Не только в сфере обращения. Кто является субъектами обращения лекарственных средств в РФ? Российская специфика эволюции сферы обращения

В последнее время все чаще вносятся изменения в нормативно-правовую базу, регулирующую фармацевтическую деятельность предприятий и холдингов. Все они в основном направлены на пресечение сбыта контрафакта и усиление контроля со стороны надзорных органов. Законодатель прилагает все усилия, чтобы нивелировать негативные последствия, имеющие место на фармрынке и обеспечить максимальную доступность ЛС.

Одной из последних ведущих тенденций российского законодательства является процесс единения отечественных норм с положениями Евразийского экономического союза. Участники договорных обязательств стремятся добиться утверждения единых стандартов в различных областях, в том числе в сфере обращения лекарственных средств. Это требует больших согласований с участниками Соглашения и немалых материальных вложений. Однако поэтапная унификация правовых положений в согласии с соглашением ЕАЭС позволяет улучшить показатели экспорта фармацевтической продукции.

Понятие обращения лекарственных средств

На основании ФЗ-61 под фармпрепаратами понимают вещества или же их комбинацию, которые при контакте с организмом вступают в реакцию и оказывают соответствующее воздействие. Фармацевтические средства применяются в профилактических целях, для борьбы с патогенной средой и в качестве реабилитации. В согласии с законом под обращением лекарственных средств в РФ понимается комплекс мероприятий, включающий в себя изучение, анализ, производство новых препаратов, а также транспортировку, реализацию фармпродукции. В последнее время на фармацевтическом рынке РФ наблюдается высокая доля инновации продукции и ужесточение контроля со стороны надзорных инстанций.

Что изменится в сфере обращения ЛП

В 2020 году законодатель планирует внести изменения в порядок оборота лекарственных средств в РФ. Все участники рынка будут обязаны вести мониторинг ЛП и маркировку. Производственным концернам необходимо будет наносить средства идентификации и вносить соответствующие сведения в единую систему. А оптово-розничным фармацевтическим предприятиям при приемке и сбыте необходимо будет вносить информацию в систему ГИС «Маркировка».

Представленные будущие преобразования имеют свои преимущества для фармацевтического бизнеса. Во-первых, внедрение новой системы позволит минимизировать издержки за счет более эффективного управления логистикой. Во-вторых, соответствие продукции утвержденным стандартам позволит организовать поставки на зарубежные рынки. В-третьих, поможет добиться здоровой конкуренции и минимизировать количество сбыта контрафакта.

На различных этапах оборота фармпродукции участвует довольно большой круг участников: производственные концерны, оптово-розничные компании, дистрибьюторы, аптечные сети. Все их действия регулируются действующими положениями закона и утвержденной правовой базой самого предприятия. Дополнительно все организации обязаны действовать в согласии с утвержденным Соглашением ЕАЭС в сфере сбыта фармпрепаратов.

Субъекты обращения лекарственных средств

В согласии с положениями известного 61 федерального закона, под участниками фармрынка подразумеваются граждане, юридические подразделения и бизнесмены, которые работают в данной сфере. На основании последних изменений, руководитель субъекта лекарственного оборота обязан заботиться о реализации мер в области приемки, реализации, хранения записей и отчетной документации.

Основные субъекты

  • Производители ЛП. Холдинги, занимающиеся производством фармпродукции в согласии с утвержденными требованиями регулятора закона.
  • Оптовые компании. Фармацевтические организации, которые занимаются сбытом и транспортировкой ЛП.
  • Медицинские предприятия. Больничные учреждения, занимающиеся приемкой и реализацией фармпрепаратов для пациентов.
  • Аптечные подразделения. Юридические подразделения, которые осуществляют розничную реализацию ЛС в согласии с действующими требованиями закона. К ним относятся аптечные киоски, аптечные пункты и сами аптеки.

Участники обращения фармпродукции в сфере производства обязаны соблюдать действующие положения закона, касающиеся госрегистрации и лицензирования. Лицензирование в сфере обращения лекарственных средств является важной составляющей законного осуществления деятельности. Разрешительная документация с истекшим сроком может привести к административным санкциям, вплоть до приостановления деятельности. Торговля фармпрепаратами аптечными сетями может осуществляться только при наличии лицензии на данный вид деятельности.

В качестве контролирующего субъекта оборота ЛП выступает Министерство здравоохранения РФ и соответствующие надзорные подразделения. Они занимаются разработкой законодательства в сфере производства и реализации лекарственных препаратов, а также законного оборота на территории РФ. Федеральная служба по надзору борется с различными проявлениями противоправных действий со стороны фармацевтических компаний, организует различные внеплановые проверки и иные мероприятия, направленные на предотвращение сбыта контрафакта.

