Общение. Компоненты общения

Понятие процесса общения включает в себя сложный коммуникативный механизм, который происходит между несколькими или группой индивидуумов, который, помимо прочего, может быть зависим от большинства различных обстоятельств.

Результативность происходящего общения может быть эффективной или же наоборот – малоэффективной, что во многом зависит от общей способности участников общения к его проведению.

Выделяют различные формы или виды общения, которые, тем не менее, достаточно тесно взаимосвязаны и практически неотделимы между собой.

Критерии

Выделяют ряд критериев, от соблюдения которых напрямую зависит эффективность проводимой коммуникации. Первый из этих «золотых» критериев предполагает активность в общении как минимум двух участников.

Иными словами, любая форма общения предусматривает как минимум два субъекта: того, кто отправляет информацию, является ее источником, и того, кто принимает исходящую информацию, то есть адресат.

Второй основополагающий критерий отмечает необходимость наличия между ведущими общение какой-либо общей, объединяющей темы. Третье условие является наиболее очевидным и заключается в наличие какой-либо общности между языковыми системами, которые используют все участники общения, что обеспечивает элементарно понимание друг друга.

Общение и его виды

С точки зрения психологии, общение и его виды –это специфическая форма деятельности людей, которая реализуется между несколькими или группой индивидуумов, являющихся равноправными партнерами по производимым коммуникативным действиям, которая в итоге приводит к определенному психологическому взаимодействию между ними.

Процесс общения подразумевает под собой обмен определенным набором сообщений, их восприятием, взаимопонимания сотоварищей по диалогу.

Субъектами коммуникации всегда являются люди. Несмотря на то что понятие общение присуще большинству живых существа, исключительно в случае человека данный процесс является осознанным.

Речь идет о том, что индивидуумы могут прибегать сознательно к различным вербальным или невербальным инструментам, приемам, которые предполагают достаточно широкий спектр взаимодействия и возможностей. Специалисты распределяют общающихся на коммуникаторов и реципиентов.

Первые из них передают информацию, а вторые – воспринимают ее, при этом в ходе диалога участники достаточно часто меняются данными ролями. В понятии процесса общения можно выделить целый ряд различных аспектов, таких как суть или смысл, основная задача и средства.

Основная суть или же смысл коммуникации всегда лежит в комплексе информации. Сведениях, которые и переносятся от одного живого существа к другому, которым они, в свою очередь, воспринимаются и анализируются.

Что касается непосредственной задачи общения, то она всегда должна быть ответом на вопрос о том, какую цель преследуют участники общения. Вступая в коммуникативный контакт с друг-дружкой.

Дело в том, что данные цели располагают достаточно широким аспектом, представляя из себя настоящий инструмент удовлетворения различных психологически и социальных потребностей: социокультурной, нравственной и эстетической, культурной, созидательной.

Среди инструментов механизм общения выделяют различного рода методы шифровки информации, ее транслирования, декодирования, которые также передаются собеседнику в ходе взаимодействия.

Под шифрованием информации подразумевают специфический метод приема передачи данных от одного существа к другому. Так информация может передаваться посредством речи, устной или письменной, с помощью органов чувств, различных системных знаков, технологии записи и сохранения различных данных.

В зависимости от различного набора свойств, условий, факторов и целей, вид общения может нести массовый, терапевтический, конфликтный, групповой или межгрупповой характер. Все зависит от специфики проведения общения и его участников.

Понимание структуры общения

Человеческое существо, будучи созданием социальным по природе своей, попросту не способно осуществлять полноценную и эффективную деятельность без установления контакта между отдельными индивидуумами, которые могут быть включены в эту конкретную деятельность.

Помимо этого, деятельность также не представляется возможной в случае отсутствия налаженного взаимопонимания между всеми ее участниками.

На сегодняшний день понимание структуры общения представляет из себя достаточно сложный механизм. Это наблюдается в связи с тем, что общение перерастает в многоуровневый и многосторонний процесс формирования контактов между различными индивидами, которое наступает как последствие вынужденной необходимости совместного труда.

При этом само общение подразумевает сугубо необходимый обмен данными, выработку какой-либо стратегии совместной и целостной деятельности, и желательный приме и анализ других, окружающих субъект личностей.

Уровни

При этом стоит отметить, что структура общения, как средства коммуникации, содержит в себе три уровня: межличностный, внутриличностный, и общественный. Разумеется, внутриличностная коммуникация подразумевает мысленный диалог индивидуума со своим внутренним «Я».

