного флота в новом тысячелетии активно включились в борьбу с пиратством. Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Североморск» длительное время осуществлял патрулирование судов у берегов Восточной Африки. Его собрат фрегат «Адмирал Харламов» неоднократно участвовал в боевых походах, наглядно демонстрируя военное присутствие ВМФ России на океанских просторах.

Интенсивная боевая служба выпала на долю другого корабля этого проекта фрегата «Адмирал Виноградов». Длительное время корабль нес патрульную службу в Аденском заливе, защищая торговые суда и караваны от действия морских пиратов. Затем боевую единицу не раз включали в состав соединения кораблей ТОФ, отряженных для посещения с дружескими визитами иностранных портов в странах Тихоокеанского региона. Поочередно, меняясь с кораблем этого же проекта «Адмирал Пантелеев» и другими боевыми судами Тихоокеанского флота, корабль совершил целый ряд дальних походов, посещая иностранные порты в Индийском океане.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

.
Благодаря удачной находке коллеги gorjatschew (ссылка 1 , о которой мне любезно сообщили сразу несколько читателей) у нас появилась возможность узнать кое-какие подробности о модернизации БПК ТОФ "Маршал Шапошников", который ориентировочно с 11.02.2016 находится в Дальзаводе. Забавно и грустно одновременно, что подробности эти стали известны из плана закупок ЦСД на 2017 г., размещённом не на официальном сайте предприятия, где его нет (ссылка 2 ), а в закупках Роснефти (!), интерес которой к владивостокскому СРЗ вызван тем, что, с 02.2016 по заказу нефтяного гиганта там достраиваются два танкера ледового класса. Другими словами, информация о "Шапошникове" досталась нам чисто случайно, волею судеб. Ниже сделана попытка представить, как можно разместить на корабле некоторые изделия, заявленные в названном плане, и добавлены факты, которые отсутствуют в записи по ссылке 1.



Ревизия закупок

Для начала перечислю в более полной форме и с авторскими дополнениями (в квадратных скобках) все закупки, планируемые в 2017 г. ЦС "Дальзавод", касающиеся БПК "Маршал Шапошников" (зав. № 114, а также заказы 04326 и 06326) :

№111 (593-ЗЦ) − прокат толстолистовой для судостроения (для БПК "Маршал Шапошников"), количество − 67,9 тонны, начальная (максимальная) цена договора − 6 143 035 руб., срок исполнения − до выполнения сторонами всех обязательств по договору;

№171 (230-ЗП) − поставка прутков бронзовых на БПК "Маршал Шапошников", 21 700 кг, 14 682 125 руб., срок исполнения договора − 01.06.2017;

№406 (147-ЗЦ), №617 (395-ЕП) − выполнение работ по восстановлению стеклопластиковой части обтекателя ГАК МГК-355 ["Полином"], 1 комплект, 10 000 000 руб., 01.12.2017;

№493 (229-ЗЦ) − выполнение работ по изготовлению отливок спецоснастки с предварительной механической обработкой для выполнения работ на БПК "Маршал Шапошников" (заказ 04326), 7 шт., 2 000 000 руб., 01.07.2017;

№631 (418-ЗЦ) − выполнение работ по среднему ремонту [маршевых] газотурбинных двигателей ДО63, 2 шт., 107 298 197 руб., 30.11.2018;

№632 (417-ЗЦ) − выполнение работ по среднему ремонту [форсажных] газотурбинных двигателей ДТ59, 2 шт., 142 916 425 руб., 30.11.2018;

№638 (432-ЗЦ) − поставка АПК ИПЭ-1155 [аппаратно-программный комплекс информационной поддержки эксплуатации], 1 компл., [поставщик − "Неотек Марин" (СПб)?], 15 812 000 руб., 30.06.2017;

№673 (431-ЗЦ) − поставка СИП БЖ 1155-114 [система информационной поддержки борьбы за живучесть]; 1 компл., 31 506 000 руб., 30.05.2019 ;

№723 (522-ЕП) - выполнение работ по зачистке цистерн БПК "Маршал Шапошников", 835 650 руб., 30.07.2017;