В лице надзорной инстанции также выступает Роспотребнадзор, главная цель которого защита прав потребителей и благополучие человека. В случае фиксации поддельных препаратов предпринимаются активные действия вплоть до аннулирования лицензии фармкомпании. Роспотребнадзор и Росздравнадзор совместно с соответствующим Департаментом обеспечивает законность передвижения ЛП на территории РФ.

Как происходит оборот лекарственных средств в РФ?

Деятельность всех субъектов фармрынка регулируется конституционными положениями, 61-ФЗ «Об обращении ЛП», № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и иной нормативно-правовой базой, включая соглашения с другими странами. В согласии с основным действующим законом, все субъекты в случае фиксации побочных действий от ЛП обязаны сообщать уполномоченным федеральным подразделениям. Невыполнение данного требования может привести к серьезным санкциям.

Основные этапы обращения лекарственных средств

  1. Производитель. На начальном этапе закупает сырье, проводит необходимые клинические и иные испытания, после подтверждения положительного результата запускает массовое производство ЛП и сбыт оптово-розничным фармацевтическим компаниям.
  2. Аптечные сети. На начальном этапе осуществляют закупку, оформляют договора на поставку, затем производят приемку, распределение и отпуск, а в случае несоответствия данных возврат фармпродукции.

Участники фармрынка должны следить за тем, чтобы производилось производство и реализация только разрешенной на территории РФ фармпродукции. При этом к каждому товару должен быть предоставлен сертификат и заключение Санитарно-эпидемиологической службы. На всех этапах транспортировки требуется контролировать соблюдение условий законодателя, чтобы избежать возможной порчи и загрязнения препаратов. При сбыте и приемке должна производиться проверка всех данных на предмет соответствия. Руководителям аптечных сетей особое внимание следует обращать на соответствие маркировки первичной, вторичной и групповой упаковки.

Производственные фармацевтические предприятия, оптово-розничные компании и аптечные сети в согласии с действующими положениями должны следить за соблюдением утвержденных требований приемки и сбыта, а также условий хранения и транспортировки. Причинение вреда потребителю вследствие несоблюдения норм закона влечет за собой уголовную ответственность и возмещение вреда, причиненного здоровью человека.

Тамара Ивановна Николаева

Доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики и управления в торговле и общественном питании Уральского государственного

экономического университета

ТОРГОВЛЯ В СФЕРЕ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Политические и экономические преобразования, происходящие в России в последние годы, обусловили активное переосмысление как экономической теории, так и практических наработок отраслевых наук. В нашей стране проведение различных реформ зачастую сопровождалось полной ревизией старых научных подходов и понятий. В настоящее время этот процесс пересмотра сложившихся представлений наблюдается и в сфере обращения. Тем не менее сегодня ни у кого не вызывают сомнения фундаментальные категории и понятия, прошедшие проверку временем.

Теоретические аспекты товарного обращения и торговой деятельности достойно представлены в научных работах различных времен и народов. Назовем имена тех ученых, чьи труды послужили основой для последующих поколений исследователей. На целесообразность разделения труда и выделения в экономике таких «отраслей», как торговля, сельское хозяйство, ремесленничество, указывали еще древнегреческие философы Ксенофонт (ок. 430-355 до н.э.), Платон (427-347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.). Видные ученые-экономисты ХУ1-ХУШ вв. развивали взгляд на торговлю как на главный источник прибыли и основной вид капитала, денежного обращения. Так, известный английский экономист Томас Мен (1571-1641) оценивал торговый капитал как базу для развития экономики, а Антуан де Монкретьен (ок. 1575-

1621) считал его накопление главной целью различных ремесел и источником прибыли.

Позже, в ХУШ в., основоположники западной экономической мысли Адам Смит (17231790) и Давид Рикардо (1772-1823) развили экономическую теорию по вопросам рыночного саморегулирования, денежного обращения, товарного производства и торговли, пересмотрели роль государства в регулировании рыночных отношений.

Сущность сферы обращения, ее влияние на воспроизводственные процессы раскрыл в своих трудах К.Маркс (1818-1883). Он видел необходимость выделения торгового капитала для совершения исключительно купли-продажи. Торговля рассматривалась им как сфера деятельности, а торговый капитал - как средство получения прибыли и развития расширенного воспроизводства.