На самом деле, данный уровень общения встречается куда чаще, чем можно себе представить! Он возникает тогда, когда человек выстраивает какие-либо планы, стратегию поведения и деятельности, готовиться к дальнейшему сложному или просто важному для себя социальному взаимодействию, смене социальной роли.

Межличностные коммуникации являются более сложными для индивидуума, так как предполагают общение не с самим собой, а другим человеком. Общественный уровень коммуникации – это обмен информации субъекта с группой людей.

При этом принято выделять также три важных аспекта в любом уровне обмена информацией между субъектами. Коммуникативный аспект проявляет себя в выявлении определенной особенности, специфике конкретного процесса обмена данными между участниками общения.

Интерактивный аспект находит свое отображение в конкретных взаимодействиях партнеров по выполнению деятельности, которую они демонстрируют совместно.

Третий аспект, именуемый перципитивным, заключается в создании определенного устойчивого образа собеседника в сознании индивидуума. он базируется на сочетании реальных физических и внешних данных человека, а также его психологическом портрете, выстроенном в ходе общения.

Процесс общения между людьми мы предлагаем очень кратко рассмотреть в следующем направлении.

Известно, что младенцы, лишенные в течение длительного времени физического контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают. Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход. Эти наблюдения подтверждают мысль о существовании сенсорного голода и о необходимости в жизни ребенка стимулов, которые обеспечивают ему физический контакт. К этому выводу весьма нетрудно прийти и на основе повседневного опыта.

Подобный феномен можно наблюдать и у взрослых людей в условиях сенсорной депривации. Имеются экспериментальные данные показывающие, что сенсорная депривация может вызвать у человека временный психоз или стать причиной временных психических нарушений. Замечено, что социальная и сенсорная депривации столь же пагубно влияют на людей, приговоренных к длительному одиночному заключению, которое вызывает ужас даже у человека с пониженной чувствительностью к физическим наказаниям.

Вполне вероятно, что в биологическом плане эмоциональная и сенсорная депривации чаще всего приводят к органическим изменениям или создают условия для их возникновения. Недостаточная стимуляция активирующей ретикулярной формации мозга может привести, даже косвенно, к дегенеративным изменениям в нервных клетках. Разумеется, это явление может быть и результатом недостаточного питания. Однако недостаточное питание в свою очередь может быть вызвано апатией, например как это бывает у младенцев в результате крайнего истощения или после длительной болезни.

Можно предположить, что существует биологическая цепочка, ведущая от эмоциональной и сенсорной деприваций через апатию к дегенеративным изменениям и смерти. В этом смысле ощущение сенсорного голода следует считать важнейшим состоянием для жизни человеческого организма, по сути так же, как и ощущение пищевого голода. У сенсорного голода очень много общего с пищевым голодом, причем не только в биологическом, а и в психологическом и социальном плане. Такие термины, как «недоедание», «насыщение», «гурман», «человек с причудами в еде», «аскет», можно легко перенести из области питания в область ощущений. Переедание - это в каком-то смысле то же самое, что и чрезмерная стимуляция. В обеих областях при обычных условиях и большом разнообразии выбора предпочтение в основном зависит от индивидуальных склонностей и вкусов. Вполне возможно, что индивидуальные особенности человека предопределены конституциональными особенностями организма. Но это не имеет отношения к обсуждаемым проблемам. Вернемся к их освещению.

Для психолога и психотерапевта, изучающих проблемы сенсорного голода, представляет интерес то, что происходит, когда в процессе нормального роста ребенок постепенно отдаляется от матери. После того как период близости с матерью завершен, индивид всю остальную жизнь стоит перед выбором, который в дальнейшем будет определять его судьбу. С одной стороны, он постоянно будет сталкиваться с социальными, физиологическими и биологическими факторами, препятствующими продолжительной физической близости того типа, какую он испытывал, будучи младенцем. С другой стороны, человек постоянно стремится к такой близости. Чаще всего ему приходится идти на компромисс. Он учится довольствоваться едва уловимыми, иногда только символическими формами физической близости, поэтому даже простой намек на узнавание в какой-то мере может удовлетворить его, хотя исходное стремление к физическому контакту сохранит первоначальную остроту.

