Особенности технического регулирования таможенного союза. Порядок технического регулирования в таможенном союзе

Обзор документа

Разработан ряд процедур, обеспечивающих техническое регулирование в Таможенном союзе (ТС).

Определен единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия. Выдаются декларации и сертификаты. Приведены их формы.

Данные о документах заносятся в специальный реестр. Он формируется в электронном виде на базе программно-аппаратных средств уполномоченных органов стран-членов ТС. Указываются данные о заявителе и изготовителе продукции, об органе по сертификации, коды ТН ВЭД ТС и др.

Помимо этого формируется реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) ТС. Сведения заносятся на основании регистрации в качестве юрлиц, аттестатов аккредитации и т. д.

Урегулирован порядок ввоза продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территорию ТС.

Вместе с декларацией нужно представить документы о соответствии. Они необходимы, если товары помещаются под процедуры выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза (за исключением некоторой продукции), свободных таможенной зоны или склада, реимпорта.

Документы не представляются, если речь идет о товарах, бывших в употреблении, предназначенных для магазина беспошлинной торговли, ввозимых в качестве припасов.

При Комиссии таможенного союза функционирует Координационный комитет по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. Он помогает принять согласованные решения об их использовании. Определен порядок работы комитета.

Интегративное сближение Российской Федерации с государствами, входящими в Таможенный союз (ТС), представляет собой одно из приоритетных направлений внешней политики России. Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан достаточно эффективно осуществляют сближение по ряду стратегических направлений, в первую очередь в экономической сфере, что находит отражение в международно-правовых актах, принимаемых под эгидой . Одним из магистральных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. является формирование Таможенного союза с государствами - участниками Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), включая гармонизацию законодательства и правоприменительной практики, а также обеспечение полномасштабного функционирования ТС и формирование единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС.
В настоящее время в Таможенный союз входят три государства, однако не исключено расширение его состава и присоединение к нему других государств постсоветского пространства. В связи с этим Н.Б. Слюсарь и И.А. Евдокимова отмечают, что "в настоящий момент ведутся переговоры о возможном расширении Таможенного союза, причем не только за счет стран - участниц ЕврАзЭС: в перспективе не исключено вступление в Таможенный союз государств, не входящих в данную международную организацию. Можно предположить, что в дальнейшем степень интеграции достигнет качественно нового уровня... Так, следующим шагом интеграции вполне может быть создание единого рынка, где будут свободно перемещаться не только товары, но и капитал, и рабочие силы".

Одной из приоритетных сфер международного сотрудничества в рамках ТС является техническое регулирование .
как один из видов воздействия на социально-экономическое развитие страны направлено на защиту участников правоотношений, возникающих в процессе производства и обращения продукции, а также третьих лиц от ущерба и причинения вреда. Именно посредством технического регулирования, дополняемого, где это необходимо, экономическим регулированием и мерами антимонопольной политики, может быть восполнено несовершенство рыночного механизма, обусловленное тем, что хозяйствующие субъекты в процессе своей деятельности недостаточно учитывают "побочные эффекты" от ее осуществления.

Многие сферы жизни человека связаны с техническими и технологическими нормами, правилами эксплуатации машин и механизмов, обеспечения безопасности на различных участках деятельности, охраны здоровья и жизни населения. Эти правила особенно значимы в настоящее время: пренебрежение техническими нормами может привести к катастрофическим последствиям, к нанесению ущерба здоровью людей, имуществу и окружающей природной среде.

Л.К. Терещенко справедливо отмечает, что формирование единого Таможенного союза должно осуществляться исходя из правовой базы, обеспечивающей свободное перемещение безопасных товаров на рынках трех стран. Применительно к сфере технического регулирования формирование единого экономического пространства предполагает установление единых и обязательных требований к продукции, запрет на установление требований к продукции в одностороннем порядке. Но этого недостаточно. Должны быть сформированы единые подходы к оценке соответствия продукции, к аккредитации, проведению контроля. Без решения этих вопросов единство экономического пространства не может быть полноценным. Законодательство государств - участников ТС в сфере технического регулирования имеет серьезные отличия, в частности, касающиеся объектов технического регулирования, принципов установления требований, системы оценки соответствия, терминологии. В связи с этим остается актуальным вопрос о дальнейшем совершенствовании российского законодательства в области технического регулирования. Как справедливо отмечает В. Саламатов, эффективность технического регулирования как системы определяется совокупностью и отлаженностью механизмов работы его инструментов. Неэффективность применения хотя бы одного инструмента резко снижает результативность системы в целом.