Значение торговли для промышленного развития России и мировой экономики показали в своих трудах российские исследователи А.Н.Радищев (1749-1802) и Иван Вавилов. В XX в. П.Б.Струве (1870-1944), изучив процессы капиталистического товарного обращения и становления рыночных отношений, доказал необходимость их развития в России.

Исследователи, относящиеся к различным научным школам и направлениям, категорию «обращение» рассматривают в качестве общественного воспроизводства, так как любой экономический продукт обычно проходит следующие его стадии: производство, распределение, обмен, потребление. Таким образом, постоянно (во времени и пространстве) наблюдается кругооборот продукции, товаров, услуг.

Товарное обращение представляет собой движение товаров в системе кругооборота ресурсов и охватывает все его фазы.

Сфера обращения является активным «рычагом» воздействия на производство. Ее значение возрастает по мере увеличения предложения товаров. Укрепление экономики и рост доходов предприятий и населения усиливают роль сферы обращения в воспроизводственном процессе. Известно, что за обменом следует потребление товаров либо в форме конечного, либо в форме производственного потребления. Независимо от формы потребления начинается стадия нового воспроизводства. Сфера обращения - барометр, точно отражающий степень востребованности продукции и оценивающий целесообразность ее дальнейшего производства.

Товарное обращение, выступая в качестве опосредованного звена воспроизводственного процесса, связано с его конечной стадией - потреблением. Поскольку реализация приводит к возмещению затрат общественного труда, созданию условий для расширенного воспроизводства, то товарное обращение способствует росту общего объема потребления.

Связь эта, как и связь обмена с производством, проявляется двояко. С одной стороны, товарное обращение воздействует на потребление, а с другой - само потребление влияет на процесс обращения. Своеобразная зависимость потребления от товарного обращения прослеживается в том, что сфера товарного обращения, обеспечивая реализацию произведенного продукта, тем самым создает условия для его потребления.

Особенность обращения товаров личного потребления в производственном процессе выражается в том, что на стадии купли-продажи оно не зависит от производства, так как товар, предназначенный для личного потребления, обменивается на денежные знаки.

Непрерывный кругооборот ресурсов обеспечивается при их обмене на эквивалентный продукт в результате купли-продажи.

На завершающем этапе обращения предметов личного потребления опосредствуются не только результаты - товары, но и торговые услуги. Это и отличает данный процесс как от процесса обмена, так и обращения в целом. Доля торговых услуг меняется в зависимости от уровня развития производства потребительских товаров, товарного предложения, объема денежных средств, находящихся в обращении, уровня благосостояния, наконец, от общей культуры населения.

По нашему убеждению, с развитием рыночных отношений доля торговых услуг будет увеличиваться, а их место в национальном хозяйстве станет оцениваться прежде всего с позиций вида, качества товара и услуг.

В экономической литературе, в различных справочниках, энциклопедиях по-разному трактуются сущность и содержание понятия «торговля», что в определенной степени бывает обусловлено эволюционными процессами, а также присущими каждой общественноэкономической формации специфическими формами и характером торговли.

Термин «торговля» в специальной литературе и государственных нормативных документах советского периода трактовался как «обмен потребительских товаров на деньги населения». Объектом купли-продажи являлись при этом преимущественно потребительские товары, распределяемые государством через торговлю. Средства производства и предметы труда распределялись через систему материально-технического снабжения под строгим контролем со стороны государственных органов и предметом свободной купли-продажи не являлись.

В работах ведущих отечественных ученых-экономистов (А.Г.Аганбегян, Л.И.Абалкин, С.С.Васильев, В.П.Воронин, Б.И.Гоголь, Г.И.Григорьян, М.М.Дарбинян, Л.И.Левин, Р.Локшин, Я.Л.Орлов, А.В.Орлов, Л.А.Самсонов, Б.А.Соловьев, А.А.Покровский, Л.И.Фефилов и др.) торговля потребительскими товарами рассматривается как «форма товарного обращения», «форма товарного обмена и специфических экономических отношений, когда продукты труда производятся для обмена», «отрасль народного хозяйства», «форма удовлетворения растущих личных потребностей трудящихся», «торговый посредник между производством и потреблением», наконец, как «внутренний рынок».

Во всех государственных, законодательных и нормативных актах, а также в учебниках торговля потребительскими товарами названа «отраслью народного хозяйства».

Мы разделяем мнение тех авторов, которые считают, что торговля выполняет главную функцию рынка, так как в результате проведения операций купли-продажи осуществляются и развиваются рыночные отношения и функционирует рынок. Определение торговли как «отрасли народного хозяйства», на наш взгляд, ошибочно. В защиту данного определения ученые различных школ и направлений приводят различные аргументы, которые можно подразделить на три группы: 1) обращение товаров осуществляется специальными предприятиями; 2) выделение торговли в отрасль значительно ускоряет оборот ресурсов (при этом обеспечивается не только

его реальное движение из сферы производства в сферу потребления, но также смена форм стоимости); 3) реализуется функция удовлетворения потребностей населения путем предоставления ему необходимых благ.