Компромисс этот можно называть по-разному, но, как бы мы его ни называли, результатом является частичное преобразование младенческого сенсорного голода в нечто, что можно назвать потребностью в признании (По-английски этот термин звучит recognition-hunger (голод по признанию) и вместе с тремя другими терминами - сенсорный голод, пищевой голод и структурный голод - образует систему параллельных терминов). По мере того как усложняется путь к достижению этого компромисса, люди все больше отличаются друг от друга в своем стремлении получить признание. Эти отличия делают столь разнообразным социальное взаимодействие и в какой-то степени определяют судьбу каждого человека. Киноактеру, например, бывают необходимы постоянные восторги и похвалы (назовем их «поглаживаниями») от даже неизвестных ему поклонников. В то же время научный работник может пребывать в прекрасном моральном и физическом состоянии, получая лишь одно «поглаживание» в год от уважаемого им коллеги.

«Поглаживание» - это лишь наиболее общий термин, который мы используем для обозначения интимного физического контакта. На практике он может принимать самые разные формы. Иногда ребенка действительно поглаживают, обнимают или похлопывают, а порой шутливо щиплют или слегка щелкают по лбу. Все эти способы общения имеют свои аналоги в разговорной речи. Поэтому по интонации и употребляемым словам можно предсказать, как человек будет общаться с ребенком. Расширив значение этого термина, мы будем называть «поглаживанием» любой акт, предполагающий признание присутствия другого человека. Таким образом, «поглаживание» будет у нас одной из основных единиц социального действия. Обмен «поглаживаниями» составляет трансакцию, которую в свою очередь мы определяем как единицу общения.

Основной принцип теории игр состоит в следующем: любое общение (по сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей. Этот факт был подтвержден экспериментами на крысах: было показано, что физический контакт благоприятно влиял не только на физическое и эмоциональное развитие, но также на биохимию мозга и даже на сопротивляемость при лейкемии. Существенным обстоятельством явилось то, что ласковое обращение и болезненный электрошок оказались одинаково эффективным средством поддержания здоровья крыс.

СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Наши исследования позволяют сделать вывод о том, что физический контакт при уходе за детьми и его символический эквивалент для взрослых людей - «признание» - имеют большое значение в жизни человека. В связи с этим мы задаем вопрос: «Как ведут себя люди после обмена приветствиями, независимо от того, было ли это молодежное „Привет!“ или многочасовой ритуал встречи, принятый на Востоке?» В результате мы пришли к выводу, что наряду с сенсорным голодом и потребностью в признании существует также и потребность в структурировании времени, которую мы назвали структурный голод.

Хорошо известна проблема, часто встречающаяся у подростков после первой встречи: «Ну и о чем мы потом с ней (с ним) будем говорить?» Этот вопрос возникает нередко и у взрослых людей. Для этого достаточно вспомнить трудно переносимую ситуацию, когда вдруг возникает пауза в общении и появляется период времени, не заполненный разговором, причем никто из присутствующих не в состоянии придумать ни одного уместного замечания, чтобы не дать разговору замереть.

Люди постоянно озабочены тем, как структурировать свое время. Мы считаем, что одна из функций жизни в обществе состоит в том, чтобы оказывать друг другу взаимопомощь и в этом вопросе. Операциональный аспект процесса структурирования времени можно назвать планированием. Оно имеет три стороны: материальную, социальную и индивидуальную.

Наиболее обычным практическим методом структурирования времени является взаимодействие в первую очередь с материальной стороной внешней реальности: то, что обычно называют работой. Такой процесс взаимодействия мы назовем деятельностью.

Материальное планирование возникает как реакция на различного рода неожиданности, с которыми мы сталкиваемся при взаимодействии с внешней реальностью. В нашем исследовании оно интересно лишь в той мере, в которой подобная деятельность порождает основу «поглаживаний», признания и других, более сложных форм общения. Материальное планирование не является социальной проблемой, оно базируется только на обработке данных. Результатом социального планирования являются ритуальные или полуритуальные способы общения. Его основной критерий - социальная приемлемость, то есть то, что принято называть хорошими манерами. Во всем мире родители учат детей хорошим манерам, учат их произносить при встрече приветствия, обучают ритуалам еды, ухаживания, траура, а также умению вести разговоры на определенные темы, поддерживая необходимый уровень критичности и доброжелательности. Последнее умение как раз и называют тактом или искусством дипломатии, причем некоторые приемы имеют чисто местное значение, а другие универсальны. Например, стиль поведения за столом во время еды или обычай осведомляться о здоровье жены может поощряться или запрещаться местными традициями. Причем приемлемость этих конкретных трансакций находится чаще всего в обратной взаимосвязи: обычно там, где не следят за манерами во время еды, там и не справляются о здоровье женщин. И наоборот, в местностях, где принято интересоваться здоровьем женщин, рекомендуется выдержанный стиль поведения за столом. Как правило, формальные ритуалы во время встреч предшествуют полуритуальным беседам на определенные темы; по отношению к последним мы будем применять термин «времяпрепровождение».