В процессе проведения реформ законодательства в сфере технического регулирования в странах постсоветского пространства были выявлены проблемы во всем комплексе экономико-правовых отношений. Так, важными факторами сдерживания развития интеграционных отношений в региональных экономических объединениях, созданных на постсоветском пространстве, являются отсутствие координации в разработке базовых соглашений по гармонизации технических регламентов государств - участников объединений и различная степень применения международных и европейских подходов в системах технического регулирования.

В рамках Таможенного союза действует ряд международных договоров, регламентирующих сферу технического регулирования. Технические регламенты межгосударственных интеграционных объединений являются особого рода международно-правовыми актами, имеющими специфические и характерные черты. В Соглашении о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. говорится о том, что технический регламент Таможенного союза - документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения на таможенной территории ТС требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, утвержденный Комиссией ТС (ст. 1).
К таким договорам следует отнести: Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза (от 11 декабря 2009 г.); Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия (от 11 декабря 2009 г.); Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (от 18 ноября 2010 г.). Кроме того, ряд действующих международных договоров, заключенных под эгидой ЕврАзЭС, имеют важное юридическое значение для технического регулирования в Таможенном союзе. В частности, к ним можно отнести: Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств - членов Евразийского экономического сообщества (от 24 марта 2005 г.); Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер (от 25 января 2008 г.).

Технические регламенты ТС разрабатываются и принимаются в целях обеспечения на таможенной территории ТС защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. Принятие технических регламентов ТС в иных целях не допускается (п. 2 ст. 4 названного Соглашения).
Таким образом, имеется некоторое несоответствие между целями принятия технических регламентов ТС и технических регламентов ЕврАзЭС. Так, Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 г. не предусматривает в качестве целей принятия технических регламентов ЕврАзЭС обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения. Отсюда следует, что, после того как вступит в силу технический регламент ЕврАзЭС, а соответствующий технический регламент ТС прекратит свое действие, возникнут определенные юридические нестыковки, что может затруднить применение технических регламентов.
Технические регламенты ТС обладают особой международно-правовой природой. Данные документы не являются международными договорами, но в их основе также лежит согласование интересов государств, достигнутое путем компромиссов и уступок друг другу. При разработке технических регламентов ТС, равно как и технических регламентов ЕврАзЭС, за основу берутся национальные нормативные правовые акты, в первую очередь технические регламенты, и с учетом мнения всех государств - членов ТС вырабатываются согласованные позиции. После вступления в силу технических регламентов ТС они становятся действующими международно-правовыми актами и должны исполняться органами государственной власти стран - участниц ТС, юридическими и физическими лицами.
Технические регламенты ТС утверждаются Комиссией ТС, тогда как технические регламенты ЕврАзЭС выступают в качестве приложений к международным договорам (ст. 1 названного Соглашения).
Представляется, что такой порядок в рамках Таможенного союза предусмотрен в целях оперативного введения в действие технических регламентов ТС, так как принятие технических регламентов в качестве приложений к международным договорам ЕврАзЭС - процесс довольно длительный. Это обусловлено продолжительными сроками осуществления процедуры ратификации государствами - членами ЕврАзЭС и несинхронностью ее выполнения различными государствами. После вступления такого международного договора в силу (с приложением технического регламента ЕврАзЭС) он становится частью правовой системы Российской Федерации и обладает приоритетом применения по отношению к российскому законодательству. Вместе с тем утверждение технических регламентов Таможенного союза Комиссией ТС имеет свои особенности. Так, решения Комиссии ТС не являются международными договорами и, соответственно, не обладают приоритетом применения по отношению к российскому законодательству. Однако Договор о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 г. предусматривает, что она в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для сторон (ст. 7).
Следовательно, выполнение технических регламентов ТС обусловлено, в частности, такими международными правовыми актами, как Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации и Договор о Комиссии Таможенного союза.
В связи с этим необходимо отметить, что в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" говорится о технических регламентах как о документах, принятых международным договором Российской Федерации и ратифицированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Это означает, что положения, относящиеся к сфере технического регулирования, формулируются в приложении (или приложениях) к международному договору, а в самом тексте содержится статья, устанавливающая, что приложение к договору является его составной частью и обладает такой же юридической силой, как и сам договор.