Мы согласны с тем, что специфика торговли потребительскими товарами выражается: в присущих только ей торгово-технологических процессах (при выполнении работ по закупке, транспортировке, приемке, хранению и подготовке к продаже товаров, торговому обслуживанию, оказанию услуг); в особенностях труда работников, имеющих профессиональную подготовку; в специально создаваемой для работы с товарами материально-технической базе (складская и торговая сеть, специальное оборудование, транспортные средства и т.д.); в технологии и организации торгового обслуживания населения.

Обозначенные обстоятельства определили общий взгляд на сущность торговли как на «отрасль».

По нашему мнению, в рыночных условиях рассматривать торговлю как «отрасль» народного хозяйства представляется неправомерным. В настоящее время ликвидированы централизованная система распределения товарных ресурсов, линейная (иерархическая) структура управления торговлей и институт ведомственной принадлежности торговых объектов; дано юридическое право всем предприятиям и гражданам заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, в том числе торговлей; торговые структуры (такие, как сеть фирменных магазинов, предприятия массового питания) органично вошли в состав промышленных предприятий. Происходит слияние финансового, промышленного и торгового капитала: создаются объединения, корпорации торговых, промышленных, транспортных

предприятий, предприятий сферы обслуживания.

С переходом к рыночным отношениям и ликвидацией управленческих структур отменена ведомственная торговля. Хозяйствующие субъекты приобрели самостоятельность, получив свободу выбора предпринимательской деятельности. В результате созданы условия для развития сферы торговли всеми предпринимательскими структурами независимо от основного рода их деятельности.

Особенности торговли потребительскими товарами с развитием рыночных отношений углубляются и реформируются. С насыщением потребительского рынка товарами расширяется возможность приложения человеческого труда, направленного на удовлетворение потребностей населения в сфере обращения.

Неправомерно, по нашему убеждению, отождествлять понятия «торговля», «рынок», «коммерция».

Определяющим фактором отождествления понятий «торговля» и «рынок» в дореформенный период являлось наличие рыночных отношений только в сфере товарного обращения потребительскими товарами, тогда как средства производства распределялись через систему материально-технического снабжения.

В отличие от других отраслей в торговле сформировалась (хотя и слабая) конкурентная среда, чему способствовала полиструктурность развития торговли потребительскими товарами. Во многих городах функционировала сеть предприятий различной ведомственной принадлежности: торгов, орсов, продснабов, непромышленных министерств и ведомств и др. В становлении рыночных отношений заметную роль сыграла потребительская кооперация. В товарооборот вовлекались излишки сельскохозяйственных продуктов. Получила развитие сеть коопторгов, специализированных магазинов и предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья. Для этого использовалась четкая система ценообразования. Часть свободно реализуемых товарных ресурсов поступала в торговлю через торгово-посреднические предприятия. Развивалась и местная промышленность.

Однако и в дореформенный период предпринимались попытки разделить понятия «торговля» и «рынок». При этом отдельные ученые нередко суживали понятие «рынок» до понятия «сфера продажи товаров населению».

Рынок товаров - это сфера обмена, организованная по законам товарного производства и товарного обращения. В своем развитии он подчиняется закону спроса-предложения. Действительно, понятия «рынок» и «торговля» отражают сущность товарного обмена, процесс купли-продажи, систему экономических отношений по поводу обмена продуктами труда. Но, как считает автор, нельзя ставить знак равенства между этими понятиями, так как понятие «рынок» шире, чем понятие «торговля».

По нашему мнению, рынок товаров - это система экономических отношений, возникающих в процессе обмена продуктами труда на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения. Рынок потребительских товаров - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, когда под ними понимается обладающий потребительной стоимостью продукт труда, предназначенный для продажи (реализации), включая услуги.

Субъектами рынка товаров являются как продавцы, так и покупатели специфического товара, в том числе посреднические структуры, объектом - специфический товар, основной для данного рынка, обусловливающий его назначение и несущий благо для потребителя.

Рынок потребительских товаров - функциональный рынок, где объектом выступает товар, удовлетворяющий потребности индивидуального потребителя - населения, а субъектами -продавцы (предприятия и частные лица), осуществляющие продвижение товара от производителя до потребителя (населения), включая процесс продажи товаров и услуг.