№737 (570-ЕП) − изделие 3Р14Н-1155 [универсальная корабельная система управления стрельбой (УКСУС) комплекса "Калибр"] для заказа зав. № 114, 1 компл., "Моринформсистема-Агат" (Москва), 439 849 626,76 руб., 11.07.2019 ;

№765 (596-ЕП) − КАСУ 3Р60У [корабельная аппаратура системы управления ПКРК "Уран" (по аналогии с 3Р60 берегового ракетного комплекса 3К60 "Бал" с ПКР Х-35)], для БПК "Маршал Шапошников" (заказ 06326), 1 компл., "Гранит-Электрон" (СПб), 128 896 514,39 руб., 30.12.2018;

№770 (576-ЕП) − изделие "Пурга-115" [система управления торпедной и бомбовой стрельбой противолодочного оружия], 1 компл., "Гранит-Электрон" (СПб), 315 034 915,44 руб, 30.11.2018;

№771 (601-ЕП) − изделия УВПУ [универсальные вертикальные пусковые установки] 3С-14-1155 для заказа 06326 ["Маршал Шапошников"], 2 шт, КБСМ (СПб), 649 370 933 руб., 01.09.2018;

№776 (611-ЗП) − поставка электронасоса НЦВ 25/20Б для заказа 06326 ("Маршал Шапошников"), 1 шт., [завод "ЭНА" (ЭлектроНасосные Агрегаты, Щёлково)] 730 656 руб., 01.11.2017;

781 (614-ЕП) − аппаратура МГИ [для измерения скорости звука в морской воде?] ("Маршал Шапошников"), 1 компл., "Дальприбор" (Владивосток), 4 804 650 руб., 2018.

Что имеем?

Судя по фото 6-9, по состоянию на 18.07.2017 с корабля были демонтированы :

1) вторая (возвышенная) АУ АК-100;
2) обе ПУ КТ-100М-1155 универсального ракетного комплекса УРК-5 "Раструб" ("Раструб-Б");
3) грузовой кран, расположенный между кормовой трубой и кормовой батареей ЗРК "Кинжал" − характерное "украшение", свойственное проектам 1155 и 1164;
4) антенный пост РЛС общего обнаружения и целеуказания "Фрегат-МА" (МР-750), располагавшийся на вершине грот-мачты;
5) антенный пост СУАО "Лев" (МР-184);
6) форсажные и маршевые газовые турбины (ДТ59 и ДО63).

Считать, что перечисленные изделия демонтировали для ремонта с последующим монтажом на прежних местах (кроме ГТД), наверное, было бы наивным. Другим очевидным фактом стал перенос окончания среднего ремонта с модернизацией с 2018 г. (ссылка 3 ) по крайней мере на 2019 г., т. к. срок исполнения договоров по пунктам 673 и 723 в плане закупок датируется 30.05 и 11.07.2019.

Оптимальный вариант

С учётом зафиксированного демонтажа наиболее оптимальным для БПК пр. 1155М представляется следующий состав нового вооружения с соответствующими системами управления:

1) 2х8 УВП ЗРК "Редут" или 2х12 УВП ЗРК "Ураган-1" ("Штиль-1") на месте второй АУ АК-100;
2) 2х8 наклонных ПУ комплекса "Калибр" на месте ПУ УРК "Раструб";
3) 2х4 ПУ ПКРК "Ураган" на месте грузового крана (за кормовой трубой, перед кормовой батареей ЗРК "Кинжал").

1. Есть информация, что размер пускового модуля ЗРК "Редут" на 8 ракетомест (для ЗУР 9М96) для корабля класса "корвет" − ДхШхВ = 3250х2250х4735 мм (ссылка 4 ), хотя по другим данным стартовая длина ракеты 9М96 4750 мм (ссылка 5 ). В то же время, на схеме Т. Гротника (NTW 2015-06, стр. 99 − ссылка 6 ) в пересчёте по ширине 22350 (16,0 м) размеры подобного модуля в плане значительно больше − 4330х2570 мм (при длине ракеты 9М96Д 5650 мм), но там и габариты УКСК получаются больше заявленных разработчиком (ДхШ 4200х2350 вместо 3760х1970 мм). Как бы то ни было 2х8 ячеек УВП ЗРК "Редут" легко помещаются в объёме, который занимала АК-100 − судя по продольному разрезу 1155 Ю. Апалькова ДхВ подбашенного отделения составляют около 6500х9500 мм, а его ширина, скорее всего близка к длине.