Вместе с тем на внутригосударственном уровне в правотворческой и правоприменительной практике необходимо учитывать, что в рамках Таможенного союза технические регламенты утверждаются решениями Комиссии ТС, которые не являются международными договорами, а представляют собой особого рода международно-правовые акты.
Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации предусматривает, что технические регламенты ТС имеют прямое действие на таможенной территории ТС (п. 2 ст. 2).
В соответствии с Таможенным кодексом ТС единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов ТС искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены ТС обладают исключительной юрисдикцией (п. 1 ст. 2).
Благодаря норме о прямом действии технических регламентов ТС они применяются непосредственно, что способствует их эффективности, так как нивелируются временные потери на разработку и принятие мер организационно-правового характера. Кроме того, технические регламенты ТС становятся независимыми от национального законодательства, поскольку непринятие или несвоевременное принятие имплементационного законодательства негативно сказывается на выполнении международно-правовых актов.
Необходимо также учитывать особенности взаимодействия технических регламентов ЕврАзЭС и Таможенного союза. Так, Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации содержит норму, в соответствии с которой технические регламенты ТС разрабатываются только в отношении продукции, включенной в единый перечень, если в отношении такой продукции не приняты технические регламенты ЕврАзЭС. В случае принятия технического регламента ЕврАзЭС в отношении продукции, на которую принят технический регламент ТС, действие последнего или соответствующей его части прекращается с даты вступления в силу технического регламента ЕврАзЭС (п. 1 ст. 4).
Характерной чертой технического регулирования в рамках Таможенного союза является наделение Комиссии ТС рядом полномочий и функций в этой сфере. В соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации Комиссия ТС утверждает:
единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (п. 3 ст. 3);
перечень международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов сторон, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента ТС (п. 2 ст. 6);
перечень международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов сторон, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований принятого технического регламента ТС и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (п. 3 ст. 6);
планы (программы) разработки технических регламентов ТС (ст. 13);
порядок разработки, принятия, внесения изменений и отмены технических регламентов ТС;
порядок разработки и перечни международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, предусмотренных в п. 2 и 3 ст. 6 названного Соглашения;
типовые схемы оценки (подтверждения) соответствия;
единые формы документов об оценке (подтверждении) соответствия (декларации о соответствии техническим регламентам ТС, сертификата соответствия техническим регламентам ТС);
изображение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов ТС;
положение о едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов ТС и порядке его применения (ст. 13);
положение о порядке ввоза на таможенную территорию ТС продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (ст. 13).
Представляется, что наделение Комиссии ТС столь широкими полномочиями обусловлено спецификой самого Таможенного союза как межгосударственного объединения, заметно продвинувшегося по пути международной интеграции и аккумулировавшего значительный объем наднациональных полномочий, переданных государствами с национального уровня.
Решением Комиссии ТС от 8 декабря 2010 г. N 492 утвержден График разработки 47 первоочередных технических регламентов ТС. В частности, "О безопасности низковольтного оборудования"; "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков"; "О безопасности упаковки"; "О безопасности железнодорожного подвижного состава"; "О безопасности мяса и мясопродуктов"; "О безопасности рыбы и рыбной продукции"; "О требованиях к выбросам автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ"; "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и мазутам"; "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением"; "О безопасности продукции легкой промышленности"; "О безопасности маломерных судов"; "О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе"; "О требованиях энергетической эффективности бытовых, иных энергопотребляющих устройств и их маркировке".

Как уже отмечалось, технические регламенты ТС разрабатываются в отношении продукции, включенной в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза. Данный Перечень утвержден решением Комиссии ТС от 28 января 2011 г. N 526 и включает 61 наименование.
В настоящее время Комиссией ТС утвержден ряд технических регламентов Таможенного союза. Порядок вступления их в силу определяется в решениях Комиссии ТС, которыми они утверждаются. В частности, Технические регламенты ТС "О безопасности игрушек", "О безопасности пиротехнических изделий", "О безопасности упаковки", "О безопасности низковольтного оборудования", "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта", "О безопасности железнодорожного подвижного состава".