Потребительский рынок мы рассматриваем как единство (неразрывное целое) рынка потребительских товаров и услуг. Развитие данного рынка, по нашему мнению, должно характеризоваться не только соблюдением принципов рыночных отношений, но и расширением сферы торговых услуг как неотъемлемой его части.

Если рынок товаров (продуктов и услуг) представляет собой единую систему с прочными взаимосвязями и определенными пропорциями между секторами экономики, то потребительский рынок, по нашему убеждению, занимает в ней центральное место как жизнеобеспечивающий элемент всего рыночного механизма. Торговля, воздействуя на производство через систему заказов, сделок, договоров, перемещая товары от производителя к потребителю через торговую сеть, удовлетворяет потребности как торговых и производственных предприятий, так и населения, поскольку товар является средством удовлетворения потребностей, а потребность - движущая сила в экономике и побудительный мотив экономической деятельности.

Рынок и торговля тесно связаны между собой (как общее и частное). Процессы торговли потребительскими товарами протекают в рамках рынка; их развитие направляет, организует торговля. Поэтому мы склонны рассматривать торговлю как организатора рынка и регулятор рыночных пропорций. В этом контексте торговля выступает не просто как совокупность операций купли-продажи на потребительском рынке, но как регулятор и организатор рыночных отношений (см. рисунок).

Торговля как форма обмена в сфере воспроизводственных процессов

Торговля представлена в этой системе как организатор и регулятор потребительского рынка,

выполняющий функции доведения товаров от производителя к потребителю, и как

организатор денежного обращения.

В отличие от других исследователей мы рассматриваем потребителя как регулятор потребительского рынка, а следовательно, и торговли, который выражает свое отношение к предлагаемому товару, услуге в результате обмена денег на товар, услугу, т.е. через потребительский спрос.

Торговля оказывает производителям услуги по продвижению товаров до потребителя: обеспечивает непрерывность кругооборота ресурсов, возмещает необходимые затраты производства и, наконец, способствует получению прибыли.

Именно в процессе реализации товаров наиболее полно проявляется связь между производством и потреблением. В условиях рыночной экономики торговля заметно влияет на развитие уровня производства. Она обеспечивает непрерывность и повышает эффективность кругооборота ресурсов. Доводя товары до потребителя, торговля реализует интересы всех участников товарного обмена. По каналам прямой связи происходит продвижение товара от производителя к потребителю, а по каналам обратной связи возмещаются затраты производителя за используемые ресурсы; производитель получает прибыль, а общество - чистый доход.

Именно торговля, воздействуя через потребителя, определяет место и роль каждого конкретного товара, удовлетворяя потребности потребителя в нем. Она способствует развитию конкурентоспособности в сфере товарного обращения и выявляет изменения в структуре потребления. Следовательно, торговля стимулирует развитие производства и задает ему конкретное направление.

Торговля, являлась неотъемлемым элементом структуры рыночной экономики, ее сектором, непосредственно влияет на эффективность последней. Поэтому мы рассматриваем торговлю потребительскими товарами как сектор рыночной экономики.

Если рынок как экономическая категория охватывает экономические отношения производства, распределения, обмена и их взаимосвязь, то торговля выступает как форма этих отношений. С помощью торговли происходит эквивалентный обмен продуктами труда. Она осуществляет реализацию товара - закупает его у производителя и продает потребителю.

Торговля берет на себя функции реализации продуктов, закупленных у производителей, и продает их потребителю. Начальным актом здесь, в отличие от товарного обращения, является именно покупка товаров с целью их последующей продажи. Поэтому определение торговли как «формы товарного обмена», по нашему мнению, нельзя отождествлять с определением ее как формы «товарного обращения».

Нельзя, по нашему мнению, также отождествлять понятия «торговля» и «коммерция». Наиболее важным, чисто рыночным элементом функционирования розничной торговой сети является коммерческая деятельность, от эффективности которой зависят результаты работы предприятий торговли. Ее нельзя сводить только к сбытовым или торгово-закупочным операциям. Под коммерческой деятельностью понимается комплекс операций, опосредствующих и обеспечивающих куплю-продажу товаров и услуг.

Коммерция - это форма предпринимательства, выражающаяся через посредническую и закупочную деятельность с целью получения прибыли.

Торговля - более широкое понятие, чем коммерция. Мы рассматриваем коммерческую деятельность как составную часть торговой деятельности, одно из главных ее направлений.

Выступая в качестве организатора рынка и рыночных отношений, торговля осуществляет коммерческие операции.