Чем больше люди узнают друг друга, тем больше места в их взаимоотношениях начинает занимать индивидуальное планирование, которое может привести к инцидентам. И хотя эти инциденты на первый взгляд кажутся случайными (именно такими чаще всего они представляются участникам), все же внимательный взгляд может обнаружить, что они следуют определенным схемам, поддающимся классификации. Мы считаем, что вся последовательность трансакции происходит по несформулированным правилам и обладает рядом закономерностей. Пока дружеские или враждебные отношения развиваются, эти закономерности чаще всего остаются скрытыми. Однако они дают себя знать, как только один из участников сделает ход не по правилам, вызвав тем самым символический или настоящий выкрик: «Нечестно!» Такие последовательности трансакций, основанные, в отличие от времяпрепровождения, не на социальном, а на индивидуальном планировании, мы называем играми. Различные варианты одной и той же игры могут на протяжении нескольких лет лежать в основе семейной и супружеской жизни или отношений внутри различных групп.

Утверждая, что общественная жизнь по большей части состоит из игр, мы совсем не хотим этим сказать, будто они очень забавны и их участники не относятся к ним серьезно. С одной стороны, например, футбол или другие спортивные игры могут быть совсем незабавными, а их участники - весьма серьезными людьми. Кроме того, такие игры бывают порой очень опасными, а иногда даже чреваты фатальным исходом. С другой стороны, некоторые исследователи включали в число игр вполне серьезные ситуации, например каннибальские пиршества. Поэтому употребление термина «игра» по отношению даже к таким трагическим формам поведения, как самоубийства, алкоголизм, наркомания, преступность, шизофрения, не является безответственностью и легкомыслием.

Существенной чертой игр людей мы считаем не проявление неискреннего характера эмоций, а их управляемость Это становится очевидным особенно в тех случаях, когда необузданное проявление эмоций влечет за собой наказание. Игра может быть опасной для ее участников. Однако только нарушение ее правил чревато социальным осуждением. Времяпрепровождения и игры - это, на наш взгляд, только суррогат истинной близости. В этой связи их можно рассматривать скорее как предварительные соглашения, чем как союзы. Именно поэтому их можно характеризовать как острые формы взаимоотношений. Настоящая близость начинается тогда, когда индивидуальное (обычно инстинктивное) планирование становится интенсивнее, а социальные схемы, скрытые мотивы и ограничения отходят на задний план. Только человеческая близость может полностью удовлетворить сенсорный и структурный голод и потребность в признании. Прототипом такой близости является акт любовных, интимных отношений.

Структурный голод столь же важен для жизни, как и сенсорный голод. Ощущение сенсорного голода и потребность в признании связаны с необходимостью избегать острого дефицита сенсорных и эмоциональных стимулов, так как такой дефицит ведет к биологическому вырождению. Структурный голод связан с необходимостью избегать скуки. С. Кьеркегор описал различные бедствия, проистекающие от неумения или нежелания структурировать время. Если скука, тоска длятся достаточно долгое время, то они становятся синонимом эмоционального голода и могут иметь те же последствия.

Обособленный от общества человек может структурировать время двумя способами: с помощью деятельности или фантазии.

Известно, что человек может быть «обособлен» от других даже в присутствии большого числа людей. Для участника социальной группы из двух или более членов имеется несколько способов структурирования времени. Мы определяем их последовательно, от более простых к более сложным: 1) ритуалы; 2) времяпрепровождение; 3) игры; 4) близость; 5) деятельность. Причем последний способ может быть основой для всех остальных. Каждый из членов группы стремится получить наибольшее удовлетворение от трансакций с другими членами группы.

Человек получает тем большее удовлетворение, чем более доступен он для контактов. При этом планирование его социальных контактов происходит почти автоматически. Однако некоторые из этих «удовольствий» вряд ли могут быть так названы (например, акт саморазрушения). Поэтому мы заменяем терминологию и используем нейтральные слова: «выигрыш» или «вознаграждение».