Следует отметить, что Таможенный союз продвинулся по пути принятия технических регламентов значительно дальше ЕврАзЭС, что, на наш взгляд, обусловлено экономическими факторами и заинтересованностью государств - членов ТС в продвижении интеграционных процессов на новый уровень.
Технические регламенты ТС разрабатываются в соответствии с Рекомендациями по типовой структуре технического регламента Евразийского экономического сообщества, утвержденными решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 октября 2006 г. N 321. Такой подход с международно-правовой точки зрения представляется вполне оправданным, так как Межгосударственный совет ЕврАзЭС является высшим органом Таможенного союза (ст. 5 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г.).
Согласно указанным Рекомендациям технические регламенты ЕврАзЭС должны иметь следующую структуру: предисловие; область применения; определения; правила обращения на рынке или ввода в эксплуатацию; требования безопасности; подтверждение соответствия; маркировка единым знаком обращения продукции на рынке; защитительная оговорка; заключительные положения; приложения.
Несмотря на то что Рекомендации Межгосударственного совета ЕврАзЭС не обладают юридической силой, в отношении структуры технического регламента ЕврАзЭС они охватывают основные содержательные характеристики данного документа и могут быть использованы для разработки проектов технических регламентов ТС, в том числе на базе национальных технических регламентов государств-участников. Отметим, что принятые технические регламенты ТС разработаны согласно указанным Рекомендациям и соответствуют правилам юридической техники.
Важной международно-правовой составляющей технического регулирования в рамках Таможенного союза является взаимодействие с ЕврАзЭС и СНГ. Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации регламентирует вопросы, связанные с применением технических регламентов ТС и ЕврАзЭС, и содержит нормы, не допускающие возникновения коллизий между техническими регламентами данных интеграционных объединений.
Таким образом, в рамках Таможенного союза и ЕврАзЭС создана гармонизированная система технического регулирования, основанная на международно-правовых актах, таких как международные договоры и решения органов интеграционных объединений, в частности Межгосударственного совета ЕврАзЭС и Комиссии ТС.
Что касается государств - участников СНГ, не являющихся членами Таможенного союза, то здесь ситуация в сфере технического регулирования довольно сложная. Так, в настоящее время в рамках СНГ разрабатывается проект Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств - участников СНГ. Данный проект вводит понятие "межгосударственная модель технического регламента" - документ, утвержденный Экономическим советом СНГ и содержащий нормы и требования относительно объектов технического регулирования для защиты жизни и здоровья человека, животных и растений, имущества, охраны окружающей среды, энергетической эффективности и ресурсосбережения, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Таким образом, указанный проект основан на концептуально иной идее технического регламента по сравнению с той, которая предусмотрена в документах ЕврАзЭС и Таможенного союза. В рамках СНГ согласно указанному проекту предполагается разрабатывать межгосударственные модели технических регламентов, т.е. не юридически обязательные международно-правовые акты, как это предусмотрено в Таможенном союзе и ЕврАзЭС, а документы более мягкого характера. В связи с этим, на наш взгляд, система технического регулирования ЕврАзЭС и Таможенного союза является более эффективной и жизнеспособной, так как сфера технического регулирования вряд ли может основываться на документах, которые не обладают качествами международно-правовой обязательности, с не определенной четко природой. Наиболее продуктивно использовать весь спектр международно-правовых инструментов (международные договоры, решения органов межгосударственных интеграционных объединений).
Кроме того, необходимо упомянуть и проект Соглашения об устранении технических барьеров во взаимной торговле между государствами - членами ТС и государствами - участниками СНГ, не являющимися государствами - членами ТС. Проект Соглашения разработан в рамках Таможенного союза и направлен на устранение технических барьеров во взаимной торговле между государствами - членами ТС и государствами - участниками СНГ, которые не входят в Таможенный союз.
Основополагающей идеей проекта является урегулирование вопросов, связанных с применением технических регламентов ТС государствами - участниками СНГ. Однако вряд ли возможно одним таким проектом разрешить все возникающие в этой сфере вопросы. Необходимо разработать комплекс международных регулятивных мер, а именно участие государств СНГ, не являющихся членами ТС, в международных договорах, регламентирующих сферу технического регулирования. Причем речь идет не только о Соглашении о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, но и о ряде других международных договоров, в частности о Соглашении об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза от 11 декабря 2009 г., Соглашении о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза от 21 сентября 2010 г. и др.
С учетом изложенного резюмируем, что в рамках Таможенного союза сформирована обширная международно-правовая база в сфере технического регулирования, включающая различного рода международно-правовые акты - международные договоры и решения органов Таможенного союза, предусмотрены механизмы взаимодействия технических регламентов ТС и ЕврАзЭС, разрабатываются подходы к устранению технических ограничений во взаимной торговле со странами СНГ, не входящими в состав Таможенного союза.

Техническое регулирование как инструмент формирования единого экономического пространства. Главное направление развития работ по техническому регулированию в России состоит в интеграции страны в международную деятельность по формированию единой системы технического регулирования на территории Таможенного союза (далее - ТС)" и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

Формированию единой системы технического регулирования будет способствовать создание единого экономического пространства стран СНГ и реализация Дорожной карты" по общему экономическому пространству с Европейским союзом.

Странами - участниками ЕврАзЭС являются Беларусь, Кыргызстан, Казахстан, Россия, Таджикистан. Странами-наблюдателями являются Армения, Молдова, Узбекистан, Украина.