Однако, в случае с "Редутом" не всё так просто. Во-первых, он ещё не прошёл госиспытания, и неизвестно точно, когда пройдёт (хотя все надеются на конец 2017 г.). Во вторых, для его нормального функционирования надо основательно обновить радиотехническое вооружение, что непозволительно с точки зрения сроков пребывания "Шапошникова" в заводе. Поэтому гораздо более приемлемым вариантом является ЗРК "Ураган-1", который ещё тоже не прошёл "госы", но там дело упирается в частный вопрос включения в боекомплект дополнительной ЗУР с активной РГСН (9М317МА).

"Ураган-1" работает под старыми-добрыми РЛС "Фрегат" ("Фрегат-М2"?) и СУО 3Р91 ("Орех-1"?), с размещением которых на корабле особых проблем быть не должно. 3Р91 (радиопрожекторы, пульты и пр.), разумеется, будет доработана по результатам испытаний "Адмирала Макарова". УВП ЗРК (3С90.1?) имеет весьма оригинальную конструкцию (илл. 9) − это не "этажерка" по типу 3С14, простирающаяся на всю глубину погреба, а плоская панель высотой менее метра (ДхШхВ 7150х1750х950 мм − ссылка 7 ), к которой снизу подвешиваются ТПС с ракетами. Несмотря на превышение лимита по длине, легко заметить, что по краям пусковой установки расположены отсеки с гидро- и электрооборудованием суммарной длиной около 1800 мм, и в случае расположения УВП на палубе надстройки оставшиеся длина (5350 мм) и высота (при потребной глубине погреба 7 400 мм) без особых проблем впишутся в подбашенное отделение АК-100.

Таким образом, "Маршал Шапошников" и другие БПК пр. 1155, ожидающие модернизации, могли бы получить пусть и не полноценный комплекс зональной (коллективной) обороны, но по крайней мере ещё один эшелон ПВО, который позволил бы сбивать, если не носители, то высокоточные авиационные средства поражения (АСП) на дальности до 50 км от ордера и высоте 25 км с перспективой их увеличения до 70 и 35 км (по аналогии с ЗРК "Бук-М3") (ссылка 8 , ссылка 9 ). А это совсем не то, что ЗРК "Кинжал" (12 и 6 км), позволяющий самолётам противника свободно летать над БПК пр. 1155 на высоте, скажем, 6500 м и бомбить их КАБами с лазерным наведением, и даже не новейший "Тор-М2КМ" (15 и 10 км − ссылка 10 ).

Цитата : "Несмотря на то, что комплекс "Ураган" в отличие от "Кинжала" не предназначался специально для поражения крылатых ракет и других видов высокоточного оружия [ВТО], испытания [на СКР проекта 61 "Проворный" в 1978-1981 г.г.] подтвердили высокую эффективность его применения по подобным целям. Была успешно поражена реактивная глубинная бомба РГБ-60 с ЭПР, гораздо меньшей, нежели у типовых образцов ВТО" (Р. Ангельский, В. Коровин "ЗРК М-22 "Ураган", Техника и вооружение №1/2014). Напомню, что М-22 начинал с дальности 25 км и высоты 15 км.

2. Насколько известно автору блога, никаких изображений наклонных ПУ УКСК в открытой печати до сих пор не публиковалось. Однако идея таких ПУ витает в воздухе, и, судя по всему, в виде проектных проработок они есть в природе. Известно о них очень мало: индекс − 3С14П (где "П", надо полагать, означает палубная ), габаритные размеры − ДхШхВ 9520х2600х4600 мм, количество ракетомест − 8 (ссылка 11 ). Тот факт, что высота установки почти вдвое превышает её ширину, говорит о расположении ТПС (ТПК) по два в четыре яруса. Прорисовки "на салфетке" показали, что ПУ в подобной конфигурации очень плохо вписывается в архитектуру "Шапошникова" и его систершипов, т. к. КТ-100М-1155 имеет ДхВ(Ш) приблизительно 7000х3000 мм. Для данного проекта гораздо больше подошли бы пусковые установки в формате 3х2, 3х3, либо (если главкомату ВМФ так дорога цифра 8) − с тремя ТПС в каждом из двух нижних ярусов и двумя в третьем верхнем. С точки зрения аэродинамики, для крылатых ракет 3М14 и 3М54 препятствий для наклонного старта, на первый взгляд, нет никаких. Что касается баллистической 91Р, которая входит в состав не только "Калибра-НК", но и "Калибра-ПЛ", в случае невозможности обеспечить ей при пуске необходимый угол наклона траектории она может стартовать по-лодочному − по образу и подобию "Водопада-НК" ( ).