В основе «вознаграждений», полученных в результате социального контакта, лежит поддержание соматического и психического равновесия. Оно связано со следующими факторами: 1) снятие напряжения; 2) избегание психологически опасных ситуаций; 3) получение «поглаживаний»; 4) сохранение достигнутого равновесия. Все эти факторы неоднократно изучались и подробно обсуждались физиологами, психологами и психоаналитиками. В переводе на язык социальной психиатрии их можно назвать так: 1) первичные внутренние «вознаграждения»; 2) первичные внешние «вознаграждения»; 3) вторичные «вознаграждения»; 4) экзистенциальные (т.е. относящиеся к жизненной позиции) «вознаграждения». Первые три аналогичны преимуществам, полученным в результате психического заболевания, которые подробно описаны у Фрейда. Мы убедились на опыте, что гораздо полезнее и поучительнее анализировать социальные трансакции с точки зрения получаемого «вознаграждения», чем рассматривать их как защитные механизмы. Во-первых, наилучший способ защиты - вообще не участвовать в трансакциях. Во-вторых, понятие «защита» только частично покрывает первые два типа «вознаграждений», а все остальное, включая сюда третий и четвертый типы, при таком подходе теряется.

Независимо от того, входят ли игры и близость в матрицу деятельности, они являются наиболее благодарной формой социального контакта. Длительная близость, встречаясь не так уж часто, представляет собой в основном сугубо частное дело. А вот важные социальные контакты чаще всего протекают как игры. Именно они и являются предметом нашего исследования.

В течение нашей жизни мы постоянно взаимодействуем друг с другом. Взаимодействуем не только с помощью речи, но и с помощью прикосновений, мимики, жестов и т.п. Такое взаимодействие мы называем общением. Так что же включает в себя процесс общения?

Общение – это процесс установления контакта между людьми, в ходе которого происходит обмен информацией, необходимой для совместной деятельности и сотрудничества.

  1. Знакомство (при первой встрече) и установление контакта.
  2. Ориентировку в ситуации общения, осмысление происходящего.
  3. Обсуждение интересующей проблемы.
  4. Решение проблемы.
  5. Завершение контакта (выход из него).

Виды общения

Существует два вида общения: личное и деловое.

  • žПри личном общении происходит неофициальный обмен информацией. К примеру, это может происходить при встрече друзей и т.п.
  • žДеловое общение происходит тогда, когда люди включены в одну и ту же деятельность и их связывают совместные обязанности.

Компоненты общения

žВербальным общением называют передачу информации с помощью произносимых нами слов. Другими словами – это словесное общение.

žНевербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, контакт глазами, прикосновения.

žПаравербальное общение заключается в передаче информации через тон голоса, тембр, высоту, скорость, интонацию произносимых слов.

Вспомните фразу: «Я рад тебя видеть». Произнесённая с определённой интонацией и мимикой, в одном случае, она будет говорить нам, что человек действительно рад встречи. Но та же фраза, произнесённая по-другому (с другой интонацией, мимикой, тембром голоса, сопровождаемая другими жестами) для нас выразит совсем иной смысл сказанного.

Вербальное общение необходимо для передачи содержания информации. Невербальное общение помогает нам передать образное и эмоциональное содержание информации.

Чаще всего в повседневной жизни мы встречаемся со всеми компонентами общения, что позволяет нам наиболее ярко и красочно передавать ту или иную информацию. Отмечено, что наибольшую часть информации человек воспринимает благодаря невербальному общению, а наименьшую – с помощью произносимой речи.

Схема восприятия информации

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что различные характеристики невербального и паравербального общения: тон голоса, его тембр, высота и интонация, глубина и скорость дыхания, а так же выражение лица, взгляд, поза, жесты во время беседы, положение рук и ног – несут в себе огромный объем информации, вне зависимости от произносимых слов. Поэтому важно во время беседы (особенно при ведении переговоров), с одной стороны, уметь считывать информацию невербальных средств общения вашего собеседника, а с другой – уметь контролировать собственные движения, поведение и мимику.

Эти навыки будут полезны и в самые первые секунды знакомства, когда еще не было произнесено ни единого слова, а первое впечатление о собеседнике уже складывается – при помощи «считывания» информации по его невербальным

проявлениям. В последствии, эту оценку общения изменить будет весьма проблематично.