Техническое регулирование в рамках Таможенного союза осуществляется в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Таможенном союзе (приложение 1).

Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Таможенном союзе (Соглашение). Оно выполняет роль наднационального закона в сфере технического регулирования .

В ст. 1 Соглашения (см. приложение 1) дано определение понятия "технический регламент Таможенного союза" (далее - ТР ТС) как межгосударственного документа, устанавливающего обязательные требования к объектам регламента и утверждаемого специальным наднациональным органом - Комиссией Таможенного союза (аналог Комиссии ЕС - высшего органа исполнительной власти Евросоюза).

В соответствии с п. 4 ст. 3 и п. 3 ст. 5 ТР ТС призваны в обязательной сфере заменить национальные ТР. В соответствии со ст. 2 ТР ТС имеют прямое действие на всей территории ТС. В этом заключается одно из принципиальных отличий ТР ТС от технических регламентов Евразийского экономического сообщества (далее - ТР ЕврАзЭС), присоединение к которым осуществляется путем ратификации международных договоров в рамках ЕврАзЭС каждой из сторон.

Субъектами технического регулирования в Таможенном союзе являются:

  • Комиссия Таможенного союза (с 1 января 2012 г. - Евразийская экономическая комиссия);
  • наделенные полномочиями национальные органы по техническому регулированию государств Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан (далее - Органы сторон);
  • Координационный комитет по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер (далее - Комитет).

Комиссия ТС осуществляет руководство работами по техническому регулированию. Важной функцией Комиссии является рассмотрение проекта ТР ТС и его принятие. Комиссия принимает документы в области технического регулирования - единые перечни продукции (фрагмент Единого перечня показан в приложении 9), перечни органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), унифицированные документы, Положение о порядке ввоза продукции и пр.

Рабочим органом Комиссии является Секретариат Комиссии.

Органы сторон формируют и ведут национальные части Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий, Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии. Национальные органы Стороны, ответственной за разработку ТР ТС, осуществляют разработку проекта ТР ТС с учетом предложений органов Сторон и действующих национальных ТР. Органы Сторон опубликовывают текст принятого ТР ТС на официальных сайтах и в официальном печатном издании органов по техническому регулированию Сторон.

Координационный комитет решает такие задачи, как согласование решений уполномоченных органов сторон; рассмотрение вопросов нарушения обязательных требований, установленных в нормативных актах ТС; подготовка рекомендаций по совершенствованию деятельности в области технического регулирования; анализ практики применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в рамках ТС

Правительства стран ТС приняли концептуальные решения о переходе в области технического регулирования на единые обязательные требования к продукции и правила ее допуска на общий рынок путем принятия технических регламентов. В рамках ТС запланированы разработка и принятие 57 ТР.

Объектом технического регулирования в соответствии со ст. 3 Соглашения является единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (далее - Единый перечень).

В указанный перечень включен 61 объект - группы однородной продукции, в том числе такие потребительские товары, как пищевые продукты, игрушки, парфюмерно-косметическая продукция, мебельная продукция, синтетические моющие средства, низковольтное оборудование и пр. (см. фрагмент Единого перечня в Приложении 9).

Для продукции, включенной в единый перечень, в отношении которой не вступили в силу ТР ТС или ТР ЕврАзЭС, действуют нормы законодательства ТС или законодательства Сторон в сфере технического регулирования.

Единый перечень и порядок сто введения утверждаются Комиссией ТС. Стороны не допускают установления в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в единый перечень.

ТР ТС разрабатываются только в отношении продукции, включенной в единый перечень, если в отношении такой продукции не приняты ТР ЕврАзЭС.

Цели и структура разрабатываемых технических регламентов принципиально не отличаются от описанных технических регламентов Российской Федерации.

В структурном элементе "Защитительная оговорка" приводят положения, согласно которым государства-члены, руководствуясь защитой своих законных интересов, могут предпринимать меры по предотвращению доступа на рынок продукции, не соответствующей ТР. Кроме того, приводят положения о том, что государства, применившие защитительную оговорку, уведомляют другие государства-члены об изъятии с рынка такой продукции.

В соответствии с решением Комиссии ТС продукция маркируется Единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза (рис. 8, б).

Со дня вступления в силу ТР ТС на территориях Сторон соответствующие обязательные требования, установленные законодательством Сторон, не применяются.

Нормативная правовая база ТС и порядок подтверждения требованиям ТР ТС рассматриваются в разд. 7 гл. 4.

Государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов проводится в порядке, установленном законодательством каждой Стороны.