Мы считаем, что коммерческая работа на современном этапе - это деятельность на рынке, в условиях свободного товарно-денежного обмена, обусловленного пропорциями между спросом и предложением товаров и услуг, направленная на получение прибыли. Она все заметнее влияет на экономическое положение предприятий, так как рынок не подчиняется административному распределению лимитов и не гарантирует сбыт любой продукции.

Неправомерно, по нашему мнению, рассматривать торговлю потребительскими товарами только как «форму удовлетворения растущих личных потребностей», что раскрывает лишь одну из ее сторон деятельности. На том же основании неправильно оценивать торговлю потребительскими товарами только как «торгового посредника между производством и потреблением». Это положение относится к ее роли в сфере товарного обращения как «формы товарного обмена».

Торговля потребительскими товарами во всех случаях выступает как специфический вид деятельности по обслуживанию сферы обращения.

Торговая деятельность обеспечивает процесс товарного и денежного обращения, формирует и удовлетворяет потребности населения в товарах и услугах, выявляет объем платежеспособного спроса на потребительские товары и потребности производства, активизирует трудовые процессы во всех сферах деятельности, развивает и совершенствует межхозяйственные, межрегиональные и международные связи, позволяет расширить рыночное пространство.

Таким образом, однозначно определить сущность торговли вообще и торговли потребительскими товарами в частности невозможно. По нашему мнению, торговлю потребительскими товарами следует рассматривать:

как форму товарно-денежного обмена, происходящего во времени и пространстве, организованного в определенной последовательности и отражающего совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров;

как сферу общественно полезной деятельности, связанной с организацией товарного обмена и торгового обслуживания населения;

как организатора и регулятор рынка и рыночных отношений в сфере товарного обращения.

В национальном хозяйстве торговлю потребительскими товарами следует рассматривать как важнейший сектор экономики. Отсюда, торговля потребительскими товарами - это происходящий во времени и пространстве процесс товарно-денежного обмена, организованный в определенной последовательности, отражающий совокупность экономических отношений по поводу обмена продуктами труда с целью предоставления материальных благ потребителям в таком виде, в такое время и в таком месте, которые соответствовали бы их требованиям.

По убеждению автора, вопросы о сущности торговли, ее роли и функциях в товарном обращении, о развитии производства и рыночных отношений, о торговом обслуживании населения имеют не только принципиальное теоретическое, но и весьма важное практическое значение. От того, какими будут ответы на эти вопросы, зависят конкретные меры по управлению товарным обращением в стране, рынком потребительских товаров и торговлей, эффективность функционирования которых в конечном счете сказывается на полном и качественном удовлетворении платежеспособного спроса и потребностей населения.

Литература

1. Николаева Т.И. Торговля потребительскими товарами: проблемы развития и

совершенствования. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 1996.

2. Николаева Т.И. Адаптация торговли к условиям рынка. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ,

3. Николаева Т.И., Егорова Н.Р. Потребительский рынок и торговля: проблемы развития и регулирования. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 1998.

В сфере производства функционирует промышленный и аграрный капитал, в сфере обращения – ссудный и торговый капитал.

Обращение - это экономическая форма доведения результатов производства до потребителей в условиях товарных отношений. Развитие общественного производства превратило непосредственный обмен товара на товар в товарное обращение, являющееся развитой формой товарного обмена.

В основе обмена лежат потребности и интересы человека, однако субъектом отношений обмена человек становится лишь при возникновении ряда материально-вещественных и социально-экономических условий, среди которых объективно не­обходимыми являются два:

Возможность получения прибавочного продукта;

Определенная степень развития разделения труда.

Названные условия, во-первых, предполагают способность отдельного производителя получать продуктов труда больше, чем он в состоянии потребить, а во-вторых, закладывают противоречие между многообразием потребностей производителя и ограниченностью видов продуктов для их удовлетворения за счет самостоятельного производства. Именно эти обстоятельства являются предпосылкой возникновения у производителей отношений обмена.

Среди вопросов, связанных с торговым делом, первостепенное значение имеет структура отношений обмена между двумя субъектами по поводу объектов обмена, которыми они владеют. Содержание этого отношения составляет приравнивание разнородных объектов. Отношения обмена в виде совокупности единичных актов обмена между двумя субъектами представ­ляют собой рыночные отношения.

Объектами рыночных отношений являются средства удовлетворения потребностей людей. Поскольку процессу движе­ния продукта от производителя к потребителю присуще мате­риальное (вещественное) и экономическое содержание, то су­ществуют 2 основных условия рыночного обмена:

Объекты обмена должны удовлетворять различные потреб­ности, т.е. быть качественно различными;

Объекты обмена должны быть эквивалентными (равными) с экономической точки зрения.