Американские исследователи (Л. Зунин и Н. Зунин) считают, что важны первые четыре минуты встречи, во время которых складывается общий портрет собеседника, а главную роль при этом играет не речь, а жесты.

Вообще, нужно сказать, что в процессе беседы необходимо учитывать общий настрой, содержание и атмосферу общения в целом. Однако «считывание» информации по жестам, позам и другим средствам невербального общения не всегда бывает однозначным (в некоторых ситуациях тот или иной жест может возникнуть в результате погодных условий: от холода оппонент складывает на груди руки, функционального состояния – держится за голову из-за головной боли и т.п.).

Конструктивное взаимодействие

Для конструктивного взаимодействия необходимо не только обращать внимание на все компоненты общения собеседника, но и отслеживать свои, чтобы собеседник не мог усомниться в достоверности вашей информации.

Конфликтное взаимодействие может возникнуть:

  • при навешивании ярлыков. Когда мы или нам приписывают жёстко заданную определённую роль;
  • когда оппоненты концентрируются не на самом результате, а на отношениях друг с другом.
  • в ситуации соперничества за обладание ограниченным ресурсом.

Основные принципы бесконфликтного общения:

  • не навешивать «ярлыки» на других;
  • не позволять навешивать ярлыки на себя;
  • ориентироваться на результат, а не на отношения.

Приемы активного слушания

Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются невидимые связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, делающее процесс общения более эффективным.

Пассивное слушание:

При пассивном слушании нам сложно понять, воспринимает ли собеседник нашу речь. При этом нет ни мимических, ни физических реакций на получаемую информацию. Создаётся впечатление, что собеседник лишь смотрит на нас, но думает о своём. Ощущение отсутствия включённости в процесс.

ž Активное слушание:

Активное слушание помогает понять, оценить и запомнить информацию, полученную от собеседника. Кроме того, использование приемов активного слушания может побуждать собеседника к ответам, направлять беседу в нужное русло и способствовать лучшему пониманию и верной интерпретации информации, полученной от собеседника в ходе вашего общения. Это является особо важным при ведении переговоров и при общении с пострадавшими в зоне ЧС.

Основные приёмы активного слушания:

  1. Поддакивание: «угу», «ага».
  2. Своевременная пауза.
  3. Особенности постановки вопросов.
  4. Перефразирование полученной информации.
  5. Резюмирование полученной информации.
  6. Раппорт – присоединение по дыханию, темпу речи, интонации.
  7. Отражение чувств, эмпатия.

Показатели успешности использования метода активного слушания:

  • Продвижение в решении проблемы собеседника.
  • Видимое снижение интенсивности негативных переживаний.

Модальность – это преобладающая система восприятия человеком окружающего мира.

žДля аудиальной модальности характерно восприятие мира через слуховые ощущения, то есть человек главным образом ориентируется на то, что он услышал.

žžДля визуальной главное – зрение, то, что человек видит.

žПри кинестетической модальности человек воспринимает мир сквозь призму телесных ощущений.

Общение с пострадавшими

Вступая в контакт с пострадавшим, первое, что необходимо сделать, это дать понять человеку, что Вы здесь, чтобы ему помочь.

Общие принципы конструктивного общения с пострадавшими

  • žСпециалистам рекомендуется строить речь в побудительном наклонении.
  • žžКороткие, четкие фразы.
  • žžВ речи не должно быть сложно построенных словесных оборотов.
  • žžИзбегание в речи частицы «не».
  • žžРечь плавная, медленная с элементами внушения: «Помощь пришла! «Слушай меня!», «Надо жить!»

Использование приемов косвенного внушения (техники: «три да», «или или», «пресубпозиция»)

  • žГлаза на одном уровне
  • žžИспользование приемов присоединения
  • žžКонтроль информации, которая может быть случайно услышана пострадавшим.
  • žНе давать обещаний, которые вы не в состоянии выполнить
  • žЗапрет на фразу: «Все будет хорошо»!
  • žКонтроль специалиста за собственным эмоциональным состоянием
  • žДемонстрация уверенности и контроля над ситуацией. В голосе и поведении специалистов не должны звучать неуверенность, сомнение, а тем более паника.

Ресурс – не представляет собой решение самой проблемы! Ресурсом может быть все, что угодно. Это то, что может помочь человеку в конкретной ситуации, и что поможет ему оставаться в живых. Ресурсами могут быть: жизненный опыт, полученный в кризисной ситуации, уникальность этого опыта, факт того, что человек выжил и др.