Уполномоченные органы Сторон при установлении несоответствия требованиям ТР ТС либо при выявлении опасной продукции в возможно короткий срок направляют соответствующие сведения в Интегрированную информационную систему внешней и взаимной торговли ТС, уведомляют об этом уполномоченные органы других Сторон и принимают меры по недопущению такой продукции на территорию Сторон.

Ответственность за несоблюдение требований ТР ТС устанавливается законодательством каждой Стороны.

Программа разработки технических регламентов определяется в результате согласованного решения правительств стран ТС. Принято концептуальное решение о переходе в области технического регулирования на единые обязательные требования к продукции и правила ее допуска на общий рынок путем принятия единых наднациональных технических регламентов.

Стало уже традицией проводить научно-практические конференции по вопросам технического регулирования в Таможенном союзе (ТС). Одна из таких конференций прошла в Минске в конце июня.

Одна из таких конференций прошла в Минске в конце июня. В ней принимали участие представители Украины, Казахстана, ряда стран Восточной Европы. Организатором конференции был Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС), директором которого перед самой конференцией назначена И.И. Осмола.

Почетными гостями были члены Коллегии (министры) Евразийской экономической комиссии В.Н. Корешков и
С.С. Сидорский

Деловой тон конференции задал доклад председателя Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь В.В. Назаренко С целью приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие нормативно-правовой базе ТС проводятся работы по пересмотру законов «О техническом нормировании и стандартизации» и «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».

В настоящее время уже принят 31 ТР ТС, осуществляется разработка еще 21 ТРТС.

Решением Правительства Республики Беларусь определены органы государственного управления, ответственные за разработку ТР ТС, закрепленных за Белоруссией, и участие в международных переговорах по проектам ТР ТС, разрабатываемым Российской Федерацией и Республикой Казахстан.

С целью предупреждения создания технических барьеров во взаимной торговле отменены национальные ТР на продукцию, в отношении которой приняты ТР ТС. Пока еще действуют 6 ТР Республики Беларусь.

В настоящее время основные усилия сконцентрированы на выполнении мероприятий, необходимых для реализации ТР ТС. Особое место занимают работы по созданию необходимой инфраструктуры, в частности по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий. Очень важным является вовлечение в проведение данных работ всех заинтересованных организаций. в том числе органов государственного управления.

Созданный в республике в 2010 г Белорусский государственный центр аккредитации осуществляет целенаправленную работу по сотрудничеству с международными и региональными организациями по аккредитации, а также с органами по аккредитации других стран (в том числе ТС).

В целях защиты потребителя от опасной и контрафактной продукции, налаживания добросовестной конкуренции, повышения конкурентоспособности продукции необходимо создать эффективную систему надзора за рынком на национальном уровне и в ЕЭП.

Практика применения промышленностью первых единых ТР ТС выявила проблемы, требующие оперативного совместного решения государственных органов, промышленности и ЕЭК.

Необходимо реформирование межгосударственной системы стандартизации на уровне СНГ, в том числе совершенствование процессов планирования, финансирования, информационного обеспечения разработки межгосударственных стандартов. Требуется активизация работы межгосударственных технических комитетов по стандартизации.

Промышленному комплексу Белоруссии предстоит ориентироваться на переход к прогрессивным международным стандартам, активно участвовать в работе международных и европейских технических комитетов по стандартизации.

В связи с тем, что практически невозможно и нецелесообразно принять законодательство для каждого вида продукции, которая выпускается или может быть разработана, белорусская сторона выступила с предложением разработки законодательства по общей безопасности продукции, главной целью которого является обеспечение гарантии того, что вся продукция, размещенная на рынке, безопасна, независимо от того, установлены к ней обязательные требования или нет.

В условиях создания ЕЭП требуется повышение конкурентоспособности отечественных предприятий. Решение этой задачи в значительной степени зависит от повышения эффективности управления организаций.

Реализация требований ТР ТС в условиях ЕЭП предусматривает наличие у изготовителей условий, обеспечивающих стабильный выпуск продукции, соответствующей установленным требованиям. Указанное достигается путем внедрения эффективных систем менеджмента, применения международных стандартов на основе методик эффективного управления и лучших практик.

Темы, затронутые председателем Белстандарта, развили в своих докладах и выступлениях его заместители В.П. Гуревич и С.А. Ивлев . Первый из них осветил проблемы внедрения принятых ТР ТС по машиностроительной и электротехнической продукции, второй остановился на вопросах развития национальной эталонной базы, наращивания технического и кадрового потенциала, повышения уровня метрологических служб на предприятиях, в первую очередь имеющих большой парк испытательно-измерительного оборудования.