3. Судя по всему, грузовой кран на БПК пр. 1155 оказался "лишней деталью", иначе с ним не расстались бы с лёгким сердцем. При большом желании компактные ПУ "Урана" можно было бы разместить и между носовой трубой и грот-мачтой − расстояние между ними составляет примерно 6,5 м (на СКР пр. 11540 для установки двух 3С24 потребовалось на метр больше, но, я думаю, эту маленькую проблему удалось бы как-то решить). При размещении ПУ необходимо помнить о раскалённой реактивной струе ракеты 3М24 (Х-35), выходящей из контейнера с работающим стартовым ускорителем (фото 13). Если на 11540 для этого нет никаких преград, то на 1155 в случае размещения 3С24 тыльной стороной к борту в зону риска попадают торпедные аппараты с боекомплектом. Без газоотбойных щитов здесь не обойтись.

Реальный вариант

К сожалению, о реальном варианте говорить пока рано. Для того, чтобы мозаика сложилась не хватает ещё одного элемента, поскольку на три посадочных места, которые ранее были заняты второй АК-100, ПУ КТ-100М УРК "Раструб" и грузовым краном, приходится два оружейных комплекта − две УВП (УВПУ) 3С14-1155 комплекса "Калибр" и две ПУ 3С24 (1х4 КТ-184) комплекса "Уран". Если бы демонтировали "Раструб", но оставили кран, всё было бы убого, но понятно (убого − потому что худосочные КТ-184 разместили бы в нишах, предназначенных для массивных КТ-100М). Если бы убрали только кран, из драгоценного боекомплекта 3С14 (всего 16 ракетомест) можно было бы исключить 91Р. Демонтаж того и другого спутал все карты.

С большой вероятностью (95%) УВП УКСК расположатся на месте второй башни АК-100 (скорее всего − в продольном направлении), а ПУ "Урана" − между кормовой трубой и ближайшей к ней батарее "Кинжала". О том, что планируют установить вместо "Раструба", можно лишь догадываться. Возможно, это будут палубные ПУ ПКРК "Оникс" в виде облагороженных "этажерок" МРК "Накат" в формате 2х6 − ясность в этом вопросе может внести план закупок "Дальзавода" на будущий год. Не исключено, что в конечном итоге облик теперь уже многоцелевого корабля океанской зоны (эсминца) пр. 1155М приблизится к казавшейся некогда фантастической (если не сказать, утопической) проработке "Моринформсистемы-Агат" (илл. 14).

Примечание . У "Шапошникова" был один врождённый дефект, по которому он безошибочно определялся среди однотипных кораблей − отсутствие антенного поста РЛС обнаружения и целеуказания низколетящих воздушных целей МР-350 "Подкат" на вершине фок-мачты (к слову, среди 1155 есть ещё один "калека" − БПК "Вице-адмирал Кулаков" без АП носовой батареи ЗРК "Кинжал"). РЛС ОНЦ является важнейшим компонентом корабельной ПВО/ПРО, поэтому вместо устаревшего "Подката" на заказе зав. № 114 планируется установить новую станцию 5П-30Н2 "Фрегат-Н2" (надеюсь, с тем же функционалом), разработанную НПП "Салют" в рамках ОКР "Рыбец" и уже опробованную на том же "Кулакове" (ссылка 3 , ссылка 12 ).


2. Последнее фото "Маршала Шапошникова" до ремонта, известное автору блога, 24.08.2015 ( VAS63 с forums.airbase.ru)


3. Первое фото "Шапошникова" в ремонте, известное автору блога, Дальзавод, 11.02.2016 ( PSV_Sport с forums.airbase.ru, фрагмент;

© 2024 minbanktelebank.ru
Бизнес. Заработок. Кредит. Криптовалюта