Иными словами, объекты обмена качественно различны как потребительные стоимости (иначе нет смысла производить обмен), но равны как стоимости.

На определенном этапе экономического развития внешним выражением стоимости товара становятся деньги - всеобщий эквивалент. Экономическое содержание, собственно суть обмена, заключается в смене форм стоимости или перемене состояния. В актах продажи и купли, опосредствованных деньгами, происходят движение потребительных стоимостей, реализация товаров.

По мере развития рыночных отношений структура объектов обмена получает качественное развитие. Экономическая тео­рия связывает это развитие с двумя основными процессами:


Превращение в объекты рыночного обмена факторов производства - земли, капитала, труда;

Качественное развитие самих денег как средства и объекта обмена, что находит проявление в развитии функций денег, их видов, инфраструктуры рынка, обеспечивающей функциони­рование денежной системы.

Проблема реализации с точки зрения общественного воспроизводства не сводится лишь к обеспечению продажи со­зданного продукта. Единство в процессе реализации натуральной и стоимостной форм продукта предполагает регулирование соответствия денежной массы определенному количеству средств производства, предметов потребления и услуг.

В современной экономике между производителем и потребителем существует огромная сфера обращения – рынок, со своими специальными законами и учреждениями. Чем обширнее рынок, чем больше в нем специальных учреждений, тем ближе к друг другу становится покупатель и продавец, тем быстрее осуществляется купля-продажа, т. е. эффективное экономическое движение материальных и финансовых ценностей. Совокупность специальных рыночных учреждений или институтов обозначаются понятием рыночная инфраструктура.

Существует следующие институты или элементы рыночной инфраструктуры:

В сфере товарного обращения:

От розничной товарной сети до товарных бирж;

Аукционы;

Ярмарки;

Торговые центры.

На рынке труда:

Биржи труда;

Бюро трудоустройств;

Центры по переподготовки кадров.

В сфере обращения капиталом:

Биржи (фондовые, валютные);

В сфере консультативного предпринимательства:

Маркетинг;

Информационные услуги;

Консалтинговые услуги.

Таможни;

Страховые компании;

Юридические конторы.

Рыночная инфраструктура предоставляет услуги связанные с реализацией следующих целей:

1. Снижение степени рыночного риска благодаря аудиторской деятельности, страхованию, консалтингу.

2. Ускорение оборачиваемости оборотных средств, за счет брокерских и дилерских услуг.

3. Качественный и быстрый подбор работников.

Производственная инфраструктура отрасли – непроизводственные товары, но обязывающие услуги их движения (транспорт, связь, хранилища, склады). Масштаб реализации инфраструктуры определяется ее вкладом в совокупную эффективность производства. Если затраты на рынке специальных посреднических институтов меньше, чем приносимая ими выгода, то их существование и труд экономически оправдан. Главный инструмент рыночной инфраструктуры – коммерческие банки и фондовые биржи.

Сфера обращения — ϶ᴛᴏ экономическая форма доведения результатов производства до потребителей в условиях товарного обращения.

В результате общественного производства непосредственный обмен товара на товар превратился в товарное обращение, кᴏᴛᴏᴩое будет развитой формой товарного обмена.

В основе обмена лежат потребности и интересы человека. Стоит сказать, для осуществления обмена необходимы два условия:

  • возможность получения прибавочного продукта;
  • определенная степень разделения труда.

Именно данные условия дают возможность отдельному производителю получать продуктов труда больше, чем он в состоянии потребить. Исключая выше сказанное, возникает противоречие между тем, что у производителя потребности более многообразны, а виды продукции, кᴏᴛᴏᴩые он самостоятельно производит, ограниченны и не всегда могут удовлетворить данные разнообразные потребности. По϶ᴛᴏму у производителя возникает необходимость обмена.

В случае если товары или услуги обмениваются на другие товары и услуги, то такая форма называется бартером. Именно она была характерна на начальной стадии развития общества.

Структура отношений обмена между двумя субъектами по поводу объектов обмена, кᴏᴛᴏᴩыми они владеют, имеет первостепенное значение. Эти отношения строятся на приравнивании разнородных объектов.

Отношения обмена в виде совокупности единичных актов обмена между двумя субъектами представляют собой рыночные отношения.

В рыночном обмене при движении продукта от производителя к потребителю пробудет материальное (вещественное) и экономическое содержание. По϶ᴛᴏму существуют два основных условия рыночного обмена:

  • объекты обмена должны удовлетворять различные потребности, т.е. быть качественно различными:
  • объекты обмена должны быть эквивалентными (равными) с экономической точки зрения.