Как всегда содержательно выступил В.Н. Корешков . Он подчеркнул, что практика внедрения ТР ТС показала необходимость модернизации производства и испытательной базы, совершенствования управленческой и маркетинговой политики бизнеса. Многие могут сказать, что это требует значительных затрат. На самом деле - это инвестиции в повышение конкурентоспособности продукции.

Для обеспечения плавного перехода на единые требования решениями о введении их в действие установлены переходные периоды, в течение которых продолжают действовать ранее утвержденные документы об оценке соответствия, товары поставляются с ранее нанесенной маркировкой. Суммарный срок переходных периодов варьируется от полутора лет и более.

Для реализации требований ТР ТС необходимо обновление существующей базы стандартов. В ТС используются межгосударственные стандарты (ГОСТ). Программы по разработке этих стандартов для 16 ТР ТС содержат 1186 ГОСТ по машиностроению, упаковке, игрушкам, продукции легкой промышленности, бензинам, автомобильным дорогам и другой продукции. Именно разработка единых ГОСТ на основе наилучших международных и европейских требований, с опережающими показателями, является целевым направлением для межгосударственной стандартизации.

Преимущественный переход к декларированию соответствия продукции единым требованиям непосредственно участникам рынка вместо проведения сертификации третьей стороной способствует смещению акцентов ответственности за безопасность и качество продукции в сторону изготовителей и импортеров.

Все актуальнее становится вопрос гармонизации национальных законодательств в части установления единых принципов надзора за выполнением единых требований, эквивалентных мер ответственности за нарушения в сфере технического регулирования. Необходима разработка проекта международного соглашения об общей безопасности продукции.

Установление единых обязательных требований и совершенствование связанных с их применением инструментов стандартизации, аккредитации, обеспечения единства измерений и процедур контроля позволят сформировать общее правовое поле в сфере обеспечения безопасности продукции, устранить технические барьеры в торговле, упростить работу промышленности и бизнеса, расширить международное сотрудничество государств-участников ТС.

Первый заместитель председателя Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия А.Н. Лоцманов рассказал участникам конференции о тесном сотрудничестве Комитета РСПП с целым рядом министерств и ведомств России.

Особое место занимает взаимодействие с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Над созданием ТР ТС (а ранее - ТР России) в различных рабочих группах при Минпромторге, а также Росстандарте работало более 60 экспертов РСПП.

Сегодня на повестке дня - активное и, главное, результативное участие в законотворческой деятельности - согласовании закона «О стандартизации», ТР ТС, доработка и принятие закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Очень важная задача - мониторинг применения уже утвержденных ТР ТС, консультирование предприятий по их практическому использованию. Будет продолжена работа в сфере международной стандартизации.

Сегодня все более очевидной становится необходимость увеличения доли продукции, требующей обязательного подтверждения соответствия, на основе подходов, принятых в странах ЕС, а также усиления борьбы с производителями и поставщиками контрафактной и фальсифицированной продукции, повышения ответственности за выдачу поддельных сертификатов. Представителям промышленности необходимо сформировать свою позицию, выработать конкретные предложения, направленные на решение этой проблемы.

Конференция проходила в преддверии вступления в силу с 1 июля 2013 г. 7 ТР ТС в сфере пищевой продукции, поэтому основные дискуссии на пленарных заседаниях и в работе тематических секций касались состояния и порядка разработки и утверждения перечней стандартов.

Заместитель директора БелГИСС А.Г. Лескова считает, что процесс формирования перечней стандартов не так прост, как может показаться на первый взгляд. На данном этапе перечни стандартов готовят на основе имеющихся ГОСТ, зачастую устаревших, и национальных стандартов - без проведения детального углубленного анализа того, как они реализуют требования ТР ТС. При формировании перечней каждая страна инициирует включение в них своих стандартов, и требование о необходимости выбора на основе согласия сторон одного из национальных стандартов, наиболее соответствующего целям ТР ТС, не выполняется. Также сложилась ситуация, когда ГОСТ, включенные в перечни, оказались не введенными в действие на территории государств-членов ТС. Значительное число ГОСТ, принятых в последние годы, оказались неизданными, что не позволило ввести их в действие на территории одной или нескольких сторон.

В сложившейся ситуации даже очередная актуализация утвержденных перечней стандартов не позволяет на данном этапе оперативно решить накопившиеся задачи.

Оперативное решение данных проблем возможно путем внесения изменений в Положение о порядке разработки и утверждения перечней стандартов.