Поиск ресурса:

  • На разных этапах общения, возможно поэтапное нахождение ресурсов, которые могут быть разными.
  • В одинаковой ситуации, ресурс, найденный для одного человека, совсем не обязательно будет являться ресурсом для другого.

Переживание горя и утраты

Задачи работы горя:

  • признать факт и обстоятельства потери;
  • пережить боль потери, пережить все сложные чувства, которые сопутствуют утрате;
  • наладить взаимоотношения с тем окружением, в котором произошла утрата;
  • -выстроить новое отношение к объекту утраты и продолжать жить.

Фазы горя:

  1. фаза шока и оцепенения;
  2. фаза страдания и дезорганизации;
  3. žфаза остаточных толчков и реорганизации;
  4. žфаза завершения.

Патологическое горе

Причины:

  • конфликты или ссоры с близким человеком перед его смертью;
  • невыполненные по отношению к умершему обещания;
  • «не похороненные мертвецы» – без вести пропавшие, те, чьи тела не были найдены, те, о смерти которых не сообщили близким (пока событие не произошло, работа горя в полной мере начаться не может);
  • внезапная или неожиданная утрата;
  • двойственные чувства по поводу утраты;
  • чрезмерная зависимость от умершего;
  • множественны утраты на протяжении незначительного времени;
  • отсутствие систем поддержки личности или жизнеобеспечения.

Изменения в отношениях с окружающими людьми

  • избегание общения;
  • социальная изоляция;
  • утрата теплоты по отношению к другим людям;
  • раздражение, злость, желание, чтобы «не трогали»;
  • яростная враждебность к определенным лицам;
  • дальнейшая утрата форм социальной активности.

Особенности переживания утраты детьми

  • у детей до 2-х лет вообще нет никакого представления о смерти;
  • žмежду 2-мя и 6-тью годами развивается представление о том, что умирают не навсегда;
  • žв ранние школьные годы дети относятся к смерти как к чему-то внешнему: они персонифицируют ее либо с определенным лицом, либо идентифицируют с покойником;
  • žв возрасте 5–7 лет считают собственную смерть маловероятной;
  • žмежду 6 – 10 годами смерть становится более реальной и окончательной;
  • žк подростковому возрасту, дети уже разделяют концепцию взрослых о смерти, и собственная смертность становится для них очевидной, однако, склонны верить в бессмертие души.

Узнав о смерти родителя или близкого родственника, дети проходят через те же стадии, что и взрослый. Однако период острого горя у них обычно короче, чем у взрослых.

Патологические реакции горя у детей

  • энурез, заикание, сонливость или бессонница, откусывание ногтей, анорексия (отсутствие аппетита), галлюцинации;
  • длительное неуправляемое поведение;
  • острая чувствительность к разлуке;
  • полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;
  • отсроченное переживание горя;
  • депрессия.

Благоприятное проживания горя у детей

  • хорошие отношения с родителем до его смерти;
  • получение адекватной информации, откровенных ответов на вопросы ребенка;
  • участие в процессе оплакивания вместе со всей семьей;
  • хорошие отношения с оставшимся в живых родителем и уверенность в нерушимости этих отношений.

Основные принципы общения с жертвой

Жертва – особая группа пострадавших, к которой относятся люди временно изолированные в очаге ЧС.

Основные принципы работы с пострадавшим в течение АСДНР

  • žСтараться держать человека в сознании.
  • žžОдин из специалистов общается с жертвой в течение проведения АСДНР.
  • žžПри возможности поддерживать физический контакт.
  • žžСбор информации, информационная поддержка изолированного человека.
  • žžПоиск ресурса.

Сбор информации о жертве

  • žИмя пострадавшего;
  • žžИнформация о его физическом самочувствии;
  • žžИнформация о том, что вокруг;
  • žžИнформация о том, кто был с ним во время трагедии;
  • žžИнформация о том, кто может находиться поблизости с ним.

Информация для жертвы

  • žИнформация о том, что специалисты уже прибыли и делают все для его спасения.
  • žžИнформация о том, что изолированному человеку необходимо сохранять спокойствие.
  • žžИнформация о том, что пострадавший не должен принимать каких-либо физических усилий к самостоятельной эвакуации.
  • žИнформация о максимальной экономии собственных сил.
  • žИнформация о том, что высвобождение из «плена» может занять больше времени.
  • žКомментирование действия спасателей по извлечению пострадавшего .
  • žКомментирование состояния самого пострадавшего.