То есть объекты обмена различаются по потребительной ценности, но равны по стоимости. Внешним выражением стоимости товара на определенном этапе экономического развития общества стали выступать деньги как всеобщий эквивалент.

Именно в сфере обращения при купле-продаже товаров происходит смена форм стоимости.

Развитие рыночных отношений экономическая теория объясняет двумя причинами:

  • такие факторы производства, как земля, труд, капитал, превратились в связи с экономическим развитием общества в объекты рыночного обмена;
  • произошло качественное развитие самих денег как средства и объекта обмена (изменяются функции денег, их виды, изменяется инфраструктура рынка, в кᴏᴛᴏᴩой функционирует денежная система)

Форма товарного обращения, осуществляемая с помощью денег, представляет собой торговлю.

1) лицензионный контроль в сфере производства лекарственных средств и в сфере фармацевтической деятельности;

2) федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств;

3) выборочный контроль качества лекарственных средств.

2. Лицензионный контроль в сфере производства лекарственных средств и в сфере фармацевтической деятельности осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно их компетенции в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

3. Федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.

4. Федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств включает в себя:

1) организацию и проведение проверок соблюдения субъектами обращения лекарственных средств установленных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к доклиническим исследованиям лекарственных средств, клиническим исследованиям лекарственных препаратов, хранению, перевозке, ввозу в Российскую Федерацию, отпуску, реализации лекарственных средств, применению лекарственных препаратов, уничтожению лекарственных средств, а также соблюдения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации методики установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - обязательные требования);

2) организацию и проведение проверок соответствия лекарственных средств, находящихся в гражданском обороте, установленным требованиям к их качеству;

2.1) проведение контрольных закупок в целях проверки соблюдения субъектами обращения лекарственных средств, осуществляющими розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения и (или) запрета продажи фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств;

2.2) проведение контрольных закупок в целях проверки соблюдения субъектами обращения лекарственных средств, осуществляющими розничную торговлю лекарственными препаратами для ветеринарного применения, правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для ветеринарного применения и (или) запрета продажи фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств;

4) применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений, в том числе принятие решения о нахождении лекарственных средств в обращении, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.

5. Федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Предварительное согласование с органами прокуратуры сроков проведения внеплановой проверки субъектов обращения лекарственных средств, а также предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения этой проверки не требуется. Органы прокуратуры извещаются о проведении внеплановой проверки субъектов обращения лекарственных средств посредством направления соответствующих документов в течение трех рабочих дней с момента окончания проведения указанной внеплановой проверки.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) получать на основании мотивированных письменных запросов от субъектов обращения лекарственных средств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления документы и информацию по вопросам обращения лекарственных средств;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного надзора о назначении проверки посещать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися субъектами обращения лекарственных средств, при осуществлении своей деятельности территории, здания, помещения и сооружения в целях проведения мероприятий по контролю;

3) проводить отбор образцов лекарственных средств, предназначенных для реализации и реализуемых субъектами обращения лекарственных средств, для проверки их качества, проведения исследований, испытаний в соответствии с правилами отбора образцов, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

3.1) проводить контрольные закупки лекарственных препаратов для медицинского применения в целях проверки соблюдения субъектами обращения лекарственных средств, осуществляющими розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения и (или) запрета продажи фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств;

3.2) проводить контрольные закупки лекарственных препаратов для ветеринарного применения в целях проверки соблюдения субъектами обращения лекарственных средств, осуществляющими розничную торговлю лекарственными препаратами для ветеринарного применения, правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для ветеринарного применения и (или) запрета продажи фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств;

2) отбор образцов лекарственных средств у субъектов обращения лекарственных средств в целях проведения испытаний на их соответствие требованиям нормативной документации или нормативных документов;

3) принятие по результатам проведенных испытаний решения о дальнейшем гражданском обороте соответствующего лекарственного средства;

4) принятие уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения о переводе лекарственного средства на посерийный выборочный контроль качества лекарственных средств в случае повторного выявления несоответствия качества лекарственного средства установленным требованиям и (при необходимости) о проверке субъекта обращения лекарственных средств. Расходы, связанные с проведением посерийного выборочного контроля качества лекарственных средств, оплачиваются производителем лекарственного средства либо держателем или владельцем регистрационного удостоверения лекарственного препарата.

© 2024 minbanktelebank.ru
Бизнес. Заработок. Кредит. Криптовалюта