А.Г. Лескова затронула еще один вопрос: из-за отсутствия ГОСТ на методы испытаний предусмотрена возможность до их разработки применять различные ведомственные методики государств-членов ТС, включенные в перечень стандартов на методы испытаний. Разработка стандартов на методы испытаний для подтверждения соответствия требованиям ТР ТС является сегодня приоритетной задачей. Разработка таких стандартов повлечет необходимость технического перевооружения испытательных лабораторий для перехода на международно признанные методы испытаний.

В связи с тем, что все принятые ТР ТС на пищевую продукцию и перечни стандартов к ним не проходили метрологическую экспертизу, они были включены в перечни устаревших стандартов и отраслевых методик, которые не позволяют решать поставленные в ТР ТС задачи. Из принятых ТР ТС на пищевую продукцию актуализирован лишь Перечень стандартов к ТР ТС на соковую продукцию из фруктов и овощей.

Важный вопрос о методологической основе выполнения требований ТР ТС в области безопасности пищевой продукции был освещен в выступлении И.Н. Примаковой - начальника отдела БелГИСС, которая доказала, что принципы ХАССП 1 содействуют успешному его решению.

Результативная реализация принципов ХАССП невозможна без выполнения требований надлежащих производственных и гигиенических практик, в том числе требований к сырью, производственным помещениям, оборудованию, процессам утилизации пищевой продукции, гигиене персонала и т.д.

Опыт показал, что основными проблемами, препятствующими результативному функционированию систем ХАССП, являются недостаточная заинтересованность и ответственность со стороны высшего руководства, недостаточный уровень компетентности персонала, в том числе группы ХАССП, недостаточное выделение ресурсов для поддержания производственной среды и повышения результативности и совершенствования систем ХАССП.

Острые проблемы практического внедрения ТР ТС в области машиностроения и электротехники были обсуждены на одноименной секции. Их содержание изложено в статье П.В. Филиппова. Среди других участников в работе секции отмечу выступление Л.Г. Черной из ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет» «Техническое регулирование электрооборудования, предназначенного для работы во взрывоопасных средах».

В завершение президиум конференции заверил, что все замечания и предложения будут обобщены и представлены в виде рекомендаций.
1. Hasard Analysis and Critical Control Point - анализ рисков и критические контрольные точки

Осенью 2007 года был подписан Договор о создании Таможенного союза. В эту международную организацию вошли Казахстан, Россия и Беларусь. Регулирующим органом организации является Комиссия Таможенного союза.

Основные цели создания данной организации является обеспечение благоприятных условий торговли между государствами-участниками Таможенного союза, а также быстрое развитие такого явления как экономическая интеграция стран-участниц в формате международной организации.

Документы, регламентирующие процессы технического регулирования

Техническое регулирование и метрология в рамках международной организации Таможенный союз осуществляется согласно нескольким принятым Комиссией нормативно-законодательных документов.

Основными регламентирующими документами являются:

  • Таможенный Кодекс Таможенного союза,
  • Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации,
  • Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза,
  • Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам,
  • Соглашение таможенного союза по санитарным мерам и др.

Все перечисленные выше регламентирующие документы были приняты Межгоссоветом ЕврАзЭС. Данный орган объединяет уже 5 стран.

На территории Российской Федерации как основной документ регламентирующий процедуру технического регулирования, действует Федеральный закон о техническом регулировании. В ФЗ о техническом регулировании прописаны все аспекты процедур технического регулирования в нашем государстве.

В рамках Таможенного союза проведены работы:

  • Обозначены уполномоченные органы (в России – это Министерство промышленности и торговли);
  • Создан Единый реестр испытательных лабораторий и центров сертификации в Таможенном союзе;
  • Приняты единые стандартные формы подтверждающих документов;
  • Создан перечень (единый) товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия;
  • Составлен график принятия технических регламентов на продукцию, из которых за время работы Таможенного союза, многие уже приняты.

Как осуществляется техническое регулирование в рамках таможенного союза

Для того, чтобы получить подтверждающий документ на тот или иной продукт, для дальнейшей его продажи на территории Таможенного союза, рекомендуется обратиться в орган сертификации, получивший соответствующую аккредитацию. Наша компания – это один из лучших в России центр экспертизы и сертификации .

Мы помогаем в оформлении подтверждающих документов на продукцию и услуги по единому образцу Таможенного союза в соответствии требованиям, указанными в Едином перечне продукции, подлежащей подтверждению соответствия в рамках Таможенного союза..

© 2024 minbanktelebank.ru
Бизнес. Заработок. Кредит. Криптовалюта