Цель заключительного этапа – «правильная» передача пострадавшего другим специалистам (медикам).

Виды общения по средствам :
1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;
2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.

Виды общения по целям :
1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Виды общения по содержанию :
1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;
2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;
3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;
4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

Виды общения по опосредованности :
1) непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Когда применяют термин «непосредственное», то подразумевают общение «лицом к лицу», в ходе которого каждый участник процесса воспринимает другого и производит контакт.;
2) опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.) Это коммуникация, в которой присутствуют третьи лица, механизмы, вещи (к примеру, телефонный разговор).;
3) прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);
4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Другие виды общения :
1) деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;
2) воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;
3) диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.);
4) интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

В зависимости от участников общения называют лично-групповое, межличностное, и межгрупповое общение .

В первичной группе, первичном коллективе человек общается с каждым человеком. По ходу такого парного общения устанавливаются как личные, так и групповые задачи и цели. Знание общностей о содержании общения или наличии третьего в момент общения двух лиц между собой изменяют картину общения.

Лично-групповое общение более выражено проявляется между начальником и группой или коллективом.

Межгрупповое общение означает контакт двух общностей. К примеру командные баталии в спорте. задачи и цели межгруппового общения коллективов могут часто совпадать (общение обладает мирным характером), а могут и разниться (конфликтное общение). Межгрупповое общение - отнюдь не безликое аморфное воздействие. В этом общении каждая личность своеобразный носитель коллективной задачи, отстаивает ее, руководствуется ею.

Временной интервал общения, оказывает большое влияние на его характеристику. Оно является неким катализатором способов и смыслового содержания общения. Узнать детально человека за маленький срок, естественно, нельзя, но попытка узнать особенности личности и характера существует постоянно. Длительное общение - не только путь к взаимному пониманию, но и дорогу к пресыщению. Длительное общение создает предпосылку психологической совместимости, либо конфронтации.

Общение также разделяется на законченное и незаконченное . Законченным общением может считаться такой вид общения, который одинаково расценивается участниками. При этом оценка общения фиксирует не только субъективную значимость итоговых результатов общения (удовлетворенность, безразличие, неудовлетворенность), а сам факт законченности, исчерпанности.

По ходу незаконченного общения содержание темы или совместного действия оказывается не исчерпанным, не результатным, который преследовала каждая из сторон. Незавершенность общения может быть вызвана объективными или субъективными причинами. Объективные или внешние причины - разъединение людей в пространстве, запреты, нехватка средств общения и другие. Субъективные - взаимное или одностороннее отсутствие желания продолжать общение, осознание необходимости его остановки и другие.

Общение является одним из основных условий существова­ния человеческого общества и личности. Каждый из нас живет и работает среди людей. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми – родителями, сверстниками, учителями, коллегами. Одних мы любим, других нет, к третьим относимся нейтрально, третьих терпеть не можем…

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

В процессе общения происходит социализация человека, приобщение его к духовной жизни общества, формирование у него духовных и куль­турных потребностей. Таким образом, общение – это сложная коммуникатив­ная деятельность человека, субъектом и объектом которой явля­ется личность, включенная в общественные отношения.

Посредством общения люди устанавливают контакты друг с другом, обмениваются информацией, добиваются взаимного понимания, воздействуют друг на друга, побуждают совершать действия и поступки. Таким образом, общение как социально-психологическое явление выполняет 3 основных функции:
1) коммуникативную , посредством которой устанавливаются кон­такты между субъектами,
2) перцептивную , обеспечивающую восприятие и осмысление полученной информации,
3) интерак­тивную – направленную на осуществление взаимодействия между субъектами при выполнении совместной деятельности.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Цель общения – это то, ради чего возникает общение. Цели общения удовлетворяют социальные, культурные, познавательные, творческие, эстетические и другие потребности.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного человека к другому. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Средства общения бывают вербальные и невербальные.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.

Невербальное общение не предполагает использования звуковой речи, языка в качестве средства общения. Это общение с помощью мимики, жестов и пантомимики. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

Литература: Н.И. Шевандрин «Социальная психология в образовании» Г.В. Щекин «Основы психологических знаний» Р.С. Немов «Психология» П.А. Сорокун «Общая психология»

____________________________________________________

© 2024 minbanktelebank.ru
Бизнес. Заработок. Кредит. Криптовалюта